Место, роль и функции региональных и местных структур МЧС в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Роль и функции МСЧ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 32.71 Кб (Скачать файл)

Как бы не велика была роль системы  управления в эффективном функционировании РСЧС, решающее значение для успеха дела имеют силы - те специалисты  и формирования, которые непосредственно  выполняют конкретные практические задачи. В настоящее время силы РСЧС представляют собой сложный  конгломерат формирований различного статуса, назначений, принадлежности и  возможностей. В этой связи ближайшая  задача - упорядочить их пока нестройные ряды, определить их оптимальный состав по предназначению и количеству, понять профессиональный уровень, оснастить необходимыми техническими средствами и имуществом, обеспечить высокую управляемость и эффективность действий.

Гражданские формирования гражданской  обороны, организуемые на нештатной  основе на базе различных производственно-хозяйственных  структур, показали свою недееспособность. Основная причина этого - незаинтересованность людей участвовать в этих формированиях, а предприятий - организовывать их. К тому же в условиях нового хозяйственного механизма и негосударственных  форм собственности прежний административно-принудительный способ их формирования не срабатывает.

Однако отказываться от этого  вида сил, привлекающего в ряды функционеров РСЧС значительное число граждан, преждевременно. Поэтому законодательно подтверждена их необходимость.

Основной мерой по повышению  дееспособности гражданских формирований ГО следует считать дальнейшее внедрение  стимулов и льгот для бойцов формирований и предприятий, выделяющих людей  в территориальные формирования. Это должно сопровождаться законодательными мерами по уточнению прав и обязанностей бойцов, командно-начальствующего состава  формирований и руководства организаций, учреждений и предприятий любых  форм собственности.

Важной составляющей частью сил РСЧС являются войска ГО. В интересах  РСЧС используются некоторые части  и подразделения инженерных и  химических войск, специально предназначенные  для решения задач мирного  времени. В гарнизонах, где располагаются  воинские части и подразделения  должны быть разработаны качественные планы взаимодействия этих сил с  силами Гражданской обороны на данной территории. И это забота не в  малой степени и органов управления ГО.

Важнейшим элементом сил  РСЧС, осуществляющих аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций являются профессиональные противопожарные  части, а также аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств и ведомств, организаций  и предприятий. Они имеют различную  принадлежность и нацелены в соответствии со своим назначением на решение  соответствующих профессиональных задач.

Идущие в стране процессы сказались на состоянии профессиональных аварийно-спасательных формирований. Примат сиюминутной экономической  целесообразности приводит к значительному  сокращению численности и снижению объемов закупок необходимого оборудования и снаряжения. Штаты многих формирований укомплектованы не полностью. Ослаблено  внимание к подготовке и переподготовке разведчиков-первопроходцев (“сталкеров”), обеспечению готовности формирований.

Актуальными остаются проблемы обработки порядка взаимодействия формирований, их технического оснащения  и совершенствования квалификационных требований, разработка межотраслевых  программ их подготовки.

В настоящее время значительным является факт создания в каждой республике, крае и области мобильного аварийно-спасательного  отряда, являющихся основными оперативно-тактическими звеньями РСЧС. Эти отряды напрямую подчиняются органам управления соответствующих администраций, то есть являются территориальными формированиями, имеющими высокую готовность. Подразделения  отряда должны быть штатными, формироваться  специалистами-профессионалами, нести круглосуточное дежурство. Они должны быть подготовлены к ведению всех видов работ при возможных ЧС, обучены и оснащены по последнему слову науки и техники. Исходя из региональной и технологической специфики, они также могут быть в определенной степени специализированы.

Как известно, при переходе страны на путь устойчивого и стабильного  социально-экономического развития весьма важное значение приобретает выработка  правильной стратегии целенаправленного  управления техногенными, природными и экологическими рисками и их снижения до приемлемых научно обоснованных уровней.

В настоящее время делаются лишь первые шаги в разработке такой  стратегии, формулируются ее концептуальные основы (задачи и принципы государственной  стратегии снижения рисков и смягчения  последствий чрезвычайных ситуаций).

