Эвтаназия "за и против"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 00:52, реферат

Описание работы

Основная задача – рассмотреть проблему эвтаназии. В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:
1.Сущность и Виды эвтаназии
2. Роль и значение эвтаназии
3. Проблемы и противоречия эвтаназии

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность и Виды эвтаназии ………………………………………..5
2. Роль и значение эвтаназии…………….……………………………..9
3. Проблемы и противоречия эвтаназии……..……………………….16
Заключение ………………………………………………………………………25
Список литературы ……………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

эвтаназия1.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

некоторых государствах помощи при умирании  является  первым  шагом  на

этом  пути,  своеобразным  компромиссом,  которого  могут   попробовать

достичь  сторонники  и  противники  эвтаназии.   Разрешение   эвтаназии

сдерживает неоднозначно складывающееся общественное мнение (между  теми, кто за и теми, кто против). Так, упомянутый Орегонский акт был  принят в 1994  г.,  а  обрёл  силу  в 1997  г.  из-за  протеста,   принесённого

несколькими врачами  и терминальными больными,  считающими,  что  данный акт дискредитирует терминальных больных.

     В  Российской  Федерации  эвтаназия,  в  какой  бы  форме   она  не

осуществлялась,  запрещена законом. В ст. 45 Основ законодательства  РФ

об охране здоровья граждан говорится о том, что  медицинскому  персоналу

запрещается осуществление  эвтаназии – удовлетворение  просьбы  больного

об ускорении  его смерти какими-либо действиями или  средствами,  в  том

числе прекращением искусственных мер по  поддержанию  жизни.  Названная статья  предусматривает,  что  лицо,  которое   сознательно   побуждает больного к эвтаназии  и (или) осуществляет эвтаназию,  «несёт  уголовную ответственность   в   соответствии   с   законодательством   Российской Федерации».

    «Лица,  окончившие высшие  медицинские   образовательные  учреждения

РФ, при получении  диплома врача дают клятву, текст  которой закреплён  в

ст. 60 Основ законодательства РФ об охране  здоровья  граждан.  Будущие

врачи торжественно клянутся  «проявлять  высочайшее  уважение  к  жизни

человека, никогда  не прибегать к осуществлению  эвтаназии».  Факт  дачи

клятвы врача  удостоверяется его личной подписью в  дипломе.  В  той  же

статье Основ  говорится об ответственности врачей  за  нарушение данной

ими клятвы».[13]

    В  науке уголовного права России  и зарубежных  государств  проблема

эвтаназии  нередко  рассматривается  с  уже  упомянутой  позиции  более

широкого  понятия  –  согласия  потерпевшего   на   причинение   вреда.

Российское уголовное  право исходит из  того,  что  такое  согласие,  по

общему правилу, не должно рассматриваться  в  качестве  обстоятельства,

исключающего  преступность   деяния.   Поэтому   позиция   действующего

уголовного законодательства России относительно  эвтаназии  однозначна:

это  убийство  –  умышленное,  неправомерное  лишение   жизни   другого

человека.  Мотив  сострадания,  указанный  в  перечне  привиллегирующих

обстоятельств, предусмотренных в статье  61  УК  Российской  федерации,

может быть учтён  лишь при назначении наказания виновному  лицу,  но  не

при   квалификации   деяния.    Убийство    по    мотиву    сострадания

квалифицируется по ч.1 ст. 105 УК РФ, т. е. как простое  убийство.

    Что  касается склонения к эвтаназии (и вообще к убийству),  то  наш

УК не предусматривает  ответственности  за  таковое  деяние,  в  УК  РФ

предусматривается лишь состав  доведения  до  самоубийства  (ст.  110),

предполагающего  определённый  способ  совершения:  применение   угроз,

жёсткое   обращение   или   систематическое   унижение    человеческого

достоинства потерпевшего. Под склонением больного к эвтаназии,  на  наш

взгляд, следует  понимать возбуждение в нём решимости  уйти  из  жизни  и

обратиться с  просьбой об эвтаназии к медицинскому  работнику.  Подобные

действия нельзя рассматривать с позиции института  соучастия или какого-

либо другого  уголовно-правового  института.  Даже  если  признать  акт

эвтаназии формой самоубийства при помощи врача,  то  и  в  этом  случае

нельзя наказать лицо, склонившего больного к эвтаназии.

                                 

    «Статьи  об эвтаназии  впервые  в   национальные  УК  были  включены

законодателями   Азербайджана   и   Грузии.   Согласно   ст.   135   УК

Азербайджанской Республики 1999 г.,  эвтаназия,  т.  е.  удовлетворение

просьбы больного об ускорении его  смерти  какими-либо  средствами  или

действиями, либо прекращение искусственных мер  по  поддержанию  жизни,

наказывается  в уголовном порядке. УК Грузии  1999  г.  содержит  состав

«убийства по просьбе  жертвы» (ст. 110),  понимаемого  как  убийство по

настоятельной просьбе потерпевшего и в  соответствии  с  его  подлинной

волей,  совершённое  с  целью  освобождения   умирающего   от   сильных

физических болей».[13]

    В   некоторых   зарубежных   государствах   убийство   по   мотиву

сострадания, совершённое по просьбе  потерпевшего,  представляет  собой

самостоятельный привилегированный вид умышленного  причинения смерти.  В этих случаях  уголовное законодательство  предусматривает  более  мягкое

