Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 17:34, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы является системный подход.
Предмет исследования – системный анализ и его логические основы.
Цель курсовой работы – показать логическую связанность и целостность процесса изучения социальной реальности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Системный подход как методология научного мышления
1.1. История становления системного подхода в науке……………………...6
1.2. Сущность, основные понятия и принципы системного подхода как методологии научного мышления……………………………………….12
Глава 2. Системный анализ как инструмент реализации системного подхода и его логических основ при изучении социальной реальности
2.1. Системный анализ: понятие, цели, объект исследования………………..20
2.2. Логическая основа системного анализа: цели – пути достижения целей – потребные ресурсы………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………40
Таким
образом, системный анализ является
именно тем инструментом научного познания,
в котором практически полностью реализуется
логика системного подхода. Следовательно,
для более детального рассмотрения процесса
изучения социальной реальности можно
переходить к исследованию логических
основ системного анализа.
2.2. Логическая основа системного анализа: цели – пути достижения целей – потребные ресурсы
Для системного анализа характерно наличие определенных типов стандартных компонентов, которые практически всегда присутствуют в исследовании любого объекта. Их сочетание в определенной последовательности, диктуемой структурой проблемы и причинно-следственными связями, приводит к ее системному решению. Основные элементы системного анализа образуют "кирпичи", которые укладываются в единое здание системного анализа с соблюдением логической последовательности: цели - пути достижения целей - потребные ресурсы.
Правильное
использование логических элементов
системного анализа во многом предопределяет
возможность получения
Для представления логической связанности и целостности процесса изучения социальной реальности необходимо рассмотреть содержание этих элементов системного анализа применительно к социально-экономическим системам, обратив внимание на некоторые моменты, наиболее интересные с позиции методологии.
Цель является одной из центральных категорий теорий систем и системного анализа. Как и все абстрактные категории, она имеет весьма широкое толкование и разные интерпретации. Цель - это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам опыта. В широком понимании цель рассматривается как констатация предназначения и смысла существования системы, проблемы или объекта. Целевое начало возникает как отражение целей и интересов различных субъектов, так или иначе связанных с существованием и функционированием системы, что и должно учитываться при его формировании.23
Цель определяют как желаемое состояние системы или результатов ее деятельности, которые должны быть достигнуты в пределах некоторого интервала деятельности. Цели должны исключать возможность разного толкования и в то же время оставлять простор для гибкого развития системы.
Любая сложная или большая система имеет несколько уровней управления. В этих условиях всегда возникает иерархия целей, представляющая декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей состоит в том, что:
Иерархия целей в системе играет очень важную роль, так как она устанавливает взаимосвязь и обеспечивает ориентацию функционирования всех подсистем и элементов на достижение целей верхнего уровня. При правильно построенной иерархии целей каждое структурное подразделение, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в достижение общих целей. Если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для анализируемого объекта.
Накопленный опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели.24
Процессу формирования целей предшествует качественное описание развития системы и ее состояний в будущем при определенных условиях внешней среды. Это дает возможность более четко их сформулировать, а в дальнейшем наметить пути достижения. На формирование целей оказывают влияние как внешние по отношению к системе факторы, так и внутренние. Цели могут возникать на основе их взаимодействия, а часто и противоречия между ними. Именно здесь заложено основное важное отличие открытых социально-экономических систем, в которых цели формулируются как внутри систем, так и устанавливаются внешним, по отношению к системе, субъектом. Формулировка цели и представление о ней зависят от стадии познания объекта и могут меняться в процессе получения новой информации о нем. Вначале возникает некоторой достаточно неопределенной области цели, одинаковое понимание которой всеми наблюдателями принципиально невозможно без ее детализации в виде структуры подцелей. Это делает цель понятной и более конкретной для разных исполнителей. Таким образом, задача формулирования обобщающей цели в сложных системах должна быть сведена к задаче ее структуризации или декомпозиции. Способ представления структуры целей зависит от стадии познания объекта (проблемы) и может быть представлен в виде декомпозиции обобщающей цели во времени или пространстве. В первом случае используются сетевые структуры, во втором - древовидные.
