Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:37, контрольная работа
Наука – это систематизированное познание действительности, воспроизводящие ее существенные и закономерные стороны в абстрактно – логической форме суждений, понятий, теорий, законов.
Авторитет науки обществе прочен и устойчив. Общее доверие к науке настолько велико, что мы порой просто отождествляем понятия «знание» и «научное знание», считая их почти синонимами.
Содержание
1. Суть методологии как научной дисциплины
2. Понятие метод, основные типы методов, их взаимосвязь
3. Основные методы эмпирического и теоретического познания
Список использованной литературы
Содержание
Список использованной литературы
Введение
Наука – это систематизированное познание действительности, воспроизводящие ее существенные и закономерные стороны в абстрактно – логической форме суждений, понятий, теорий, законов.
Авторитет науки обществе прочен и устойчив. Общее доверие к науке настолько велико, что мы порой просто отождествляем понятия «знание» и «научное знание», считая их почти синонимами. Но это далеко не так. Существует немало видов знания, источником которых является отнюдь не наука, а наш, к примеру, житейский опыт, эстетические впечатления, религиозное откровение и т.д. Однако знание, добываемое наукой, явно выбивается из этого общего ряда, намного превосходя остальные виды своей полнотой, убедительностью и чисто практическими силой и пользой. За счет чего же ему это удается? В основном за счет метода, которым оно добывается, а также при помощи особого способа его организации и построения.
Сущность научного метода можно представить очень просто: это такая процедура получения научного знания, с помощью которой его можно воспроизвести, проверить и передать другим. По большому счету человека всегда интересует два вопроса: что такое реальность и как с ней обращаться. Метод дает ответы на вопросы второго типа, и во многих случаях именно они имеют решающее значение.
Цель данной работы раскрыть
сущность методологии как научной
дисциплины, описать основные типы
методов и их взаимосвязь, дать характеристику
методам эмпирического и
Суть методологии как научной дисциплины
Существует целая область
знания, которая специально занимается
изучением методов и которую
принято именовать методологией
Таким образом, методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации.
Существует два понимания методологии: как специального учения о методах познания и как инструмента преобразования философского мировоззрения в познавательную и практическую деятельность. Если последнее сопровождало всю историю философии, то учение о методе как самостоятельное стало развиваться в новое время в учениях Ф.Бэкона, Р.Декарта. Дальнейшее развитие оно получает в трудах Канта, Гегеля, Маркса. Понимание методологии как учения о методах в наше время привело к представлению о ее относительно самостоятельном характере и особом виде деятельности. Сторонники этой точки зрения считают задачей методологии осуществление рефлексии над процессами мышления, выявление форм мыслительной деятельности. Понимание методологии как инструмента преобразования философского мировоззрения в познавательной и практической деятельности базируется на способности философии превращать свою мировоззренческую функцию в методологическую, когда философия, создавая свои картины мира и определяя смыслы вещей и явлений, детерминирует деятельность носителя данного мировоззрения. Отсюда философию можно было представить не только как мировоззрение, но и как методологию.
Методологическое знание
выступает в форме как
Понятие метод, основные типы методов, их взаимосвязь
Процесс познания окружающего нас мира в самом общем виде представляет
собой решение разного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности человека. Эти проблемы решаются путем использования особых приемов — методов.
Греческое слово «методос» означает путь к чему-либо.
Метод есть совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта. Они оптимизируют деятельность человека, вооружают его наиболее рациональными способами организации деятельности. На эмпирическом уровне происходит сбор фактов и информации (установление фактов, их регистрация, накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация).
Теоретическая сторона связана с объяснением и обобщением фактов,
созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, а
также предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью
вырабатывается научная картина мира, что важно для осуществления
мировоззренческой функции науки.
В основе методов науки лежит единство эмпирических и теоретических
сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или
преимущественное развитие одной стороны за счет другой, закрывает путь к
правильному познанию природы: теория становится беспредметной, опыт —
слепым.
Помимо выделения двух уровней познания, в основу классификации
научных методов может быть положена применяемость метода, возможность его использования в разных сферах человеческой деятельности. В таком случае можно выделить :
различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени. Это, скорее, общефилософские методы познания. В истории философии можно найти только два таких метода — метафизический и диалектический. До конца XIX в. в науке господствовал метафизический метод, и лишь с XX в. он уступил свое место диалектическому методу познания. Оба этих метода лишь намечают границы познания.
Хотя частные методы и способы исследования в разных науках могут
заметно отличаться друг от друга, однако общий подход этих методов к процессу познания остается в сущности одним и тем же. Все они определяют тактику исследования. Стратегию исследования определяют особенные методы познания. Кроме того, все частные методы познания связаны с определенными сторонами или сочетаниями особенных методов.
• на эмпирическом уровне познания (особенные эмпирические методы);
• на теоретическом уровне познания (особенные теоретические методы);
• методы, действующие как на эмпирическом, так и на теоретическом
уровнях познания (особенные универсальные методы).
Основные методы эмпирического и теоретического познания
Основой эмпирических методов является чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:
Частным случаем измерения является сравнение. Оно позволяет оценить
различные объекты и соотнести их друг с другом.
Эксперимент – способ активного,
целенаправленного
Гипотеза представляет собой всякое предположение, догадку или
предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в
научном исследовании. Поэтому гипотеза — это не достоверное, а вероятное знание, истинность или ложность которого еще не установлена.
Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:
отношений изучаемого объекта, которые представляются несущественными для данной теории. Результат процесса абстрагирования называется абстракцией. Примером абстракций являются такие понятия, как точка, прямая, множество и т.д.
важного для данной теории свойства или отношения (не обязательно, чтобы это свойство существовало реально), и мысленного конструирования объекта, наделенного этим свойством.
формулирование логического умозаключения путем обобщения данных
наблюдения и эксперимента, получение общего вывода на основании частных посылок, движение от частного к общему.
Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция строит общий
вывод на основании изучения всех предметов или явлений данного класса. В результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер
достоверного вывода. Но в окружающем нас мире не так много подобных объектов одного класса, число которых ограниченно настолько, что исследователь может изучить каждый из них.
Поэтому гораздо чаще ученые прибегают к неполной индукции, которая
строит общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди них не встретились такие, которые противоречат индуктивному умозаключению. Например, если ученый в ста или более случаях наблюдает один и тот же факт, он может сделать вывод, что этот эффект проявится и при других сходных обстоятельствах. Естественно, что добытая таким путем истин неполна, полученное знание носит вероятностный характер и требует дополнительного подтверждения. Индукция не может существовать в отрыве от дедукции.