Основные закономерности развития естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:09, доклад

Описание работы

История науки полна сообщений о случайных событиях: случайно были открыты гальванические элементы, радиоактивность, лучи Рентгена, радиоизлучение Галактики, пенициллин, фуксин, почти все химические элементы и многое другое. Более того: почти в каждом экспериментальном открытии есть элемент случайности.
Открытие есть обнаружение чего-то нового, неизвестного, необъяснимого, с точки зрения существующих научных представлений. Поэтому открытие и оказывается делом случая.
Но случайность и необходимость находятся в неразрывном единстве. В объективной действительности нет таких явлений, которые были бы только необходимыми или только случайными, которые были бы лишены случайных признаков или необходимой связи. Там, где есть необходимость, всегда есть и случайность и наоборот: случайность — это скрытая необходимость.
Необходимость вообще проявляется через массу случайностей, поэтому наличие случайностей того или иного рода в научных открытиях не может служить аргументом для отрицания закономерностей в развитии науки.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.docx

— 35.28 Кб (Скачать файл)

   Зададимся вопросом, что же и как использует  наука из предыдущего опыта?  Это:

? добытые факты;

? методы исследований;

? гипотезы, теории, понятия.

   Наука развивает  их дальше. Каждая наука опирается  на законы (например, в основе  динамики лежат три закона  Ньютона); есть законы сохранения  энергии, массы и т. д. (подробно  этот материал рассмотрен в  ТЕМЕ 10 настоящего курса). Эти законы  неизбежно переносятся из одной  системы в другую. А в новых  системах появляются новые законы. Так, например, в микромире появляются законы сохранения спина, барионного, т. е. ядерного заряда, странности и т. п. (см. ТЕМУ 10.2.1.5).

   Преемственность  в развитии идей и принципов  естествознания, теорий и понятий,  методов и приемов исследования  отражает неразрывность всего  познания природы. Непонимание  этого влечет за собой нигилистическое  отношение к естествознанию предшествующих  эпох, к утрате способности находить  исторические корни современных  воззрений.

   При соблюдении  принципов преемственности содержание  прежних знаний о природе получает  дальнейшее развитие и обобщение,  преодолеваются прежние универсализация,  абсолютизация законов и принципов,  носящих в действительности лишь  ограниченный характер.

1.2.6. Критика и борьба  мнений в науке

   Новые идеи, принципы, гипотезы, теории, законы не сразу утверждаются в науке и получают признание (вспомним, например, волновую и квантовую природу света И. Ньютона и X. Гюйгенса). Ученый не сразу находит искомое, идет не прямым путем, а преодолевает ряд заблуждений, ошибок, неправильных взглядов и, наконец, приходит к истине. Эти ошибки и заблуждения в процессе познания не только возможны, но и неизбежны. Никогда не ошибается только очень осторожный ученый, но зато он никогда и не открывает ничего нового.

   Развитие техники  и возникновение новых средств  и методов исследования приводят  к открытиям ранее неизвестных  в науке явлений, фактов, не  укладывающихся в рамки старых  представлений. Поэтому необходимым  условием развития естествознания  является свобода критики, беспрепятственное  обсуждение любых спорных вопросов, неясностей, открытое столкновение  мнений с целью выяснения истины  путем свободных дискуссий, что  и способствует творческому решению  возникающих проблем. Вот почему  огромное значение имеют всякого  ранга конференции, школы-семинары, где ученые обмениваются мнениями  и сообщают о последних достижениях  в той или иной отрасли знаний.

1.2.7. Интернациональный характер  развития науки

   Наука интернациональна  по своим задачам и сущности, по тем задачам, которые перед  ней стоят, и конечным целям.  Она необходима для формирования  мировоззрения.

  

Конечные цели науки:

? познавать мир;

? облегчать труд;

? улучшать условия жизни  людей.

   Естественно, что  это не может касаться только  одной страны. Это относится ко  всем нациям в целом.

   Свое мировоззрение,  т.е. определенное представление  о мире, человек формирует в  своем сознании на основании  знаний о мире, накопленных человечеством  за всю историю своего существования,  а также на основании личного  опыта. Мировоззрение человека  находится в постоянном развитии, оно может существенно меняться  под влиянием открытий в области  естественных и гуманитарных  наук. Гуманистическое общество  не предъявляет жестких требований  к мировоззрению человека, считая  это его личным делом. Во  всем этом и проявляется интернациональный  характер развития науки.

