Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:57, реферат
Естествознание – наука о явлениях и законах природы, неотъемлемая и важная часть духовной культуры человечества. Знание его современных фундаментальных научных положений, мировоззренческих и методологических выводов является необходимым элементом общекультурной подготовки специалистов в любой области деятельности. Поэтому, изучение естественных наук - важный фактор для подготовки современных образованных специалистов.
Введение…………………………………………………………...................2
1 Концепции Томаса Куна……………………………………………...…3-7
2 Учение Имре Лакатоса……………………….……………………......8-12
3 Карл Поппер. Фальсифицируемость и эпистемология……………13-16
4 «Методологический анархизм» Пола Фейерабенда………….……17-20
5 Гастон Башляр. Неорационализм……………………………….….20-24
Заключение……………………………………………………………...25-26
Список Литературы………………………………………………………...27
План
Введение…………………………………………………………
1 Концепции Томаса Куна……………………………………………...…3-7
2 Учение Имре Лакатоса……………………….……………………....
3 Карл Поппер. Фальсифицируемость и эпистемология……………13-16
4 «Методологический анархизм» Пола Фейерабенда………….……17-20
5 Гастон Башляр. Неорационализм……………………………….….
Заключение……………………………………………………
Список Литературы…………………………………
Введение
Естествознание – наука о явлениях и законах природы, неотъемлемая и важная часть духовной культуры человечества. Знание его современных фундаментальных научных положений, мировоззренческих и методологических выводов является необходимым элементом общекультурной подготовки специалистов в любой области деятельности. Поэтому, изучение естественных наук - важный фактор для подготовки современных образованных специалистов.
В начале XX века был сделан целый ряд открытий, в корне изменивших видение мира современным естествознанием.
Современное научное знание дифференцируется по тысячам различных направлений, и каждая наука характеризуется собственными особенностями познавательной деятельности. Все существующие научные направления различаются своим предметом познания, формами результата познания, системами ценностей, идеалами, методологическими установками, стилями мышления. Соответственно они имеют разное содержание и на уровне чувств, мыслей и высказываний, что особенно показательно различие между естественными и гуманитарными науками.
Процесс научного познания имеет методический характер. Общенаучные методы (индукция, дедукция, анализ, синтез и другие), а также методы специальные, свойственные отдельным сферам научного познания, расширяют наши возможности, придают науке динамичный характер.
Данная работа посвящена логике
и закономерностям развития естествознания,
я постараюсь раскрыть сущность концепций
таких людей как Томас Кун,
Имбре Лакатос, Пол Фейерабенд, Карл
Поппер и др.
1 Концепции Томаса Куна.
По определению Томаса Куна, данному в «Структуре научных революций», научная революция — эпистемологическая смена парадигмы.
«Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». (Т. Кун)
Согласно Куну, научная революция происходит тогда, когда учёные обнаруживают аномалии, которые невозможно объяснить при помощи универсально принятой парадигмы, в рамках которой до этого момента происходил научный прогресс. С точки зрения Куна, парадигму следует рассматривать не просто в качестве текущей теории, но в качестве целого мировоззрения, в котором она существует вместе со всеми выводами, совершаемыми благодаря ей.
Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта парадигмы:
Т.Кун считает, что развитие науки представляет собой процесс поочередной смены двух периодов - «нормальной науки» и «научных революций». Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Социально-психологический характер концепции Т.Куна определяется его пониманием научного сообщества, члены которого разделяют определенную парадигму, приверженность к которой обуславливается положением его в данной социальной организации науки, принципами, воспринятыми при его обучении и становлении как ученого, симпатиями, эстетическими мотивами и вкусами. Именно эти факторы, по Т.Куну, и становятся основой научного сообщества.
Парадигма обладает двумя свойствами:
1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы;
2) она содержит переменные
1) «символические обобщения» - те
выражения, которые
2) «метафизические части
3) ценности, например, касающиеся предсказаний,
количественные предсказания
4) общепризнанные образцы.
