Основные общенаучные методы в естествознании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:14, реферат

Описание работы

В данной работе рассмотрены основные общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, обобщение, абстрагирование, аналогия, классификация, логический и исторический метод.

Содержание работы

1.Введение....................................................................................................................................................3
2.Основные общенаучные методы..........................................................................................................4
2.1.Анализ и синтез………………………………………………………................................................4
2.2.Индукция и дедукция……………......................................................................................................5
2.3.Аналогия и моделирование……………………................................................................................6
2.4.Исторический и логический методы………...................................................................................7
2.5.Абстрагирование………………………………………………………..............................................7
2.6.Обобщение.............................................................................................................................................8
2.7.Классификация....................................................................................................................................9
3.Заключение..............................................................................................................................................9
4.Список литературы и используемых источников .........................................................................10

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 35.32 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

 

Институт международного бизнеса и права

Кафедра таможенного дела и логистики

 

РЕФЕРАТ

Дисциплина: «Концепции современного естествознания»

Тема: Основные общенаучные  методы в естествознании

 

                                                                     

 

 

 

Выполнила

 

                                                  

Проверила

Колесникова Т.Д.

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Содержание

1.Введение....................................................................................................................................................3

2.Основные общенаучные методы..........................................................................................................4

2.1.Анализ и синтез………………………………………………………................................................4

2.2.Индукция и дедукция……………......................................................................................................5

2.3.Аналогия и моделирование……………………................................................................................6

2.4.Исторический и логический методы………...................................................................................7

2.5.Абстрагирование………………………………………………………..............................................7

2.6.Обобщение.............................................................................................................................................8

2.7.Классификация....................................................................................................................................9

3.Заключение..............................................................................................................................................9

4.Список литературы  и используемых источников .........................................................................10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Многовековой опыт позволил людям прийти к выводу, что природу можно изучать научными методами. Понятие метод (от греч. «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

    Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Так, видный философ, ученый XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте.

    Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией («учение о методах»).         Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности,    эффективности и других характеристик методов познания.

    Методы научного познания принято подразделять по широте применимости в процессе научного исследования.

    Различают всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы.

    Всеобщих методов в истории познания два: диалектический и метафизический. Метафизический метод с середины XIX в. начал все больше вытесняться диалектическим.

    Общенаучные методы используются в самых различных областях науки (имеют междисциплинарный спектр применения).

    Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.

    Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение); другие — только на теоретическом (абстрагирование, идеализация, формализация, индукция и дедукция), а некоторые (например, анализ, синтез, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом.

    Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах (путем измерения, экспериментов); здесь происходит первичная систематизация полученных знаний (в виде таблиц, схем, графиков).

    Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит выявление наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

    Однако эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического.

     К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология, др.) имеет свои специфические методы исследования.

    Однако частнонаучные методы содержат черты как общенаучных методов, так и всеобщих. Например, в частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения. Или, например, всеобщий диалектический принцип развития проявляется в биологии в виде открытого Ч. Дарвином естественноисторического закона эволюции животных и растительных видов.

    В данной работе рассмотрены основные общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, обобщение, абстрагирование, аналогия, классификация, логический и исторический метод.

 

Основные общенаучные  методы

Анализ и синтез

Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т. п.

Анализ — необходимый этап в  познании объекта.

Несомненно, анализ занимает важное место  в изучении объектов материального  мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания. Если бы, скажем, химики ограничивались только анализом, т. е. выделением и изучением отдельных химических элементов, то они не смогли бы познать все те сложные вещества, в состав которых входят эти элементы.

Для постижения объекта как единого  целого нельзя ограничиваться изучением  лишь его составных частей. В процессе познания необходимо вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать  их в совокупности, в единстве. Осуществить этот второй этап в процессе познания — перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как единого связанного целого — возможно только в том случае, если метод анализа дополняется другим методом — синтезом.

В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т. п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого.

Анализ и синтез с успехом  используются и в сфере мыслительной деятельности человека, т. е. в теоретическом познании, но и здесь, как и на эмпирическом уровне познания, анализ и синтез — это не две оторванные друг от друга операции.

 

 

Индукция и  дедукция

Индукция (от лат. inductio — наведение, побуждение) есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного, единичного к общему.

Индукция широко применяется в  научном познании. Обнаруживая сходные  признаки, свойства у многих объектов определенного класса, исследователь делает вывод о присущности этих признаков, свойств всем объектам данного класса.

