Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:43, реферат
В настоящее время наука квалифицирует астрологию как псевдонауку и предрассудок, Национальный научный фонд США использует астрологию в качестве «эталонной» лженауки в оценочной системе «Science and Engineering Indicators».
Энциклопедия Британника относит астрологию к магическим гадательным практикам, основанным на концепциях, несовместимых с научными данными.
Введение……………………………………………….. 3
Определение астрологии……………………………...4
Астрология и наука……………………………………10
Заключение……………………………………………..17
Список литературы…………………………………... 18
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский Государственный Университет»
Кафедра философии естественных факультетов
Реферат
Наука и Астрология
Содержание
Введение……………………………………………….. 3
Определение астрологии……………………………...4
Астрология и наука……………………………………10
Заключение……………………………………………..
Список литературы…………………………………
Введение
Астроло́гия — группа предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и будущее) и, соответственно, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.
Европейская и индийская астрология ведут свое происхождение от шумеро-вавилонских астральных мифов, в которых небесные тела (Солнце, Луна, планеты) и созвездия были ассоциированы с богами и мифологическими персонажами, влияние богов на земную жизнь в рамках этой мифологии трансформировалось во влияние на жизнь небесных тел — символов божеств. Вавилонская астрология была заимствована греками и, затем, в ходе контактов с эллинистическим миром, проникла в Индию.
В настоящее время наука квалифицирует астрологию как псевдонауку и предрассудок, Национальный научный фонд США использует астрологию в качестве «эталонной» лженауки в оценочной системе «Science and Engineering Indicators».
Энциклопедия Британника относит астрологию к магическим гадательным практикам, основанным на концепциях, несовместимых с научными данными.
Некторые cовременные астрологи называют астрологию метафорическим «символическим языком», в котором одно и то же высказывание допускает множество различных интерпретаций
Определение астрологии
Общепринятого определения астрологии до сих пор не существует. В разных источниках приводятся разные формулировки, и их общее число достигает нескольких десятков. Представляется, что значительная часть непрекращающихся дискуссий относительно роли астрологии не в последнюю очередь вызвана отсутствием чёткого понимания данного термина. Приведу несколько наиболее характерных определений.
Так, “Советский энциклопедический словарь” определяет термин "астрология" следующим образом: “учение о якобы существующей связи между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов” [СЭС, 1983, с. 85-86].
В “Современном словаре иностранных слов” астрология определяется как “учение, возникшее в глубокой древности, получившее развитие в средние века и вновь распространившееся в 20 в., о связи между движением небесных тел и земными событиями, об основанном на этой связи методе предсказания судеб (индивидов, групп, социальных образований)” [Словарь иностр. слов, 1993, с. 71].
Общим для этих двух определений является словосочетание “учение о связи”, но не уточняется характер этой связи. Между тем, сам термин “связь” в данном случае чересчур широк. Скажем, одновременно произошедшие явления в космосе и на Земле связаны между собой временем события, и спорить с этим никто не будет. Но очевидно, что присутствующие в определении СЭС слова “о якобы существующей связи” подразумевают более узкий смысл.
В первом определении
события связываются с “
Далее, в определении
СЭС очень неудачным
Присутствующее во втором определении упоминание о “методе предсказания судеб” в первом определении отсутствует, и это вполне правомерно, ведь астрология на самом деле не является системой предсказаний или гаданий. Скорее, астрология – учение о соотнесённости земных ритмов с ритмами космоса. Изучив предполагаемое влияние космических факторов на прошлое и на настоящее человека, астролог может сделать и прогноз на будущее, но целью здесь зачастую является не точность прогноза, а достижение человеком наибольшей “слаженности” своих и космических ритмов, максимальная реализация потенциала, которым он наделён с рождения. Такой подход, в частности, характерен для концепции “гуманистической астрологии”, сформулированной Д.Радьяром. Существует немало убеждённых астрологов, которые не занимаются предсказаниями и воспринимают астрологов-прорицателей приблизительно как врачей, стремящихся не вылечить пациента от болезни, а точно определить, через сколько времени он от этой болезни умрёт.
Обратимся теперь к определениям, которые предлагаются самими астрологами.
Выдающийся британский
астролог начала 20 в. Алан Лео дал
следующее определение
Рейнгольд Эбертин, известный немецкий астролог 20 в., пишет, что “слово “астрология” обозначает область знаний, возникших более десяти тысяч лет назад, объектом которых является возможное влияние звёзд на Землю, природные явления, политические события и, прежде всего, на состояние, характер и судьбу человека” [Эбертин, 1995, с. 5–6].
Наиболее оригинальное
определение было предложено современным
американским астрологом и философом
Робертом Хэндом: “Астрология - наука,
изучающая характеристики данной точки
в пространстве/времени при
В формулировках А.Лео и Р.Хэнда настораживает слово “наука”. Если в средние века астрология действительно считалась научной дисциплиной, то в 18–20 вв. учёные круги в подавляющем большинстве случаев отказывают астрологии в научности. Очевидно, более адекватна нейтральная характеристика астрологии, предложенная Эбертином, – “область знаний”.
