Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:40, контрольная работа
Для обьяснения того, каким образом появляется тот или иной народ и почему впоследствии исчезает, Гумилев ввел термин пассионарность. Это слово давно и прочно вошло в обиход, но, несмотря на это, оно до сих пор вызывает у многих недоумение, критику, а порой и издевательства. Над идеей пассионарности, Гумилев работал в течение всей жизни. Как он писал, это слово впервые проникло в его мозг как удар молнии в марте 1939 года.
Целью данной работы является рассмотрение этносферы по Л.Н. Гумилеву
1. Введение........................................................................................................3
2. Этносы и этносфера.....................................................................................4
3. Пассионарность...........................................................................................9
4. Теория пассионарности.............................................................................13
5. Заключение..................................................................................................16
6. Библиографический список......................................................................17
Индия в ландшафтном отношении беднее Европы, и поэтому процессы этногенеза происходили там медленно. Два крупных народа сформировались в западной части Индии: раджупы ( около 8 в.), и сикхи (16-18 в.в.). Казалось бы, что пустыни Раджастана и Синда гораздо менее благоприятны для человека, чем плодородная, покрытая в то время лесами долина Ганга. Однако в Синде отчетливо выражено сочетание пустынь и тропической растительности в долине Инда, а в Раджастане — пустынь, степей и горных лесов. Расцвета культура достигла во внутренней Индии, но образование новых народов связано с пограничными областями.
В Северной Америке бескрайние
леса и прерии не создают
благоприятных условий для
Оказывается, искуственные
Иногда воздействие возникающего этноса на ландшафт бывает малозаметным, так как сводится к эксплуатации природных богатств, но и тут биологическое равновесие региона нарушается. Ахейцы привели с собой в Пелопонесс коз, съевших всю пышную растительность, что уже в 5 в. вызвало эрозию почв в Аттике; полинезийцы истребили в Новой Зеландии птицу моа; европейские колонисты в Северной Америке развели лошадей и уничтожили бизонов и т. д. Иначе говоря, антропогенное воздействие на ландшафт можно рассматривать как адаптацию новой популяции, находящейся в динамическом состоянии, то есть слагающуюся в этнос. А полностью сложившиеся этносы вписываются в ландшафт настолько, что не могут и не хотят приспосабливаться к иным природным условиям.
С этой точки зрения легко
объяснимы различия между
Так сосуществовали в одних
природных условиях племена охотников
и
Общий признак для
Следовательно,
этногенез можно понять как
множество процессов
Причину же, вызывающую образование
этносов, можно обнаружить, только
«Пассионарность - это характерологическая доминанта. Это непреоборимое внутреннее стремление (осознанное, или чаще не осознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников. Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми, она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие; и она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса».Давыдов,Д.Г [5. С. 5-6 ]
Пассионарность - это своего рода сила страсти, когда человек действует и не может не действовать вопреки инстинкту самосохранения, который существует в каждом из нас. Это определенный вид энергии, заставляющей людей совершать, казалось-бы внешне бессмысленные поступки. Это своего рода мутация, которая время от времени настигает все живые организмы. Гумилев.Л.Н [1.C.-43] источником этой мутации считал, смешение видов несущих пассионарный заряд, подвергшихся излучению космической энергией. В результате мутации, рождаются люди с повышенной жизненной и
По рассуждениям Гумилева [2], пассионариями движут не корыстные чувства. Поручик артиллерии Бонапарт в молодости был беден и мечтал сделать карьеру. Это банально и потому понятно. Однако уже Итальянская компания делает Бонапарта богачом. Так что остальную жизнь он мог прожить не трудясь. Но что то потянуло его в Египет, а потом толкнуло на смертельный риск 18 брюнера. Что ? Властолюбие, и ни что иное. А когда он стал императором, разве он успокоился?». Людей подобных Наполеону, Македонскому, Жанне Дарк, Микельанджело, Гомеру и др., Гумилев рассматривал как наиболее ярких участников разных этногенезов в разных фазах и регионах. Такие люди , появляясь в тот или иной момент развития этноса способствуют его развитию и объединению.
Модусы пассионарности разнообразны. Тут и гордость, стимулирующая жажду власти и славы в веках, тщеславие, толкающее на демагогию и творчство. Алчность, рождающая скупцов. Стяжателей и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага, а в применении к идее — создающая фанатиков и мучеников. Поскольку речь идет об энергии, то моральные оценки не применимы. Добрыми или злыми могут быть сознательные решения, а не импульсы. Хотя мы можем обнаружить феномен пассионарности на отдельных людях, ярких и тусклых, но убедительнее она видна на этнической истории, когда прочие факторы взаимно компенсируются, выявляются статистические закономерности, отличающие этногенез от социогенеза и культурогенеза. При всем различии эпох и стран модель пассионарности в этногенезе одна и та же.
Несомненно, что подавляющее число поступков, совершаемых людьми, диктуется инстинктом самосохранения, либо личного, либо видового. Последнее проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства.
Однако пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людей
Разумному эгоизму
противостоит группа импульсов
с обратным вектором. Она всем
хорошо известна, как впрочем
и пассионарность, но также никогда
не выделялась в единый разряд.
У всех людей имеется
В истории, пассионарии
наиболее ярко представлены
качества, как пассионарность. Ничего общего с какими бы то ни было классовыми, сословными подразделениями отмеченные выше характерологические типы не имеют, хотя пассионарность может быть характерна для этноса целиком, а не просто для одного человека.
«Кроме того, пассионарность
имеет еще одно качество, которое
чрезвычайно важно. Она