Индукция, используемая в научном  познании (научная индукция), может  реализовываться в виде следующих  методов:

1. Метод единственного сходства (во всех случаях наблюдения какого-то явления обнаруживается лишь один общий фактор, все другие — различны; следовательно, этот единственный сходный фактор есть причина данного явления).

2. Метод единственного различия (если обстоятельства возникновения  какого-то явления и обстоятельства, при которых оно не возникает,  почти во всем сходны и различаются лишь одним фактором, присутствующим только в первом случае, то можно сделать вывод, что этот фактор и есть причина данного явления).

3. Соединенный метод сходства  и различия (представляет собой комбинацию двух вышеуказанных методов).

4. Метод сопутствующих изменений  (если определенные изменения  одного явления всякий раз  влекут за собой некоторые изменения в другом явлении, то отсюда вытекает вывод о причинной связи этих явлений).

5. Метод остатков (если сложное  явление вызывается многофакторной  причиной, причем некоторые из  этих факторов известны как причина какой-то части данного явления, то отсюда следует вывод: причина другой части Явления — остальные факторы, входящие в общую причину этого явления).

Родоначальником классического индуктивного метода познания является Ф. Бэкон. Но он трактовал индукцию чрезвычайно  широко, считал ее важнейшим методом открытия новых истин в науке, главным средством научного познания природы.

На самом же деле вышеуказанные  методы научной индукции служат главным  образом для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально наблюдаемыми свойствами объектов и явлений. В них систематизированы простейшие формально-логические приемы, которые стихийно использовались учеными-естествоиспытателями в любом эмпирическом исследовании. По мере развития естествознания становилось все более ясным, что методы классической индукции далеко не играют той всеохватывающей роли в научном познании, которую им приписывали Ф. Бэкон и его последователи вплоть до конца XIX века.

Такое неоправданно расширенное понимание  роли индукции в научном познании получило наименование всеиндуктивизма. Его несостоятельность обусловлена тем, что индукция рассматривается изолированно от других методов познания и превращается в единственное, универсальное средство познавательного процесса. С критикой всеиндуктивизма выступил Ф. Энгельс, указавший, что индукцию нельзя, в частности, отрывать от другого метода познания — дедукции.

Дедукция (от лат. deductio — выведение) есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.

Получение новых знаний посредством  дедукции существует во всех естественных науках, но особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Оперируя математическими абстракциями и строя свои рассуждения на весьма общих положениях, математики вынуждены чаще всего пользоваться дедукцией. И математика является, пожалуй, единственной собственно дедуктивной наукой.

Аналогия и  моделирование

     Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения. Таким образом, сравнение лежит в основе метода аналогии. Если делается логический вывод о наличии какого-либо свойства, признака, отношения у изучаемого объекта на основании установления его сходства с другими объектами, то этот вывод называют умозаключением по аналогии.

Степень вероятности получения  правильного умозаключения по аналогии будет тем выше: 1) чем больше известно общих свойств у сравниваемых объектов; 2) чем существеннее обнаруженные у них общие свойства и 3) чем глубже познана взаимная закономерная связь этих сходных свойств. При этом нужно иметь в виду, что если объект, в отношении которого делается умозаключение по аналогии с другим объектом, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, о существовании которого должен быть сделан вывод, то общее сходство этих объектов утрачивает всякое значение.

Существуют различные типы выводов  по аналогии. Но общим для них  является то, что во всех случаях  непосредственному исследованию подвергается один объект, а вывод делается о другом объекте. Поэтому вывод по аналогии в самом общем смысле можно определить как перенос информации с одного объекта на другой. При этом первый объект, который собственно и подвергается исследованию, именуется моделью, а другой объект, на который переносится информация, полученная в результате исследования первого объекта (модели), называется оригиналом (иногда — прототипом, образцом и т. д.).

«Под моделированием» понимается изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект — оригинал».

Исторический и логический методы

 

Исторический и логический методы органично сочетаются. Исторический метод предполагает рассмотрение объективного процесса развития объекта, реальной его истории со всеми ее поворотами, особенностями. Это определенный способ в воспроизведения в мышлении исторического процесса в его хронологической последовательности и конкретности.

Логический метод - это способ, с  помощью которого мышление воспроизводит  реальный исторический процесс в  его теоретической форме, в системе  понятий

Задачей исторического исследования является раскрытие конкретных условий развития тех или иных явлений. Задачей логического исследования является раскрытие роли, которую отдельные элементы системы играют в составе развития целого.

Информация о работе Основные общенаучные методы в естествознании