Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:32, лекция
Наука же представляет собой весьма многогранный феномен. Она существует и как особый способ познания мира, предполагающий бытие особой познавательной деятельности и ее результатов – системы знаний, она существует и как социальный институт, и как особая область культуры, и как непосредственная производительная сила общества. Все эти формы бытия наука обрела не сразу, а в ходе своего исторического развития.
Специфические черты науки. Проблема критериев научности.
Структура научного знания. Общая характеристика эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного познания.
Классификация методов познания.
Основные формы бытия науки.
Основные закономерности роста научного знания.
Согласно И.Лакатосу, смена одной теории другой, переход от одной НИП к другой происходит на рациональных основаниях. Здесь он полемизирует с Т.Куном, который считал, что переход научного сообщества от одной парадигмы к другой определяется случайными, субъективными факторами: влиянием мировоззренческих установок эпохи, общества, к которым принадлежит ученый, его личным познавательным опытом и т.д. Лакатос выстраивает рационалистическую модель смены теорий и научно-исследовательских программ, т.е. выбор среди конкурирующих теорий, гипотез и т.д. происходит на основе рациональных признаков. Новая теория сменяет старую, если она «имеет какое-то добавочное эмпирическое содержание по сравнению с ее предшественницей, то есть предсказывает некоторые новые, ранее не ожидаемые факты» [9, с.55]. Другими словами, новая теория должна не только переинтерпретировать исходя из иных теоретических представлений те же факты, которые интерпретировались старой, но и иметь более широкий эмпирический базис, а также обладать большей предсказательной силой. [].
Лакатос также не согласен и со своим учителем К.Поппером в понимании роста науки как перманентной революции. Отнюдь не факты заставляют отбросить некую теорию, а другая, лучшая теория: «Не может быть никакой фальсификации прежде, чем появится лучшая теория» [9, с.57]. Картина научного знания, представленная как серия дуэлей между теорией и фактами, не совсем верна. В борьбе между теоретическим и фактическим, полагает Лакатос, как минимум три участника: факты и две соперничающие теории. Теория отживает свой век не тогда, когда объявляется противоречащий ей факт, а когда о себе заявляет теория, которая лучше предыдущей.
Рассмотрим теперь в целом, какие закономерности развития научного знания выделяются в современной эпистемологии.
В истории науки сложилось два крайних подхода к анализу развития научного знания: кумулятивизм и антикумулятивизм.
Кумулятивизм исходит из того, что развитие знания происходит путем его количественного роста, путем постепенного прибавления новых положений к уже накопленной сумме знаний. Процесс развития научного знания понимается как непрерывный, исключается возможность качественных изменений в самих основах познания.
Антикумулятивизм полагает, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. История науки представляется сторонниками этой точки зрения как непрекращающаяся борьба теорий и методов, между которыми нет никакой преемственности. К представителям этой точки зрения из рассматриваемых здесь исследователей можно отнести К.Поппера.
Спор о том, какие факторы – внутренние или внешние – определяют развитие научного знания привел к выделению противоположных точек зрения на эту проблему: интернализма и экстернализма.
Интернализм – точка зрения, согласно которой развитие науки осуществляется преимущественно под воздействием внутренних факторов, т.е. в силу внутренней логики развития (например, необходимости создавать новую теорию, если старая уже не может объяснить какие-либо открытые научные факты, необходимости разрешать обнаруживающееся противоречие в теоретических представлениях и т.д.)
Экстернализм - точка зрения, согласно которой развитие науки осуществляется под воздействием внешних для науки факторов – влиянием государства, религии и других социокультурных факторов.
Итак, каковы закономерности развития научного знания? Назовем наиболее важные из них:
1. Наука развивается под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.
Литература:
Введение в философию: Учебное пособие для вузов // Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Республика. 2003.
Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. и др. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов. Изд-ние 5. Ростов-на-Дону: Феникс. 2008.
Кун Т. Структура научных революций. М., 1985.
Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: «МЕДИУМ». 1995.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.
Современная философия науки: Хрестоматия/Сост. А.А.Печенкин. М., 1996.
Стёпин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.
Стёпин В.С., Горохов В.Г., Рогозов М.А. Философия науки и техники. М., 2004.
Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.
Философия и методология науки/
Информация о работе Научное познание: основные особенности, структура, закономерности роста