Основные методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Наука – это систематизированное познание действительности, воспроизводящие ее существенные и закономерные стороны в абстрактно – логической форме суждений, понятий, теорий, законов.
Авторитет науки обществе прочен и устойчив. Общее доверие к науке настолько велико, что мы порой просто отождествляем понятия «знание» и «научное знание», считая их почти синонимами.

Содержание работы

Содержание
1. Суть методологии как научной дисциплины
2. Понятие метод, основные типы методов, их взаимосвязь
3. Основные методы эмпирического и теоретического познания
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 31.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Суть методологии как научной дисциплины
  2. Понятие метод, основные типы методов, их взаимосвязь
  3. Основные методы эмпирического и теоретического познания

Список использованной литературы

 

Введение

Наука – это систематизированное  познание действительности, воспроизводящие  ее существенные и закономерные стороны  в абстрактно – логической форме  суждений, понятий, теорий, законов.

Авторитет науки обществе прочен и устойчив. Общее доверие к науке настолько велико, что мы порой просто отождествляем понятия «знание» и «научное знание», считая их почти синонимами. Но это далеко не так. Существует немало видов знания, источником которых является отнюдь не наука, а наш, к примеру, житейский опыт, эстетические впечатления, религиозное откровение и т.д. Однако знание, добываемое наукой, явно выбивается из этого общего ряда, намного превосходя остальные виды своей полнотой, убедительностью и чисто практическими силой и пользой. За счет чего же ему это удается? В основном за счет метода, которым оно добывается, а также при помощи особого способа его организации и построения.

Сущность научного метода можно представить очень  просто: это такая процедура получения научного знания, с помощью которой его можно воспроизвести, проверить и передать другим. По большому счету человека всегда интересует два вопроса: что такое реальность и как с ней обращаться. Метод дает ответы на вопросы второго типа, и во многих случаях именно они имеют решающее значение.

Цель данной работы раскрыть сущность методологии как научной  дисциплины, описать основные типы методов и их взаимосвязь, дать характеристику методам эмпирического и теоретического познания.

 

Суть методологии как  научной дисциплины

 

Существует целая область  знания, которая специально занимается изучением методов и которую  принято именовать методологией. Методология дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот термин от двух греческих слов: «методос» — метод и «логос» — учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Таким образом, методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология в этом широком  смысле образует необходимый компонент  всякой деятельности, поскольку последняя  становится предметом осознания, обучения и рационализации.

Существует два понимания  методологии: как специального учения о методах познания и как инструмента  преобразования философского мировоззрения  в познавательную и практическую деятельность. Если последнее сопровождало всю историю философии, то учение о методе как самостоятельное  стало развиваться в новое  время в учениях Ф.Бэкона, Р.Декарта. Дальнейшее развитие оно получает в трудах Канта, Гегеля, Маркса. Понимание методологии как учения о методах в наше время привело к представлению о ее относительно самостоятельном характере и особом виде деятельности. Сторонники этой точки зрения считают задачей методологии осуществление рефлексии над процессами мышления, выявление форм мыслительной деятельности. Понимание методологии как инструмента преобразования философского мировоззрения в познавательной и практической деятельности базируется на способности философии превращать свою мировоззренческую функцию в методологическую, когда философия, создавая свои картины мира и определяя смыслы вещей и явлений, детерминирует деятельность носителя данного мировоззрения. Отсюда философию можно было представить не только как мировоззрение, но и как методологию.

Методологическое знание выступает в форме как предписаний  и норм, в которых фиксируются  содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная  методология), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная  методология). В обоих случаях  основной функцией этого знания является внутренняя организация и регулирование  процесса познания или практического  преобразования какого-то объекта. В  современной литературе под методологией обычно понимают прежде всего методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки даёт характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Наиболее важными точками приложения методологии являются постановка проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие к выдвижению псевдопроблем или существенно затрудняющие получение результата), построение предмета исследования и построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т. е. соответствия объекту изучения.

 

 

 

Понятие метод, основные типы методов, их взаимосвязь

 

Процесс познания окружающего  нас мира в самом общем виде представляет

собой решение разного  рода задач, возникающих в ходе практической деятельности человека. Эти проблемы решаются путем использования особых приемов — методов.

Греческое слово «методос» означает путь к чему-либо.

Метод есть совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта. Они оптимизируют деятельность  человека, вооружают его наиболее рациональными способами организации деятельности. На эмпирическом уровне происходит сбор фактов и информации (установление фактов, их регистрация, накопление), а также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация).

Теоретическая сторона связана  с объяснением и обобщением фактов,

созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием  новых законов, а

также предсказанием новых  фактов в рамках этих теорий. С их помощью

вырабатывается научная картина мира, что важно для осуществления

мировоззренческой функции  науки.

В основе методов науки  лежит единство  эмпирических и теоретических

сторон. Они взаимосвязаны  и обусловливают друг друга. Их разрыв, или

преимущественное развитие одной стороны за счет другой, закрывает путь к

правильному познанию природы: теория становится беспредметной, опыт —

слепым.