Определение Лео является неточным и потому, что ограничивает объект астрологии “влиянием небесных тел на характер человека и его проявления”, в то время как издревле существуют такие разделы астрологии, которые занимаются сугубо природными явлениями, не связанными с человеком (напр., метеорологическая астрология).
С другой стороны, нельзя согласиться и с Эбертином, считающим, что объектом астрологических знаний является “возможное влияние звёзд на Землю”, ведь астрологи учитывают не столько звёзды, сколько тела Солнечной системы.
В определении Хэнда
вызывает сомнение утверждение, что
астрология занимается изучением характеристик
точки. Вероятно, это связано с
многозначностью английского
В определениях Лео и Эбертина сделан акцент на “влиянии” небесных тел, от которого Хэнд сознательно отказался. Дело в том, что многие современные астрологи не подразумевают непосредственного воздействия небесных тел на земные события, а прежде всего указывают на символическую соотнесённость между событиями на Земле и в космосе.
Упомянем еще несколько наиболее характерных подходов к пониманию астрологии.
Критики, рассматривающие астрологию с религиозных позиций, нередко считают, что астрология подразумевает астральный культ. Но это неверно. Представления об одушевлённости небесных светил и о том, что они диктуют свою волю людям, не являются в астрологии обязательными и отвергаются многими астрологами. Небесные констелляции воспринимаются зачастую лишь как отражение состояния мира, а не как его причина. Уместным будет сравнение звёздного неба с циферблатом часов: мы можем прочитать показания этого прибора о состоянии мира вокруг нас, но из этого не следует, что данный прибор живой и что время сейчас именно такое из-за того, что его показывают часы.
Неправомерно считать астрологию и фаталистическим учением, постулирующим абсолютную предопределённость жизни человека и всей Земли в целом. Детерминистская сторона не является ни главной, ни преобладающей в астрологии; наоборот, работа астролога не в последнюю очередь направлена на то, чтобы клиент стал над “фатумом”, взял управление своей жизнью в свои руки. Как справедливо заметил Цицерон, “Если всё решает судьба, то какой мне прок от гадания?” (“О дивинации”, II, 20).
Отметим, что ряд исследователей (вслед за Р.Бертело и Д.Радьяром) трактуют термин “астрология” в более широком смысле, нежели авторы всех определений, приведённых выше. Сторонники подобного расширительного толкования астрологии связывают её с понятием космического мироощущения. Д.Радьяр писал: "История астрологии – это история трансформации отношения человека к Природе – к внешней, воспринимаемой чувственно, и к внутренней, "человеческой" природе..." [Радьяр, 1991, с. 10]. Таким образом, астрология в узком смысле этого слова (астрология как учение) является лишь порождением определённой фазы данного процесса развития космического мироощущения. Когда говорят о существовании астрологии в древнейший период человеческой истории, то обычно подразумевают именно этот, наиболее широкий, вариант понимания термина “астрология”.
Наконец, некоторые историки науки придерживаются ещё одной трактовки термина "астрология" – напротив, очень сужая область данного понятия. Они отграничивают астральные предзнаменования, поклонение звездам, астральные мифы, характерные для культур Древнего мира, от астрологии как таковой, которую они понимают как математизированную технику составления гороскопов для предсказания по ним будущих событий.
Итак, у разных авторов область значений термина “астрология” существенно различается. Сторонники "широкого" понимания данного термина включают в астрологию и астральную религию, и астрономические наблюдения, и магические операции. А те, кто придерживается "узкого" понимания, не включают в область понятия “астрология” ни систему предзнаменований вавилонян, ни философско-религиозные построения эзотериков различных эпох, ни "циклический календарь" народов Дальнего Востока. Особенно ощущается размытость понятия “астрология” при изучении древнейших исторических этапов.
Астрология и наука
В целом, астрология вырастает из двух основных действий, которые тесно взаимосвязаны: 1) наблюдения за небом (регистрации событий на небе), и 2) интерпретации (предположения о соответствующих событиях на Земле). Становление астрологии можно схематично изобразить как процесс обогащения обоих этих сторон, который может происходить с акцентом как на одно из этих действий, так и на другое. В том случае, когда мы только наблюдаем за небом, никак не проецируя небесные события на земные, мы имеем дело с астрономией, но ещё не с астрологией. Когда мы оцениваем земные события и процессы без какого-либо учёта небесных факторов, это может быть проявлением интуиции, фантазии, проницательного ума, а то и пророчеством – или же результатом применения научных знаний о земных процессах, – но астрологией это тоже не является. Наконец, когда мы, зарегистрировав определённое астрономическое явление, тут же соотносим его с земным событием (без особых теоретических обобщений с учётом предыдущих явлений) – например, “во время болезни царя случилось затмение – он скоро умрёт” или “Луны не видно – задуманное мной дело не получится”, – это случай астромантии, т.е. гадания, однако это тоже ещё не астрология.