В период «нормальной науки» ученые имеют дело с накоплением фактов, которые Кун делит на три типа:
1) клан фактов, которые особенно
показательны для вскрытия
2) факты, которые хотя и не
представляют большого
3) эмпирическая работа, которая
предпринимается для
Однако научная деятельность в целом этим не исчерпывается. Развитие «нормальной науки» в рамках принятой парадигмы длится до тех пор, пока существующая парадигма не утрачивает способности решать научные проблемы. На одном из этапов развития «нормальной науки» непременно возникает несоответствие наблюдений и предсказаний парадигмы, возникают аномалии. Когда таких аномалий накапливается достаточно много, прекращается нормальное течение науки и наступает состояние кризиса, которое разрешается научной революцией, приводящей к ломке старой и созданию новой научной теории - парадигмы.
Мнение о том, что новая парадигма
включает старую как частный случай,
Кун считает ошибочным. Кун выдвигает
тезис о несоизмеримости
По-видимому, наибольшая заслуга Т. Куна состоит в том, что он нашел новый подход к раскрытию природы науки и ее прогресса. В отличие от К. Поппера, который считает, что развитие науки можно объяснить исходя только из логических правил, Кун вносит в эту проблему «человеческий» фактор, привлекая к ее решению новые, социальные и психологические мотивы.
Концепция научных революций Т.Куна
представляет собой довольно-таки спорный
взгляд на развитие науки. На первый взгляд,
Т.Кун не открывает ничего нового,
о наличии в развитии науки
нормальных и революционных периодов
говорили многие авторы. В чем же
особенность философских
Во-первых, Т.Кун представляет целостную концепцию развития науки, а не ограничивается описанием тех или иных событий из истории науки. Эта концепция решительно порывает с целым рядом старых традиций в философии науки.
Во-вторых, в своей концепции Т.Кун решительно отвергает позитивизм - господствующее с конца XIX века течение в философии науки. В противоположность позитивисткой позиции в центре внимания Т.Куна не анализ готовых структур научного знания, а раскрытие механизма развития науки, т.е., по существу, исследование движения научного знания.
В-третьих, в отличие от широко распространенного кумулятивисткого взгляда на науку, Т.Кун не считает, что наука развивается по пути наращивания знания. В его теории накопление знаний допускается лишь на стадии нормальной науки.
В-четвертых, научная революция, по Т.Куну, сменяя взгляд на природу, не приводит к прогрессу, связанному с возрастанием объективной истинности научных знаний. Он опускает вопрос о качественном соотношении старой и новой парадигмы: является ли новая парадигма, пришедшая на смену старой, лучше с точки зрения прогресса в научном познании? Новая парадигма, с точки зрения Т.Куна, ничуть не лучше старой.
Научные революции
Выделяют четыре типа научных революций по следующим основаниям:
Научная революция – смена оснований науки. Роль научной революции в научном познании велика (Кун, Лакатос). По мнению Степина, смена оснований науки может осуществляться в 2 формах:
1) Революции, связанные с
2) Революция, в период которой
вместе с картиной мира
Революции:
По другому мнению, научных
революций было 4 (Степин): в качестве
четвертой научной революции
рассматривается становление
2 Имре Лакатос
Эвристика (от греч. heurisko — отыскиваю, открываю) — совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Эвристические методы противопоставляются рутинному, формальному перебору вариантов по заданным правилам. В сущности, при решении любой задачи человек всегда использует те или иные методы, сокращающие путь к решению, облегчающие его нахождение.
Ученик и критик К. Поппера И.Лакатос показал, что никакая научная теория принципиально не опровержима, то есть - в соответствии с попперовским критерием научной рациональности (критерием фальсифицируемости) - не является научной. Разумеется, это свидетельствует о непригодности методологической концепции.
Это привело к разработке
"утонченного
В основе этой методологии
лежит представление о развитии
науки как истории
возникновения, функционирования и
чередования научно-
"Жестким" это "ядро" называется потому, что исследователям как бы запрещено что-либо менять в исходной теории, даже если они находят такие "факты", которые вступают в противоречие с этой теорией. По правилам рационального поведения ученых в исследовательских ситуациях, согласно которым следует не отбрасывать фундаментальную теорию с обнаружением "контрпримера", а изобретать "вспомогательные гипотезы", которые примиряют теорию с фактами.
Эти гипотезы образуют "защитный пояс" вокруг фундаментальной теории, они принимают на себя удары опытных проверок и в зависимости от силы и количества этих ударов могут изменяться, уточняться, или даже полностью заменяться другими гипотезами.