Основные методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Наука – это систематизированное познание действительности, воспроизводящие ее существенные и закономерные стороны в абстрактно – логической форме суждений, понятий, теорий, законов.
Авторитет науки обществе прочен и устойчив. Общее доверие к науке настолько велико, что мы порой просто отождествляем понятия «знание» и «научное знание», считая их почти синонимами.

Содержание работы

Содержание
1. Суть методологии как научной дисциплины
2. Понятие метод, основные типы методов, их взаимосвязь
3. Основные методы эмпирического и теоретического познания
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 31.37 Кб (Скачать файл)
  1. Дедукция — метод научного познания, представляющий собой  получение

частных выводов на основе общих знаний, вывод от общего к  частному.

Дедуктивное умозаключение строится по следующей схеме:

все предметы класса А обладают свойством В, предмет а относится к классу А; следовательно, а обладает  свойством В. Например:  «Все  люди  смертны»;  «Иван —  человек»;следовательно, «Иван — смертен».

Дедукция как метод познания исходит из уже познанных законов и

принципов. Поэтому метод  дедукции  не позволяет  получить содержательно нового знания. Дедукция представляет собой лишь способ логического развертывания системы положений на базе исходного  знания, способ выявления конкретного  содержания  общепринятых  посылок.  Поэтому  она  не может существовать в отрыве от индукции. Как индукция, так и дедукция незаменимы в процессе научного познания.

  1. Анализ – метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части. Расчленение имеет целью переход от изучения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстрагирования от связи частей друг с другом.
  2. Синтез – это метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Положения, получаемые в результате синтеза, включаются в теорию объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет пути нового научного поиска.

 

 

 

Заключение

Таким образом, можно сделать  вывод, что каждая наука использует различные методы, которые  зависят от характера решаемых в ней задач. Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации.

Своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется, прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура.

Благодаря смене сочетания  методов и их структуры возникают  особые формы (стороны) научного познания, важнейших из которых являются эмпирическая и теоретическая. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы, теория становится беспредметной, опыт  слепым.

Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более  сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и  конкретизируя на базе эмпирии новое  собственное содержание, открывает  новые, более широкие горизонты  для эмпирического познания, ориентирует  и направляет его в поисках  новых фактов, способствует совершенствованию  его методов и средств и  т. п.

Любой метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании той или иной материальной действительности. Важно еще умение правильно применять  научные методы в процессе познания.

 

Список использованной литературы


Информация о работе Основные методы научного познания