Помимо выделения двух уровней познания, в основу классификации

научных методов может  быть положена применяемость метода, возможность его использования в разных сферах человеческой деятельности. В таком случае можно выделить :

  1. Общие методы познания касаются любого предмета, любой  науки. Это

различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени. Это, скорее, общефилософские методы познания. В истории философии можно найти только два таких метода — метафизический и диалектический. До конца XIX в. в науке господствовал метафизический метод, и лишь с XX в. он уступил свое место диалектическому методу познания. Оба этих метода лишь намечают границы познания.

  1. Частные методы научного познания — это специальные методы, действующие только в пределах отдельной отрасли науки. Таков, в частности, метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. Иногда частные методы могут использоваться за пределами той области знания, в которой они возникли. Так, методы физики, применяемые в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и других междисциплинарных наук. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики.

Хотя частные методы и  способы исследования в разных науках могут

заметно отличаться друг от друга, однако общий подход этих методов к процессу познания остается в сущности одним и тем же. Все они определяют тактику исследования. Стратегию исследования определяют особенные методы познания. Кроме того, все частные методы познания связаны с определенными сторонами или сочетаниями особенных методов.

  1. Особенные методы научного познания используются большинством наук на разных этапах познавательной деятельности и касаются определенной стороны изучаемого предмета или приема исследования. Именно среди особенных методов можно выделить эмпирический и теоретический уровни познания. Таким образом, существуют особенные методы, проявляющиеся:

• на эмпирическом уровне познания (особенные эмпирические методы);

• на теоретическом уровне познания (особенные теоретические  методы);

• методы, действующие как  на эмпирическом, так и на теоретическом

уровнях познания (особенные универсальные методы).

 

Основные методы эмпирического  и теоретического познания

 

Основой эмпирических методов  является чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:

  1. Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека – ощущения и восприятия. Итогом научных наблюдений всегда является описание исследуемого объекта, фиксируемое в виде рисунков, текстов, схем, графиков и. т. д.;
  2. Измерение — познавательная процедура, в которой устанавливается отношение одной (измеряемой) величины, характеризующей изучаемый объект, к другой, принятой за постоянную (т.е. единицу измерения). Измерение органически связано с наблюдением и образует вместе с ним фундаментальную основу естествознания.

Частным случаем  измерения  является сравнение. Оно позволяет оценить

различные объекты и соотнести  их друг с другом.

Эксперимент – способ активного, целенаправленного исследования  в контролируемых и управляемых  условиях. Эксперимент включает процедуры  наблюдения и измерения, однако не сводится к ним. Экспериментатор имеет  возможность подбирать необходимые  условия наблюдения, комбинировать  и варьировать их, добиваясь «чистоты»  проявления изучаемых свойств, а  также вмешиваться в «естественное» течение исследуемых процессов  и даже искусственно их воспроизводить. Главной задачей эксперимента, как  правило, является проверка различных  гипотез и предсказаний теории.

Гипотеза представляет собой  всякое предположение, догадку или

предсказание,  выдвигаемое  для  устранения  ситуации  неопределенности в

научном исследовании. Поэтому гипотеза — это не достоверное, а вероятное знание, истинность или ложность которого еще не установлена.

 

Собственно теоретические  методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и  логические процедуры вывода. К числу  этих методов относятся:

  1. Абстрагирование —  мысленное  отвлечение от всех свойств, связей и

отношений изучаемого объекта, которые представляются несущественными для данной теории. Результат процесса абстрагирования называется абстракцией. Примером абстракций являются такие понятия, как точка, прямая, множество и т.д.

  1. Идеализация — это операция мысленного выделения какого-либо одного,

важного для данной теории свойства или отношения (не обязательно, чтобы это свойство существовало реально), и мысленного конструирования объекта, наделенного этим свойством.

  1. Формализация — использование специальной символики вместо реальных объектов. Ярким примером формализации является широкое использование математической символики и математических методов в естествознании. Формализация дает возможность исследовать объект без непосредственного обращения к нему и записывать полученные результаты в краткой и четкой форме.
  2. Индукция — метод научного познания, представляющий собой

формулирование  логического  умозаключения путем обобщения  данных

наблюдения и эксперимента, получение общего вывода на основании частных посылок, движение от частного к общему.

Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция строит общий

вывод на основании изучения всех предметов или явлений данного класса. В результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер

достоверного вывода. Но в окружающем нас мире не  так много подобных объектов одного класса, число которых ограниченно настолько, что исследователь может изучить каждый из них.

Поэтому гораздо чаще ученые прибегают к неполной индукции, которая

строит общий вывод  на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди них не встретились такие, которые противоречат индуктивному умозаключению. Например, если ученый в ста или более случаях наблюдает один и тот же факт, он может сделать вывод, что этот эффект проявится и при других сходных обстоятельствах. Естественно, что добытая таким путем истин неполна, полученное  знание  носит  вероятностный  характер  и  требует  дополнительного подтверждения. Индукция не может существовать в отрыве от дедукции.

Информация о работе Основные методы научного познания