Функциональные задачи по управлению рисками, реализуемые на территориальном и местном уровнях  в субъектах РФ, сводятся к::

- анализу и комплексной оценке рисков, построению карт полей потенциальных опасностей и риска для территорий республик, краев, областей и регионов;

- разработке и реализации системы мер и действий по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий;

- адекватному реагированию на возникновение опасностей, выработке и принятию научно обоснованных и оправданных с социально-экономической точки зрения решений по управлению техногенными, природными и экологическими рисками.

Функциональные задачи, решаемые на объектовом уровне управления рисками, связаны с анализом и оценкой  уровней риска на определенных объектах, а также предупреждением и  ликвидацией последствий аварий, катастроф, опасных природных явлений, экологических бедствий и т.п.

На этой иерархической  ступени управления при анализе  и оценке техногенного риска определяются вероятности возникновения и  развития аварий и катастроф, условия  формирования поражающих факторов, а  также математическое ожидание ущерба (гибели людей, разрушений, материальных потерь и т.д.), обусловленного воздействием поражающих факторов.

Анализ и оценка природного риска предусматривает расчет вероятностей возникновения и развития опасных  природных явлений и стихийных  бедствий, а также математического  ожидания возникающего при них непосредственного  ущерба.

В число функциональных задач  для рассматриваемого уровня управления также входит разработка и реализация адекватных мер по снижению рисков и уменьшению ущерба.

Важным средством повышения  эффективности всей системы управления является рост уровня подготовки руководящих  работников, специалистов РСЧС, личного  состава аварийно-спасательных формирований и качественное обучение населения.

В составе РСЧС создана  и продолжает развиваться система  подготовки граждан страны к действиям  в чрезвычайных ситуациях.

Поскольку в эту систему  входят элементы различной ведомственной  и территориальной принадлежности, для нее весьма актуальна проблема организационного и методического  единства. Важную роль в обеспечении  такого единства играет аттестационная комиссия.

В результате мы должны добиться, чтобы каждая из трех категорий граждан - население, не занятое в сфере  производства и обеспечения, должностные  лица, по мере необходимости участвующие  в решении задач РСЧС в своей  сфере, и, наконец, специалисты РСЧС - прошли полный, соответствующий каждой категории, цикл подготовки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема предотвращения возникновения катастроф, смягчения  их последствий и ликвидации весьма актуальна сегодня не только для  России, но и для всего человечества. Это обусловлено ежегодным увеличением  количества, масштабов катастроф, ростом людских и материальных потерь, которое  несет человечество, что сдерживает развитие цивилизации, а в некоторых  случаях ставит под угрозу существование  человечества.

Поэтому современное понимание  безопасности граждан значительно  расширилось и включает надежное представление необходимых им условий  для жизни, развития и самовыражения, гарантий гражданских прав и социальной защищенности.

Как показывает анализ, обеспечение  безопасности в ЧС может быть осуществлено разными путями. Наиболее эффективный  из них - снижение вероятности возникновения, уменьшение возможных масштабов  и тяжести последствий аварий, природных и природно-техногенных  катастроф путем воздействия  на потенциальные источники опасности.

Оградить население от поражения при авариях, катастрофах  можно не только влияя на источники  опасности, но и путем рационального  размещения потенциально-опасных и  иных производств, а также путем  четкой планировки и застройки городов  и других населенных пунктов.

На определенном уровне управления усилиями человека, общины, государства, мирового сообщества можно предотвратить  возникающие катастрофы или смягчить их последствия, осуществить ликвидацию последних. В этом направлении проделана  значительная работа как в России, так и в странах мирового сообщества, создано необходимое правовое поле в этой области.

Мы должны быть уверены  в том, что дальнейший научный  поиск поможет человечеству найти  способ решить глобальные проблемы, несущие  угрозу его существованию, что управление рисками катастроф будет постоянно  совершенствоватьс


Информация о работе Место, роль и функции региональных и местных структур МЧС в системе управления