Научное познание: основные особенности, структура, закономерности роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:32, лекция

Описание работы

Наука же представляет собой весьма многогранный феномен. Она существует и как особый способ познания мира, предполагающий бытие особой познавательной деятельности и ее результатов – системы знаний, она существует и как социальный институт, и как особая область культуры, и как непосредственная производительная сила общества. Все эти формы бытия наука обрела не сразу, а в ходе своего исторического развития.

Содержание работы

Специфические черты науки. Проблема критериев научности.
Структура научного знания. Общая характеристика эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного познания.
Классификация методов познания.
Основные формы бытия науки.
Основные закономерности роста научного знания.

Файлы: 1 файл

Научное познание.docx

— 37.17 Кб (Скачать файл)

     Согласно  И.Лакатосу,  смена одной теории другой, переход от одной НИП к другой происходит на рациональных основаниях.   Здесь он полемизирует с Т.Куном, который считал, что переход научного сообщества от одной парадигмы к другой определяется случайными, субъективными факторами:  влиянием мировоззренческих установок эпохи, общества, к которым принадлежит ученый, его личным познавательным опытом и т.д. Лакатос выстраивает рационалистическую модель смены теорий и научно-исследовательских программ, т.е. выбор среди конкурирующих теорий, гипотез и т.д. происходит на основе рациональных признаков. Новая теория сменяет старую, если она «имеет какое-то добавочное эмпирическое содержание по сравнению с ее предшественницей, то есть предсказывает некоторые новые, ранее не ожидаемые факты» [9, с.55]. Другими словами, новая теория должна не только переинтерпретировать исходя из иных теоретических представлений те же факты, которые интерпретировались старой, но и иметь более широкий эмпирический базис, а также обладать большей предсказательной силой. [].

    Лакатос также не согласен и со своим учителем К.Поппером в понимании роста науки как перманентной революции. Отнюдь не факты заставляют отбросить некую теорию, а другая, лучшая теория: «Не может быть никакой фальсификации прежде, чем появится лучшая теория» [9, с.57].  Картина научного знания, представленная как серия дуэлей между теорией и фактами, не совсем верна. В борьбе между теоретическим и фактическим, полагает Лакатос, как минимум три участника: факты и две соперничающие теории. Теория отживает свой век не тогда, когда объявляется противоречащий ей факт, а когда о себе заявляет теория, которая лучше предыдущей.

   Рассмотрим теперь в целом,  какие закономерности развития  научного знания выделяются в  современной эпистемологии. 

   В истории науки сложилось  два крайних подхода к анализу  развития научного знания:  кумулятивизм и антикумулятивизм.

   Кумулятивизм исходит из того, что развитие знания происходит путем его количественного роста, путем постепенного прибавления новых положений к уже накопленной сумме знаний. Процесс развития научного знания понимается как непрерывный, исключается возможность качественных изменений в самих основах познания.

 Антикумулятивизм полагает, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. История науки представляется сторонниками этой точки зрения как непрекращающаяся борьба теорий и методов, между которыми нет никакой преемственности. К представителям этой точки зрения из рассматриваемых здесь исследователей можно отнести К.Поппера. 

  Спор о том, какие факторы  – внутренние или внешние –  определяют развитие научного  знания привел к выделению  противоположных точек зрения  на эту проблему: интернализма и экстернализма.

 Интернализм – точка зрения, согласно которой развитие науки осуществляется преимущественно под воздействием внутренних  факторов, т.е. в силу внутренней логики развития (например, необходимости создавать новую теорию, если старая уже не может объяснить какие-либо открытые научные факты, необходимости разрешать обнаруживающееся противоречие в теоретических представлениях и т.д.)

Экстернализм -  точка зрения, согласно которой развитие науки осуществляется под воздействием  внешних для науки факторов – влиянием государства, религии и других социокультурных факторов.

   Итак, каковы закономерности развития научного знания? Назовем наиболее важные из них:

     1.   Наука развивается  под влиянием как внешних, так  и внутренних факторов.

  1. Процесс научного познания представляет собой единство постепенных, количественных изменений и коренных качественных. Количественный прирост знания прежде всего присущ эмпирическому уровню научных исследований – это постепенное накопление новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих теорий. Как показал Т.Кун, кумулятивный характер имеет развитие науки в ее нормальный период. Период же научных революций – это период качественных изменений в самих основах знаний, происходит нарушение непрерывности, скачок, коренная ломка фундаментальных законов и принципов.
  2. В процессе развития научного знания выполняется принцип  преемственности. Отношение старой теории к новой регулируется принципом соответствия, выдвинутым одним из создателей квантовой физики Н.Бором. Согласно этому принципу, теория, ранее доказанная и экспериментально подтвержденная, не отбрасывается как абсолютно ложная при возникновении новой теории, но рассматривается как ее частный случай. Другими словами, новая теория лишь сужает границы применимости старой. Согласно этому принципу, все те законы природы, которые были открыты на основе научных методов, никогда не будут удалены из научной картины мира, дальнейший процесс познания будет лишь конкретизировать их, устанавливая более точно границы их действия.
  3. Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов – дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (объединением ряда наук).
  4. Важнейшей закономерностью развития науки является нарастание сложности и абстрактности научного знания, повышение  ее математизации и компьютеризации.

 

Литература:

Введение в философию: Учебное пособие для вузов // Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Республика. 2003.

Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. и др. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов. Изд-ние 5. Ростов-на-Дону: Феникс. 2008.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1985.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: «МЕДИУМ». 1995.

Поппер  К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Традиции  и революции в развитии науки. М., 1991.

Современная философия науки: Хрестоматия/Сост. А.А.Печенкин. М., 1996.

Стёпин  В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

Стёпин  В.С., Горохов В.Г., Рогозов М.А. Философия  науки и техники. М., 2004.

       Стёпин В.С. Философия науки.  Общие проблемы. М., 2004.

       Философия и методология науки/  Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

 

 


Информация о работе Научное познание: основные особенности, структура, закономерности роста