Контрольная работа по "Концепциям современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Следовательно парадигма - краткое описание основных понятий, допущений, предложений, процедур и проблем какой-либо самостоятельной области знаний или теоретического подхода; в методологии - представления о предмете науки, ее основополагающих теориях и специфических методах, в соответствии с которыми организуется исследовательская практика научным сообществом в определенный исторический период. Парадигма - одно из ключевых понятий современной философии науки, обозначающее совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществами обеспечивающих существование научной традиции.

Содержание работы

1.вопрос (5) Что называют парадигмой науки?.................................стр.3-6
2.вопрос (11)Какой новый вклад в картину мира вносит
электромагнитная теория?............................................стр.7-8
3.вопрос (18)Современные представления о пространстве
и времени?.....................................................................стр.9-11
4.ворос (25)Что такое пустота или вакуум, как менялись
Взгляды на него?..........................................................стр.12-15
5.вопрос(39)Развитие учения о составе вещества?........................стр.16-19
6.вопрос(44)Что выражает первый закон термодинамики?..........стр.20-22
7.вопрос(51)Проблемы происхождения и развития Земли?.........стр.23-26
8.вопрос(53)Какие гипотезы происхождения живой материи
вам известны?...............................................................стр.27-41
9.вопрос(59)Важнейшие достижения биологических
десятилетий?.................................................................стр.42-45
10.вопрос(68)Этические проблемы естествознания?.........................стр.46

Список литературы………………………………………...............стр.47-48

Файлы: 1 файл

готовая контрольная ксе.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

                      Министерство сельского хозяйства  РФ

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

                 высшего профессионального образования 

« Пермская государственная  сельскохозяйственная академия

                     имени академика Д.Н.Прянишникова »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Кафедра «Ботаники и генетики»

 

 

 

 

                                          Контрольная работа 

       По  дисциплине «Концепции современного  естествознания»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнила: студентка 1 курса

                                                                           Факультета заочного обучения

                                                                             специальности «Экономика и

                                                                                управление на предприятии

                                                                                     (в оценке недвижимости)

                                                                                               Шифр:Эну-11311

 

 

                                                                      

                                                                                      

                                                                                                              Проверил : 

                                                                             Кандидат биологических наук

                                                                                                      Кузьменко И.Н

 

 

 

                                                         Пермь 2011

 

                                              Содержание:

1.вопрос (5) Что называют  парадигмой науки?.................................стр.3-6

2.вопрос (11)Какой новый  вклад в картину мира вносит

                       электромагнитная теория?............................................стр.7-8

3.вопрос (18)Современные  представления о пространстве

                       и времени?.....................................................................стр.9-11

4.ворос (25)Что такое  пустота или вакуум, как менялись

                     Взгляды на него?..........................................................стр.12-15

5.вопрос(39)Развитие учения  о составе вещества?........................стр.16-19

6.вопрос(44)Что выражает первый  закон термодинамики?..........стр.20-22

7.вопрос(51)Проблемы происхождения  и развития Земли?.........стр.23-26

8.вопрос(53)Какие гипотезы происхождения  живой материи

                     вам известны?...............................................................стр.27-41

9.вопрос(59)Важнейшие достижения  биологических 

                     десятилетий?.................................................................стр.42-45

10.вопрос(68)Этические проблемы естествознания?.........................стр.46

 

Список литературы………………………………………...............стр.47-48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 вопрос.

 

У каждой науки есть свои парадигмы. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур.

 

Paradeigma: (para - подле, возле,  против, почти, deigma - образец, пример, проба) в переводе с греческого означает - то, что возле образца, но как бы вопреки ему, причем почти то же, что образец, но все же нечто иное и самодостаточное, одним словом - первообразец. В 1960-е гг. новое звучание этому понятию придал американский физик и историк науки Томас Кун (1922-1995), автор книги <Структура научных революций>, ставшей философским и социологическим бестселлером. Его интерес к развитию научных теорий и революций в науке возник из размышлений над некоторыми фундаментальными различиями общественных и естественных наук. Он был потрясен количеством и степенью разногласий среди обществоведов относительно фундаментальных принципов, на которых зиждилась их наука. Совсем иначе обстоят дела в естественных науках. Хотя занимающиеся астрономией, физикой и химией вряд ли обладают более четкими и точными решениями, чем психологи, антропологи и социологи, они не затевают почему-то серьезных споров по фундаментальным проблемам. Исследовав глубже это очевидное несоответствие, Кун ввел в научный оборот понятие парадигмы как (концептуальной схемы, которая признается членами научного сообщества в качестве основы их исследовательской деятельности и с этой позиции пересмотрел всю историю европейских наук. Его книга <Структура научных революций> (1962) вызвала в ученом братстве подобие шока. Кун пишет: <Под парадигмами я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу>. Парадигма определяет владение мира учеными, их картину мира, методы познания и характер выбираемых проблем. Периоды смены парадигм Кун назвал научными революциями. По Куну, различные парадигмы несоизмеримы и непереводимы: ученые, принимающие разные парадигмы, как бы живут в различных мирах. Парадигма столь же существенна для науки, как наблюдение и эксперимент; приверженность к специфическим парадигмам необходимая предпосылка любого серьезного научного дела. Когда парадигму принимает большая часть научного сообщества, она становится обязательной точкой зрения мощным катализатором научного прогресса.

