Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:24, курсовая работа
Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством, служащих. От государственных служащих зависит работа государства.
Не все
указанные должности
Во многом проблемным является вопрос
о том, относятся ли к государственным
служащим военнослужащие. Он обусловлен
неоднородностью состава
Поэтому в соотношении с сущностью
невоенной государственной
Однако признание в этом смысле государственными служащими всех военнослужащих является ошибочным. Ими не являются, например, рядовые военнослужащие срочной службы, курсанты военных учебных заведений и др.
Особенности статуса, который имеют только военнослужащие, является фактом, признанным российским правом. Для их отождествления с другими служащими нет юридических оснований.
В зависимости от характера полномочий,
определяющих роль государственных
служащих в осуществлении
В Законе РФ “об основах государственной службы” подобная классификация отсутствует, хотя она имеет принципиальное и прежде всего практическое значение. В частности, понятие должностного лица, о котором в Законе и не упоминается, является одним из ключевых, поскольку они признаются специальными субъектами различных отраслей права, в том числе многих правонарушений.
А между тем до сих пор термин «должностное лицо» официально употребляется не в качестве общего, а специального понятия, часто отражающего наличие противоречий в законодательстве. Так, в УК РФ 1996 года оно трактуется, во-первых, применительно к статьям главы 30 «Применительно против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»; во-вторых, в смысле, не во всем совпадающем с положениями Закона «Об основах государственной службы». В частности, под лицами, занимающими государственные должности, понимаются лишь лица, занимающие должности, устанавливаемые конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и уставами ее субъектов для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Однако этим определением охватываются лишь должности категории «А», которые по Закону об основах государственной службы не относятся к категории государственных должностей государственной службы, а лица, занимающие должности указанных категорий, не признаются государственными служащими. Это означает, что концепция должностного лица, выраженная в УК РФ, еще не раскрывает его общего понятия.
Однако Закон об основах государственной
службы не является актом, содержащим
универсальную трактовку
Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия. К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования, например, руководители многих структурных подразделений органов управления).
Однако понятие должностных лиц не сводится к руководителям. Руководители, хотя и являются ведущей частью, но все же есть разновидность должностных лиц, к которым относятся и иные категории государственных служащих. Например, из заместители и др.
Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам.
Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимися в их подчинении (например, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).
Нотариусы – лица, наделенные государством
в установленном порядке
Основное отличие нотариуса от представителей других юридических профессий заключается в его статусе, который объединяет частные и публичные начала. Организация деятельности нотариуса осуществляется им самостоятельно под его материальную ответственность, но при этом засвидетельствованные им факты и документы получают характер официальных, подтвержденных государством.
При совершении нотариальных действий российские нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.
Оперативный состав (функциональные
работники) – это государственные
служащие, выполняющие работу, непосредственно
определяемую задачами данного органа,
в качестве специалистов. Сюда входят
специалисты государственных
К должностным лицам по рассматриваемому
признаку относятся государственные
служащие, замещающие высшие, главные,
ведущие, старшие государственные
должности, а также руководители
предприятий, учреждений, организаций
и др; к оперативному составу –
младшие государственные
Оперативный состав, если учитывать дух закона, также можно отнести к должностным лицам, их разновидностям. но в силу своего статуса они не наделены полномочиями совершать действия, направленные на достижение юридических последствий, властным образом влиять на поведение других лиц. Поэтому выделение их в отдельную группу является одновременно условным и обоснованным.
Оперативный состав служебного аппарата
необходимо отличать от аналогичных
категорий служащих, к нему не относящихся
(врачей, преподавателей и др.). Отдельные
служащие этой категории уполномочены
на основе специальных знаний совершать
действия, влекущие юридические последствия
(например, врачи, поскольку они имеют
право выдавать листки нетрудоспособности,
в установленных случаях
Вспомогательный состав – государственные
служащие, служебная деятельность которых
не предполагает совершение действий,
влияющих на содержание решений данного
органа. Их обязанности и права
определяются задачами обеспечения
служебной деятельности должностных
лиц, оперативного состава путем
создания условий, необходимых для
выполнения ими служебных функций
(технические секретари и т.д.)
Особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариальной деятельностью может заниматься гражданин Российской Федерации, получивший на ее осуществление лицензию.
1 Бахрах Д.Н. «Административное право» / М., 1993 г., стр.97
2 Лазарев Б.М. «Государственная служба» / М.., 1993г., стр.5-6
3 ст. 2 закона РСФСР «О милиции»
4 ст. 12 закона РСФСР «О милиции»
5 ст. 12 закона РСФСР «О милиции»
Информация о работе Избирательная система в современной России