1.2.8. Взаимодействие естественных  наук

   Одной из закономерностей  развития естествознания является  взаимодействие естественных наук, взаимосвязь всех отраслей естествознания. Наука, таким образом, единое целое.

Главными путями взаимодействия являются следующие:

? изучение одного предмета  одновременно несколькими науками  (например, изучение человека);

? использование одной  наукой знаний, полученных другими  науками, например, достижения физики  тесно связаны с развитием  астрономии, химии, минералогии,  математики и используют знания, полученные этими науками;

? использование методов  одной науки для изучения объектов  и процессов другой. Чисто физический  метод — метод «меченых атомов»  широко применяется в биологии, ботанике, медицине и т. д. Электронный  микроскоп используется не только  в физике: он необходим и для  изучения вирусов. Явление парамагнитного  резонанса находит применение  во многих отраслях науки. Во  многих живых объектах природой  заложены чисто физические инструментарии, например, гремучая змея имеет орган, способный воспринимать инфракрасное излучение и улавливать изменения температуры на тысячную долю градуса; у летучей мыши есть ультразвуковой локатор, позволяющий ей ориентироваться в пространстве и не натыкаться на стены пещер, где она обычно обитает; мыши, птицы и многие животные улавливают инфразвуковые волны, распространяющиеся перед землетрясением, что побуждает их покидать опасный участок; буревестник же, наоборот, воспринимая волны низкой, инфразвуковой частоты, «гордо реет» над простором моря и т.д.;

? взаимодействие через  технику и производство, осуществляемое  там, где используются данные  нескольких наук, например, в приборостроении,  кораблестроении, космосе, автоматизации,  военной промышленности и т.д.;

? взаимодействие через  изучение общих свойств различных  видов материи, ярким примером  чему служит кибернетика —  наука об управлении в сложных  динамических системах любой  природы (технических, биологических,  экономических, социальных, административных  и т. п.), использующих обратную  связь. Процесс управления в  них осуществляется в соответствии  с поставленной задачей и происходит  до тех пор, пока цель управления  не окажется достигнутой (подробно  этот материал изложен в ТЕМЕ 16).

1.2.9. Дифференциация и  интеграция наук

   В процессе развития  человеческого познания наука  все больше дифференцируется  на отдельные отрасли, изучающие  частные вопросы многогранной  действительности. С другой стороны, наука вырабатывает единую картину мира, отражающую общие закономерности его развития, что приводит к более широкому синтезу наук, т.е. ко все более углубленному познанию природы.

   Единство мира  лежит в основе единства наук, к которому в конечном счете направлено развитие знания на каждом отдельном витке человеческого познания. Путь к единству наук лежит через интеграцию ее отдельных отраслей, что предполагает интеграцию различных теорий и методов исследования.

   Таким образом,  в процессе развития современных  наук процессы дифференциации  переплетаются с процессами интеграции наук: физика подразделяется на механику, а та, в свою очередь, на кинематику, динамику и статику; молекулярную, атомную, ядерную физику, термодинамику, электричество, магнетизм, оптику и т.д.; медицинские институты готовят врачей самых разных специальностей: терапевтов, хирургов, психиатров, кардиологов, окулистов, урологов и т.д. — спектр специализаций очень широк, но любой выпускник медицинского института — врач.

   Дифференциация научного  знания на отдельные области  побуждает выявлять необходимые  связи между ними. Возникает много  пограничных наук, например, на границе  между физикой и химией возникли  новые отрасли науки: физхимия и химфизика (в Москве при Российской академии наук (РАН) есть институты физической химии и химической физики); на границе между биологией и химией — биохимия; биологией и физикой — биофизика. Отдельные области биологии и физиологии перекрещиваются с физиологией высшей нервной деятельности. А. Эйнштейн в свое время объединил в теории относительности положения неэвклидовой геометрии и механики. На границе между психологией и языкознанием была создана теория коммуникации, взявшая за основу теорию информации. Пересечение логики с математикой способствовало созданию математической логики; на основе языкознания и логики появилась новая наука — семиотика и т.д. Вышеперечисленное характеризует все более высокую степень синтеза между науками.

   Эта тенденция  в развитии научного знания  трансформируется в постановку  комплексных проблем, повсеместное  распространение комплексных исследований, поиск путей синтеза методов познания окружающего мира. Но так как сами методы в качестве своих предельных теоретических оснований имеют принципы познания, задача сводится к выявлению объективной основы — интеграции принципов, которая с неизбежностью ведет к новым формам их синтеза. В силу единства науки интеграция принципов в одной из ее областей обязательно связана с интеграцией в другой.