 

Следовательно парадигма -  краткое описание основных понятий, допущений, предложений, процедур и  проблем какой-либо самостоятельной  области знаний или теоретического подхода;  в методологии - представления  о предмете науки, ее основополагающих теориях и специфических методах, в соответствии с которыми организуется исследовательская практика научным сообществом в определенный исторический период. Парадигма - одно из ключевых понятий современной философии науки, обозначающее совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществами обеспечивающих существование научной традиции. Понятие парадигмы тождественно понятию научного сообщества: она объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. Как правило, парадигма находит свое воплощение в учебниках или в классических трудах ученых и на многие годы задает круг проблем и методов их решения в той или иной области науки. В целом понятие парадигмы шире понятия <отдельная теория>; парадигма формирует строй научной дисциплины в определенное время. Формирование общепризнанной парадигмы является признаком зрелости науки. Смена парадигм ведет к научной революции, т.е. полному или частичному изменению элементов дисциплинарной матрицы. Переход к новой парадигме диктуется не столько логическими, сколько ценностными и психологическими соображениями. Под дисциплинарной матрицей Кун понимал, во-первых, принадлежность ученых к определенной дисциплине и, во-вторых, систему правил научной деятельности. Наборы предписаний парадигмы состоят из символических обобщений (законов и определений основных понятий теории); метафизических положений, задающих способ видения универсума и его онтологию; ценностных установок, влияющих на выбор направлений исследования; <общепринятых образцов> - схем решения конкретных задач (<головоломок>), задающим ученым методику решения проблем в их повседневной научной работе.

Иногда под парадигмами  понимаются крупные теории, группы теорий или метатеории. Одна и та же парадигма может стать основой не одной, а ряда теорий, и разрабатываться представителями нескольких социологических школ. Каждая парадигма определяет угол зрения, стиль мышления ученого, его теоретический подход к изучению, интерпретации и оценке социальных фактов и требует выработки своеобразного категориального аппарата.

В отечественной литературе термин <парадигма> стал употребляться  сравнительно недавно - раньше предпочитали использовать такие понятия, как <научная  школа> и <научное направление>. В качестве классификационного приема эти понятия встречаются в сочинениях отечественных социологов, опубликованных в 70-е гг. (см. работы Д.М. Гвишиани, Д.М. Беркович, О.И. Шкаратан и др.). Специалисты в области методологических проблем социологии А.В. Кабыща и М.Р. Тульчинский определяют парадигму как <совокупность принципов и подходов, лежащих в основе соответствующих теоретических и методологических концепций, школ и направлений. В парадигму может быть включена и совокупность методов, развертывающих ее в целую систему соответствующих исследовательских процедур. Сложная, развитая парадигма, совокупность принципов и подходов, границы которой не всегда ясно сознаются, определяет структуру модели изучаемого объекта и предмета>.

В начале 80-х гг. термин <парадигма> был использован В.А. Ядовым для характеристики смены фундаментальных концепций отношения к труду и основных этапов, через которые проходила в своем развитии отечественная социология труда. Первая, донаучная парадигма в концепции В.А. Ядова, которая была распространена им не только на отечественную, но и на зарубежную социологию, - описательно-аналитический, или социографический подход, представленный работами Ф. Энгельса, Ч. Бута и др., исследовавших положение рабочего класса в Англии в ХIХ в. В России ее сторонниками были В. Берви-Флеровский, выпустивший в 1869 г. книгу о рабочем классе, К. Пажитнов, опубликовавший книгу <Положение рабочего класса в России> в 1906 г. Оба русских мыслителя, принадлежавшие к революционно-демократическому крылу интеллигенции, обобщили значительный статистический материал, данные прессы и официальных правительственных отчетов, а также личные наблюдения. Они дали подробное историко-сравнительное описание тенденций рабочего класса, условий труда и образа жизни, показали динамику заработной платы и изменение материального положения рабочего, раскрыли бытовые и жилищные условия проживания семей рабочих. Социографическая традиция в отечественной науке не прерывалась и в послеоктябрьский период. Так, обследования рабочих бюджетов и образа жизни, условий труда и быта, динамики заработной платы, уровня относительной и абсолютной бедности в 20-е гг. продолжили, в частности, С.Г. Струмилин и С. Солнцев, а в 50-60-е гг. - Г.А. Пруденский, В.Д. Патрушев, Г.В. Осипов, Ф.Р. Филиппов, Л.А. Гордон, О.И. Шкаратан и др.

