Основные теоретические проблемы дисциплины «Концепции современного естествознания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 13:50, лекция

Описание работы

1. Проблема соотношения двух форм культур – естествознания и обществознания.
Ознакомление студентов гуманитарных специальностей с курсом «Концепции современного естествознания» необходимо начинать, прежде всего, не только с определения объекта и предмета исследования курса, но и понимания их специфики. Объект исследования любой науки – это носитель тех проблем, на которые направлена исследовательская деятельность. Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т.д.). С точки зрения определения объекта и предмета исследования дисциплины «КСЕ» наиболее правильным будет решить обозначенную задачу через сопоставление естествознания и обществознания.

Файлы: 1 файл

Лекция 1.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Вследствие того, что  мы будем изучать именно научную картину мира, то важно, прежде всего, понять, в чем ее основное отличие от стихийно-эмпирической картины конкретного субъекта. Картина мира любого человека основана на собственном опыте, личных впечатлениях и ощущениях, поэтому она слишком индивидуальна. Естествознание, как и наука в целом, стремится найти объективные, не зависящие от индивидуального субъекта закономерности природы. Поэтому наука абстрагируется от личных ощущений и представлений и основывается на такой системе знаний о природе, с которой мог бы согласиться каждый исследователь. Вследствие этого научная картина мира имеет объективный характер; ее цель состоит не в полном приспособлении наших мыслей к нашим ощущениям, а в полном освобождении физической картины мира от индивидуальности творческого ума.

При этом данная система  должна, во-первых, отображать наиболее фундаментальные свойства и закономерности природы; во-вторых, все такие свойства должны рассматриваться в рамках единой, целостной картины, так как никакой отдельный фундаментальный закон естествознания не составляет еще картины природы; в-третьих, естественнонаучная картина мира должна быть такой общей теоретической моделью окружающей природы, которая допускает дополнения, исправления и уточнения в связи с развитием научных представлений о мире; в-четвертых, научную картину мира следует постоянно соотносить и сверять как с самой природой, так и с изменением фундаментальных знаний о ней.

Первые научные картины  природы возникли в рамках отдельных  естественнонаучных дисциплин, и, прежде всего, занимавших лидирующее положение в науке своего времени. В XVII-XVIII вв. такое положение занимала механика, а во второй половине XIX в. такой наукой, несомненно, считалась физика, которая включала в свой состав также термодинамику и теорию электромагнетизма.

Сам процесс построения единой картины мира происходит следующим  образом. В рамках отдельных наук идет процесс построения картины природы, который в свою очередь проходит ряд последовательных стадий. Сначала для объяснения наблюдаемых явлений создаются простейшие понятия и эмпирические законы. Затем открываются законы и теории, с помощью которых пытаются объяснить сущность наблюдаемых явлений и эмпирических законов. В дальнейшем возникают фундаментальные теории или концепции, которые могут стать картиной природы, создаваемой отдельной наукой. Диалектический синтез картин природы отдельных наук приводит к формированию целостной естественнонаучной картины мира.

Как уже упоминалось  выше, смена парадигм происходит вследствие научных революций. Прежде всего, необходимо отметить, что революции – это не процесс, связанный с уничтожением прежнего знания и ранее накопленного и проверенного эмпирического материала. В действительности новая картина мира отказывается только от тех прежних гипотез и теорий, которые оказались не в состоянии объяснить вновь открытые факты наблюдений и результаты опытов. Поэтому научные революции в естествознании следует понимать как качественные изменения содержания его теорий, учений и научных дисциплин.

Первая революция в науке произошла в XVII в. и связана с возникновением экспериментального естествознания – вместо разного рода натурфилософских гипотез о скрытых качествах вещей, начиная с Г. Галилея, предположения и гипотезы начинают проверяться с помощью точно построенного эксперимента.

Вторая революция (конец XIX – начало XX в.) связана с крупнейшими открытиями в естествознании, которые коренным образом изменили наши представления о научной картине мира – открытие кванта энергии и явления дуализма волны и частицы, установление строения вещества и взаимосвязи массы и энергии. Результатом стало создание в 1925-1927 гг. квантовой механики, которая дала объяснение процессов, происходящих в мире мельчайших частиц материи – микромире. Кроме того, возникли две фундаментальные теории современной физики – общая теория относительности и специальная теория относительности, которые полностью изменили научные представления о соотношении пространства и времени, о движении относительно них, установили связь между свойствами движущихся тел и их пространственно-временными характеристиками, указали на относительный характер всякого движения и т. д.

Наконец, в последние  десятилетия XX в. благодаря научно-технической революции, изменяются наши представления о сущности естественнонаучной картины мира. Прежде всего, это связано с возникновением новых мировоззренческих подходов к исследованию естественнонаучной картины мира – системного подхода и синергетики, которые решительным образом повлияли на понимание внутренних механизмов научных революций в естествознании. Благодаря выдвижению на передний край естествознания биологических проблем, целый ряд ученых заявляют о смене лидера современного естествознания – если ранее таковым считалась физика, то теперь биология. В соответствии с этим на смену идеальному устройству окружающего мира в виде часов и машины теперь приходит живой организм.

Таким образом, изучение первой лекции дало нам представление об объекте и предмете изучаемой дисциплины, его специфике, основных проблемах курса и понятиях.


Информация о работе Основные теоретические проблемы дисциплины «Концепции современного естествознания»