На
начальных этапах моделирования
целесообразно применять
Построение дерева целей есть процесс творческой коллективной работы, и как всякий творческий процесс не гарантирован от ошибок и заблуждений. Они могут возникнуть из-за ошибок интуитивного мышления, недостаточности или односторонности знаний исследователя. Соблюдение некоторых формализованных правил, выведенных из практики системного анализа, если и не дает гарантии от ошибок, то, во всяком случае, сводит вероятность их появления к минимуму.
При декомпозиции целей необходимо постоянно ставить и находить ответы на следующие вопросы:25
Процесс построения дерева целей по мере образования новых ветвей включает непрерывную корректировку и перестроение как дерева в целом, так и отдельных его ветвей. Как бы ни было дорог наблюдателю полученный результат, он должен быть готов пересмотреть его и перестроить дерево целей, если новая информация и оценки меняют представление и концепцию. Опыт построения деревьев целей по различным проблемам показывает, что их приходится перестраивать четыре-пять раз.
В теоретическом плане дерево целей представляет собой модель кибернетической системы с обратными связями, которые в силу относительной строгости модели должны быть заданы специальными дополнительными требованиями. К типам обратных связей, которые должны иметься в виду в процессе построения и корректировки дерева целей и по которым на завершающем этапе необходимо организовать специальную его проверку, следует отнести:26
Достаточно часто при формировании целей возникает необходимость их декомпозиции по времени и по исполнителям. Это значит, что общий конечный результат, к которому стремится система, надо расчленить на частные задачи, решаемые в более короткие сроки. Кроме того, цели, стоящие перед системой в целом, конкретизируются по отдельным подсистемам. В частности, для производственных систем необходимо добиваться того, чтобы в результате структуризации каждое подразделение четко знало общие цели и свою роль в их достижении. Существуют системы, где цели могут быть точно сформулированы только по мере достижения предыдущих целей, и эффективное управление системой невозможно без их установления. Возникает потребность в декомпозиции обобщенной цели во времени. Представление развернутой последовательности подцелей в виде сетевой модели требует хорошего знания объекта исследования, а, следовательно, сочетание декомпозиции цели в пространстве и во времени.
Пути (средства) достижения целей.27 Возможность достижения одной цели путем использования различных средств и методов характерна для всех систем и, в первую очередь, социально-экономических и политических.
При определении средств достижения целей должны быть получены ответы на вопросы: как, каким образом, путем создания или совершенствования какой системы должны быть достигнуты поставленные цели.
Поскольку не все средства обладают одинаковой эффективностью с точки зрения достижения поставленных целей, а ресурсы ограничены, после количественной оценки степени предпочтения этих средств часть из них может быть не принята к практической реализации.
В достаточно простых случаях отбор мероприятий нижнего уровня может производиться непосредственно сравнением затрат и результатов по критерию эффективности развития и функционирования системы в целом. Однако простое сравнение эффективности мероприятий не дает основания для их отбора и включения в программу до тех пор, пока эти мероприятия разрознены и не учитывают сложного характера переплетения подцелей разного уровня для достижения общей цели. Для их учета, в частности, могут использоваться взвешенные оценки относительной важности целей. Экономические оценки эффективности отдельных путей (средств) получают поправку на "вес" данной цели в достижении общих целей.
Можно выделить два подхода к выявлению комплекса мероприятий, направленных на достижение какой либо цели. Первый — построение дерева мероприятий параллельно с построением дерева целей, второй - построение дерева мероприятий после полного построения дерева целей.
В первом случае на всех уровнях структуризации каждой цели ставится соответствующий комплекс мероприятий по ее реализации. Принципы структуризации в деревьях целей и комплексе мероприятий совпадают, а количество мероприятий в точности соответствует количеству целей на каждом уровне. Какой-либо дополнительной информации о структуре отдельных мероприятий и их содержании при использовании такого подхода мы не получаем. Обобщенное дерево мероприятий, структура которого очевидна и без специального его построения, поскольку она повторяет дерево целей, как инструмент управления, применить нельзя.
Гораздо более эффективным является второй подход. При его использовании предполагается, что дерево мероприятий является продолжением дерева целей. Каждой цели, представленной на последнем уровне, ставится в соответствие комплекс мероприятий в виде дерева мероприятий. После анализа таких частных деревьев мероприятий и исключения повторяющихся элементов строится их обобщенное дерево. Многие цели могут иметь одинаковые мероприятия, входящие в построенные для них деревья мероприятий, поэтому между первым уровнем дерева мероприятий и последним уровнем дерева целей существуют перекрестные связи.