Основные общенаучные методы в естествознании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:14, реферат

Описание работы

В данной работе рассмотрены основные общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, обобщение, абстрагирование, аналогия, классификация, логический и исторический метод.

Содержание работы

1.Введение....................................................................................................................................................3
2.Основные общенаучные методы..........................................................................................................4
2.1.Анализ и синтез………………………………………………………................................................4
2.2.Индукция и дедукция……………......................................................................................................5
2.3.Аналогия и моделирование……………………................................................................................6
2.4.Исторический и логический методы………...................................................................................7
2.5.Абстрагирование………………………………………………………..............................................7
2.6.Обобщение.............................................................................................................................................8
2.7.Классификация....................................................................................................................................9
3.Заключение..............................................................................................................................................9
4.Список литературы и используемых источников .........................................................................10

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 35.32 Кб (Скачать файл)

 

Абстрагирование

 

Абстрагирование - это метод  отвлечения от некоторых свойств  и отношений объекта и, одновременно, сосредоточение основного внимания на тех, которые являются непосредственным предметом научного исследования. Абстрагирование способствует проникновению познания в сущность явлений, движения познания от явления к сущности. Понятно, что абстрагирование расчленяет, огрубляет, схематизирует целостную подвижную действительность. Однако именно это и позволяет более глубоко изучить отдельные стороны предмета \"в чистом виде\". А значит, и проникнуть в их сущность.

 

Обобщение

 

Обобщение – это процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Мысленное обобщение основывается на всеобщности связей предметов и явлений действительности, взаимосвязи единичного и общего во всех реально существующих событиях. Формирование обобщающих положений (понятий, законов, выводов, концепций) возможно через изучение конкретного.

Степень общности фактов (событий) может  быть различной. Отсюда и различие в  уровнях обобщения – от установления простейшего, элементарного сходства на этапе эмпирического исследования фактов до раскрытия существенного, общего, лежащего в основе формирования понятий, раскрытия законов и объяснения фактов на теоретическом уровне познания, когда создается система объясняющих положений, формируется стройная концепция изучаемого явления.

Сложной формой обобщения, позволяющей  отличать важные факты от второстепенных, является типизация, заключающаяся  в отборе характерных (типичных) фактов, выражающих наиболее важную сторону  изучаемого явления или группы явлений. Отбор характерных (типичных), фактов составляет важную черту научного обобщения, которая приближает явления к  познанию латентных связей. Для раскрытия  сущности исследуемого явления недостаточно описания, поэтому нужны обобщения  более высокого порядка и те, которые  вскрывают повторяемость, необходимость, существенность и причинную обусловленность  признаков события.

Формой обобщения опыта являются выводы, из которых складывается научная концепция, теория, что раскрывает характерные особенности и сущность изучаемых явлений, закономерности их возникновения и развития.

 

 

 

Классификация

 

Классификация — разделение всех изучаемых предметов на отдельные  группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком. К классификации предъявляются разнообразные требования. В качестве основных можно выделить: сбор и организация материала, открытие закономерностей, построение и обоснование научных теорий. Во-первых, упорядочивание и систематизация. Главная задача здесь - так организовать объекты, чтобы их изучение обеспечивало реализацию любой программы научного исследования. Во-вторых, связанное с первым требованием - открытие природных законов. Это в определённой степени экспликация более общего требования к классификации быть эффективной. И, в-третьих, построение или выражение теории той или иной предметной области, что предполагает две различные установки.  

Заключение

 

    Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий и предмета исследования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и используемых источников

  1. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. — М.: Центр, 2000. — 214 с.
  2. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 520 с.
  3. Концепция современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 1997. — 448 с.
  4. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 288 с.
  5. Солопов Е. Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 232 с.

 


Информация о работе Основные общенаучные методы в естествознании