наказание по сравнению  с  тем,  которое  назначается  за  простое или

квалифицированное виды убийства. Те государства, в которых  предусмотрен

привилегированный вид убийства, совершённого по  просьбе  потерпевшего,

как правило, включают в свои уголовные кодексы и  составы  пособничества

самоубийству  либо склонения к  нему.  «К  примеру,  ч.  1  ст.  127  УК

Республики Болгарии гласит: «Кто каким бы то ни  было  способом  окажет

содействие или  склонит другое лицо к самоубийству, и  самоубийство  или

покушение на него последуют,  наказывается  лишением  свободы  до  трёх

лет». Наказание  увеличивается до десяти лет лишения  свободы, если такое

преступление  совершено в отношении несовершеннолетнего  лица либо  лица, о котором  виновный  знает,  что  оно  не  способно  руководить  своими действиями или  не понимает характера и значения  совершаемого  действия (ч. 2 ст. 127). Помощь  другому  лицу  в  самоубийстве  наказывается  в Австрии (§ 78 УК Австрии) и в Дании (§ 240 УК Дании).  В  УК  Швейцарии установлена уголовная ответственность  за  пособничество  самоубийству, совершённое из корыстных побуждений (ст. 115). Согласно УК Польши, тот, кто путём уговоров или оказания помощи доводит человека до покушения на свою жизнь, подлежит наказанию лишением свободы на срок от трёх месяцев до пяти лет (ст. 151)».[13]

    В  целом  видно,  что  нашему  законодательству,  а,  в  частности,

законодателю, предстоит  большая работа  по  регулированию  такого  рода

вопросов.  Неоказание  внимания  проблеме  эвтаназии  чревата,   помимо

установленных проблем, большими  правовыми  пробелами  (в  сравнении  с

Западом) и неправомочием  органов  в  некоторых  областях  общественных

отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

    Подводя   итог  своей  работы  хотелось  бы   отметить   следующее.

Проблемы,    связанные   с   эвтаназией,   волнуют   законодателей    и

общественность  многих  современных  государств,  становятся  предметом

обсуждения и  исследования специалистов разных областей. Следует понять,

что никакое  право, в том числе и уголовное, не может предусмотреть  все

частные случаи. Решения, принимаемые медициной, не могут быть  заменены правовыми. Особенно это касается человеческой жизни. Но такая  проблема как эвтаназия  есть и она требует решения, в  том числе и  правового.  На мой взгляд активная эвтаназия, по крайней мере в наше время,  не  имеет права на  жизнь,  так как скрывает  в себе  массу возможностей  для неправильного применения акта эвтаназии. Например,  в условиях  нашего государства при бедности  медицины  эвтаназия может превратиться  в средство   умерщвления   одиноких   стариков,   детей-инвалидов,   лиц, страдающих раком и СПИДом, на содержание и  лечение  которых  недостаёт денежных средств.

    Единственным  способом проявления эвтаназии  в нашем обществе  может

являться  добровольная  и   пассивная   эвтаназия.   Нужно   чётко   и

недвусмысленно  сформулировать законодательную норму,  согласно  которой больной имеет  полное право знать диагноз своей  болезни,  её  возможные последствия,  степень  риска  неблагоприятного  исхода  при  отказе  от лечения, степень надежды на выздоровление.  Если  больной  находится  в вегетативном  состоянии  должно   определить   необратимость   такового состояния.  На  мой  взгляд,  вопрос  об  эвтаназии  следует  решать  в присутствии   самого   больного   или   его   представителя,   имеющего

задокументированное заранее волеизъявление, если это  не  возможно,  по

ряду причин, всё равно, вопрос об умерщвлении  не должен решаться  одним

лицом, а, например, консилиумом  врачей.  Также  следует  не  допустить

физического страдания  умирающего, даже путём  применения  тех  средств,

которые в иных случаях были бы противопоказаны. Только в этом случае  в

итоге возможна смерть, но уже по воле самого пациента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. Ардашева  Н. А. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни: правовые условия // Рос. юрид. журн, 1996. — 1. — С. 71-80
  2. Акопов В. И. Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии // Медицинское право и этика, 2000. — 1. — С. 47-55
  3. Акопов В.И., Бова А.А. Сборник докладов первой международной конференции "Общество, медицина, закон". Кисловодск. 1999.  С. 5-6
  4. Булгаков С. О чудесах евангельских. М. "Русский путь", 1994, с. 64.
  5. Гольмен Д., Харрис Д., Зваак Л. «Европейская конвенция о правахчеловека и Европейская социальная хартия: право и практика», М., 1998. С.
  6. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г , Этика: Учебник- М.: Гардарика, 1998г.
  7. Дмитриев Ю. А. Конституционное право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Право и политика, 2000. — 7. — С.127-130
  8. Дмитриев Ю. А., Шленева Е. В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Государство и право, 2000. — 11. — С. 52-59
  9. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М. 1994, с. 197,363
  10. "Право умирающего человека на прекращение жизни". - JAMA, октябрь,1992, с. 48
  11. Пулмэн Д. «Достоинство человека, боль и страдание» // Человек.  2001.  №3 С. 104.
  12. Ковалев М. И. «Право на жизнь и право на смерть» // Государство и  право,   1992, № 7
  13. Крылова  Н.  Е.  «Эвтаназия:  уголовно-правовой  аспект»   //   Вестник московского университета серия 11 право, 2000, № 2
  14. Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань. 1994, т. 1, с. 387
  15. Ницше Ф. Веселая наука. - Стихотворения и философская проза. СПб. 1993, с. 380.
  16. Руфь   Б.    Хайцер    «Эвтаназия»
  17. Харакас С. Православие и биоэтика. - "Человек", № 2, 1994, с. 96
  18. http://evtanasia.at.ua/
  19. http://ru.wikipedia.org/wiki/Эвтаназия
  20. portal-credo.ru

Информация о работе Эвтаназия "за и против"