 

         Вторая парадигма <Рабочее место> связана с деятельностью Ф. Тейлора, А. Гастева и советских психотехников 20-х гг. А. Гастев изучал вопросы культуры общественного труда и рабочего класса, социальные установки и потребности, социальную организацию предприятия и задачи социальной инженерии.

 

         Третья парадигма <Работник и коллектив>, или <Работник и организация>, описывает развитие социологии трудового коллектива и социологию организаций в 1960-1980-е гг. в СССР. Тогда социологический подход к трудовому коллективу формировался на пересечении нескольких дисциплин; главным методом получения информации о трудовом коллективе было анкетирование, измерявшее в основном субъективно-психологическую информацию о внутреннем состоянии и потребностях индивида, удовлетворенности, сплоченности малой группы

Появление парадигмы  в науке оказывает на развитие последней революционное влияние. Единая система теоретических воззрений, методологических принципов, методических приемов и эмпирических результатов, разделяемых научным сообществом, подтвержденная десятками и сотнями публикаций в серьезных академических журналах, упорядочивает процесс преподавания и подготовки социологических кадров. Создание парадигмы завершается выпуском стандартных учебников, систематизирующих историю, теоретические подходы, методологию и методику исследования. Учебники дисциплинируют научное сообщество, именитых и непризнанных, старые и новые кадры ученых.

 

Если раньше, до появления  понятия <парадигма>, каждому исследователю, претендующему на получение степени доктора философии, при составлении программы своего исследования приходилось заново придумывать теоретическую модель, понятийный язык, методы и стандарты, то теперь учебники освободили его от необходимости подобной деятельности.

 

Парадигма обеспечивает студентов и будущих ученых готовой  системой знаний, излагаемой в лекциях  и на семинарах. У социологов, получающих заказы от бизнесменов или местных  властей на проведение исследования, появляется уверенность в том, что оно обязательно завершится успехом. Такую гарантию дают прецеденты - образцы профессиональных исследований, ранее проведенных в рамках действующей парадигмы и изложенные в тексте учебника как пример для подражания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 вопрос.

 

Электромагнитная картина  мира. Наибольший вклад в формирование данного представления о мире внесли работы М. Фарадея и Д. Максвелла. После создания последним на основе открытого Фарадеем явления электромагнитной индукции теории электромагнитного поля стало возможным говорить о появлении электромагнитной картины мира.

 

Теория электромагнитного  поля Максвелла ознаменовала собой  начало нового этапа в физике. В  соответствии с ней мир стал представляться единой электродинамической системой, построенной из электрически заряженных частиц, взаимодействующих посредством электромагнитного поля.

       Важнейшими понятиями новой теории являются: заряд, который может быть как положительным, так и отрицательным; напряженность поля — сила, которая действовала бы на тело, несущее единичный заряд, если бы оно находилось в рассматриваемой точке.

Когда электрические  заряды движутся друг относительно друга, появляется дополнительная магнитная  сила. Поэтому общая сила, объединяющая электрическую (покоящиеся заряды) и магнитную (движущиеся заряды) силы, называется электромагнитной. Все многообразие этих сил и зарядов описывается системой уравнений классической электродинамики. Они известны как уравнения Максвелла. Это — закон Ш. Кулона, который полностью эквивалентен закону всемирного тяготения Ньютона ; магнитные силовые линии непрерывны и не имеют ни начала, ни конца, магнитных зарядов не существует; электрическое поле создается переменным магнитным полем; магнитное поле может создаваться как электрическим током, так и переменным электрическим полем.

 

Таким образом, были выдвинуты  новые физические и философские  взгляды на материю, пространство, время  и силы, во многом изменявшие прежнюю  механическую картину мира. Но нельзя сказать, что эти изменения были кардинальны, так как они осуществились в рамках классической науки. Поэтому новую электромагнитную картину мира можно считать промежуточной, соединяющей в себе как новые идеи, так и старые механистические представления о мире.

Информация о работе Контрольная работа по "Концепциям современного естествознания"