Основные закономерности развития естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:09, доклад

Описание работы

История науки полна сообщений о случайных событиях: случайно были открыты гальванические элементы, радиоактивность, лучи Рентгена, радиоизлучение Галактики, пенициллин, фуксин, почти все химические элементы и многое другое. Более того: почти в каждом экспериментальном открытии есть элемент случайности.
Открытие есть обнаружение чего-то нового, неизвестного, необъяснимого, с точки зрения существующих научных представлений. Поэтому открытие и оказывается делом случая.
Но случайность и необходимость находятся в неразрывном единстве. В объективной действительности нет таких явлений, которые были бы только необходимыми или только случайными, которые были бы лишены случайных признаков или необходимой связи. Там, где есть необходимость, всегда есть и случайность и наоборот: случайность — это скрытая необходимость.
Необходимость вообще проявляется через массу случайностей, поэтому наличие случайностей того или иного рода в научных открытиях не может служить аргументом для отрицания закономерностей в развитии науки.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.docx

— 35.28 Кб (Скачать файл)

   Новые возможности  открываются также при исследовании  мозга человека. Ученые обнаружили, что если стимулировать у человека  определенную структуру мозга,  то возможности памяти и интеллекта возрастают в два раза. Эти работы сразу же сделали секретными, так как это можно использовать только для лечения, а не для того, чтобы человек стал умнее (см. ТЕМУ 20.4.5), ведь за все в жизни надо платить и не известно еще, чем заплатит человечество за эти знания.

   В целом же можно  отметить, что наука развивается  в гармонии с гуманистическими  идеалами и целями социального  прогресса. Однако развитие науки  неоднозначно по своим последствиям  для человека. Любые научные открытия, теории и идеи можно использовать  и употреблять во вред человечеству (например, смертоносное термоядерное  и бактериологическое оружие). Имеются  реальные опасности негативных  изменений психики и генетики, вообще здоровья человека. Острота  этой проблемы объясняется не  только опасностью все увеличивающегося  воздействия на человека канцерогенных  факторов, ионизирующих излучений,  химических мутантов, вредящих здоровью  человека. Увеличиваются также масштабы  экспериментирования на человеке. Возникает все более реальная  опасность манипулирования его  генотипом.

   Высокая сущность  науки как орудия познания  природы состоит не только  в удовлетворении, но и в определении  наших духовных потребностей. Этические  принципы науки не должны поэтому рассматриваться отдельно от социальных факторов, отрываться от общих этических и гуманистических ценностей человечества.

   Социально-этическое  и гуманистическое регулирование  науки, к которому наука и  общество в целом приходят  как к жизненной необходимости,  может и должно стать новой,  гуманистической основой современного  этапа развития науки.

   Социальная ответственность  ученого и свобода научного  поиска не исключают друг друга.  Предложения и действия в области  генной инженерии должны находиться  под действенным контролем общества. Это необходимо для защиты  наследственных основ человечества, являющихся уникальным продуктом  развития материи.


Информация о работе Основные закономерности развития естествознания