   Обобщая вышесказанное,  можно констатировать тот факт, что дифференциация и интеграция  естествознания — процесс незавершенный,  открытый. Естествознание не является  замкнутой системой, и вопрос  о сущности естествознания с  каждым новым открытием становится  яснее.

1.2.10. Социальные функции  естествознания

   Рассматривая закономерности  развития естествознания, нельзя  обойти вопрос о социальной  функции естествознания. Однако  этот вопрос настолько глубок  и обширен, что вынесен в  отдельную лекцию и подробно  рассмотрен в ТЕМЕ 19. Поэтому охарактеризуем  пока кратко суть проблемы.

   Опасные последствия  использования достижений современного  естествознания вынуждают многих  исследователей задуматься над  вопросами о социальной функции  естествознания, роли ученого и  научного познания в современном  мире.

   Все отчетливее  становится понимание того непреложного  факта, что если не будут  в геометрической прогрессии  возрастать социальная ответственность  ученых, роль нравственного, этического начала в науке, то человечество, да и сама наука, не смогут развиваться даже в прогрессии арифметической.

   Наука не развивается  в социальном вакууме, она является  особым социальным инструментом, предназначение которого — обслуживание  человека, его потребностей. Это  особенно относится к современной  биологии, которая активно служит  удовлетворению человеческих потребностей  через комплекс сельскохозяйственных  и медицинских дисциплин. Человек  все в большей степени становится  объектом исследования, открываются  новые возможности управления  процессами его жизнедеятельности.

   Быстрое развитие генетики человека и все более широкое использование ее результатов в системе здравоохранения, а также прогресс исследований в области общей и особенно молекулярной генетики вызывают острые дискуссии относительно возможностей применения новых методов и путей воздействия на биологические основы жизни, развитие и здоровье отдельного человека и всего человечества (см. ТЕМУ 19.1, 19.2).

   Во всем мире  тратятся миллионы долларов на  исследования генетики. В недалеком  будущем такие болезни, как СПИД или рак, будут лечить с помощью генов. Можно будет продлить человеку жизнь и сделать его значительно здоровее, обеспечить с помощью клонирования человека донорскими органами. Но здесь, как у любой медали, — две стороны: вследствие лечения будет происходить накопление в генофонде нации плохого материала, так как чем активнее будут лечит человека, тем хуже будет генофонд.

   Каждый ученый, работающий  в области генетики, должен сегодня  занять четкую позицию, ибо  упование на более мудрые будущие  поколения служит тем, кто призывает  к антигуманному использованию  возможностей генетики, пусть даже  в современных условиях еще  фактически не реализуемых. Говоря  о будущем генетики, оценке ее  общественной и идеологической  значимости, необходимо помнить,  что принципы и нормы любой  морали отражают реальные потребности  реальных людей.

   Вопрос о том,  какие цели следует ставить,  осуществляя определенные меры  с помощью общей генетики человека, какие интересы людей должны  быть удовлетворены, благодаря  этим мерам, будет возникать  всегда, так как от его решения  зависит направление и обоснованность соответствующих исследований конкретных генетических мер.

   Одним из реальных  направлений генетики человека  является возможность заранее  предугадать пол ребенка, но  американские социологи подсчитали, что это может повлечь за  собой одностороннее предпочтение  мужского пола, что приведет, по  самым осторожным оценкам, к  избытку новорожденных мальчиков  в 7% дополнительно к естественному  их избытку в 2,5%.

   К очень перспективным  направлениям относится так называемая  генная инженерия (см. ТЕМУ 19.4), предметом  исследований которой является  как организм в целом, так  и его молекулярный уровень:  хромосомный, клеточный, а также  уровень тканей, организмов и  популяций. Американский публицист  и футуролог О. Тоффлер, обобщая прогнозы некоторых ученых, пишет: «Мы сможем выращивать детей со зрением или слухом гораздо выше нормы, с необычайной способностью к различению запахов, с повышенной мускульной системой и музыкальными талантами. Мы сможем создавать сексуальных суператлетов, девушек с макси-бюстом...» Конечно, недооценивать грядущие успехи генной инженерии нельзя, но хочется надеяться, что человечество отойдет от животноводческого подхода и не даст превратить себя в подопытное стадо. Использование достижений биологии, в частности возможности воздействовать на генетическую структуру организма, не должно иметь серьезных негативных последствий.

Информация о работе Основные закономерности развития естествознания