Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:37, курсовая работа
Роль и функции МСЧ
Место, роль и функции региональных и местных структур МЧС в системе управления
ВВЕДЕНИЕ
Ежегодно в Российской
Федерации имеется достаточно масштабных
чрезвычайных ситуаций техногенного,
экологического, природного характера.
Страдают, гибнут люди, наносится большой
материальный ущерб. Поэтому важной
государственной функцией являлось
и является защита населения и
национального достояния от последствий
ЧС, аварий, катастроф и других стихийных
бедствий, а также вооруженных
конфликтов - социальных бедствий для
населения. После Чернобыльской
катастрофы была сделана попытка
перестройки гражданской
МЧС выступило в роли мозгового управляющего и организующего центра. Оно является федеральным органом исполнительной власти, производящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, это общегосударственный орган по организации обеспечения безопасности населения и государства при различных катастрофах, а также центр, организующий необходимые исследования и интегрирующий достижения науки и техники, мировой опыт в этой области, а также штаб, координирующий усилия органов государственной исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.
МЧС России организовывало экспедиции
в Республику Тува во время эпизоотии
крупного рогатого скота, в республику
Армения - для участия в подавлении
основных очагов пожара на складе боеприпасов,
а позже во Владивосток - для ликвидации
последствий подобного
Наиболее тяжелыми были чрезвычайные ситуации, связанные с радиационной аварией на химкомбинате в сибирском г. Томске, пожаром на заводе двигателей Камского автозавода, авариями на нефтепроводах в Мордовии, Иркутской области и Республике Коми, наводнениями в Бурятии, Приморском крае, землетрясениями на Курильских островах и острове Сахалин. Особого упоминания заслуживает практическая деятельность МЧС России и РСЧС в сфере оказания гуманитарной помощи.
2. МЕСТО, РОЛЬ И ФУНКЦИИ
РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ
В жизни современного человечества
все большее место занимают заботы,
связанные с преодолением кризисных
явлений, возникающих по ходу развития
земной цивилизации. На современном
этапе подобные явления стали
более частыми, масштабными и
опасными. Их последствия стали
Поэтому важной государственной
функцией являлась и является защита
населения и национального
Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны. В основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного времени.
Однако на практике действия
ГО в крупномасштабных чрезвычайных
ситуациях мирного времени
Объединив усилия ведомств и
территорий в единую систему, мы получили
возможность решать проблему безопасности
населения и производств
Возложенные на РСЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы:
- предупреждение возникновения ЧС;
- снижение потерь и ущерба от ЧС;
- ликвидация последствий ЧС.
Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции, государственная, общественная потребность в РСЧС будет удовлетворена.
РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время созданы
территориальные и
Организация, состав сил и
средств, порядок деятельности функциональных
подсистем РСЧС определены положениями
о них, утвержденными руководителями
соответствующих федеральных
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Несколько слов следует сказать
о структуре РСЧС. На первом этапе
создания системы стояла задача, объединяя
необходимые для
Поэтому настоящая структура - от данности, в ней объединено то, что существовало в стране на тот момент пригодного для борьбы с ЧС. С накоплением опыта, с ростом авторитета РСЧС появилась возможность некоторой ее структурной перестройки: более четкого, с одной стороны, разделения предназначений подсистем, с другой - их интеграции в единый организм, где все составные части работают слаженно.
Не секрет, что в значительной
степени при построении РСЧС использовалась
структура системы гражданской
обороны. Сохранился и присущий ей производственно-
Федеральным законом “О гражданской обороне” установлено, что ГО организуется в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Ясно, что несмотря на некоторые
отличия в решении задач
Понятийные противоречия могли бы быть сняты новым названием системы “Гражданская защита”.
Основными направлениями совершенствования и развития РСЧС в последние годы являются:
- создание единой нормативно-правовой базы системы;
- развитие системы управления и укрепление ее органов;
- усиление научно-методического и информационного обеспечения системы;
- укрепление сил системы;
- совершенствование материальной базы системы;
- повышение уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и населения страны;
- расширение и укрепление связи РСЧС с органами государственной власти, органами местного самоуправления, производственно-хозяйственными структурами, общественными организациями и населением России, также зарубежных стран.
Если говорить об уровнях
РСЧС, то к федеральному уровню относятся
органы управления, силы и средства
центрального подчинения, действия и
использование которых
Региональный уровень
РСЧС образован вследствие районирования
России по девяти регионам (7 - после
образования Сибирского региона). В
составе РСЧС образованы Центральный,
Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский,
Уральский, Западно-Сибирский, Забайкальский,
Восточно-Сибирский и
Основным органом управления,
ответственным за функционирование
сил и средств подсистем РСЧС
на территории региона, является соответствующий
региональный центр по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий. Основное предназначение регионального
центра - координация деятельности
территориальных органов
Регионы, в основном, образованы
в границах военных округов. За истекший
период статус центров, их задачи и
принципы деятельности прошли некоторую
практическую апробацию. В целом
их становление состоялось, но нерешенных
проблем еще много. Основные трудности
в деятельности центров были связаны
с отсутствием на региональном уровне
государственных органов
Органы управления ГОиЧС
включены в состав соответствующих
органов исполнительной власти. Это
расширяет их возможности и упрощает
руководство силами РСЧС со стороны
начальников гражданской
По ходу стабилизации структуры
органов федеральной
Следует еще раз подтвердить
действенность института
К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства территориальных подсистем РСЧС с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на этих территориях.
Местный уровень - охватывает территорию района, города (района в городе), а объектовый - территорию предприятия, учреждения и организации.
Основным органом управления, ответственным за противодействие чрезвычайным ситуациям на соответствующей территории, является комиссия по чрезвычайным ситуациям соответствующего органа исполнительной власти.
Комиссия как коллегиальный
орган объединяет в себе ответственных
представителей местных ведомств, что
позволяет заблаговременно
На примере деятельности органов управления территориальной подсистемы РСЧС Республики Мордовия уточним роль, функции и задачи местных органов управления ГОЧС. В республике создано Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
МЧС Республики Мордовия осуществляет свою деятельность:
а) под руководством МЧС России по вопросам:
- формирования и установления основ федеральной политики и федеральных программ в области гражданской обороны;
- подготовки проектов федеральных законов. Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- организации проведения научных исследований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- определения задач, функций, порядка деятельности, прав и обязанностей органов исполнительной власти Республики Мордовия в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществления руководства единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);
- участия в обеспечении создания республиканских резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определения порядка использования указанных резервов;
- осуществления контроля за процессом производства, режимом хранения, условиями перевозки и порядком использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдением при этом необходимых мер безопасности;
- принятия решении о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения на территории Республики Мордовия, а также при чрезвычайных ситуациях на территориях других субъектов Российской Федерации - по указанию МЧС России, Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия;
Информация о работе Место, роль и функции региональных и местных структур МЧС в системе управления