Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:49, реферат
Человеческое общество всегда предпринимало попытки проникнуть в глубь минувших веков, от которых в воспоминании сохранились лишь смутные, искаженные представления. Древнегреческий философ Демокрит считал главным "учителем" человечества, главным двигателем культуры "нужду, необходимость добывать себе пищу, укрываться от непогоды" и т. д.
От римлян нам досталось философско-поэтическое произведение, в котором наиболее ярко выражены самые передовые представления, какие были выработаны античной мыслью о доисторической древности. Этим произведением является гениальная поэма "О природе вещей" Тита Лукреция Кара (первый век до н.э.).
Совершенно очевидно, что мышление и речь - две стороны одного и того же процесса в становлении человека, процесса происхождения и развития трудовой деятельности, процесса развития производства. Поэтому неправильно задавать вопрос о том, что возникло раньше в истории древнейшего человечества - мысль или выражающее ее слово. Мышление и речь возникли одновременно. Появление первых сознательно изготовленных орудий труда уже ознаменовало возникновение простейших представлений, а они в свою очередь должны были передаваться от одного члена коллектива к другому, либо как сумма приобретенного опыта могли переходить к следующему поколению. Таким образом, наряду с возникновением простейших представлений возникла и простейшая форма передачи информации - звуковые символы для их обозначения и передачи.
Основой для возникновения
таких звуковых сигналов
Первобытной эпохе мы обязаны зарождением всех видов изобразительного искусства, музыки, пения, танцев. Долгое время все искусство первобытного человека было синкретичным, т.е. один вид его не отделялся от другого. Оно творилось как нечто неразрывное и в этой своей целостности выполняло определенные функции, являлось средством миропонимания. У наскальных рисунков или скульптурных изображений - идолов, как мы их называем теперь, первобытные люди совершали ритуальные танцы, сопровождаемые музыкой, издаваемой примитивными музыкальными инструментами, пением. Но для удобства рассмотрим это искусство, возникшее в каменном веке, раздельно, по видам.
С тех пор как
человечество познакомилось с
творениями древнейших
Существует множество
гипотез возникновения
Психоанализ видит в искусстве прежде всего продуктивную форму трансформации психической энергии человеческих инстинктов, ее сублимацию, создающую психологические предпосылки всей культурной деятельности. Еще Аристотель говорил о катарсисе - очищающем и возвышающем воздействии искусства на человека. Искусство давало первобытному человеку возможность пережить величайшие страсти, которые не находили себе исхода в обыденной жизни.
Искусство появилось
вместе с человеком, так как
художественная деятельность
Как такового искусства в первобытном обществе не существовало, ибо его нельзя отделить от мифологии, магии, ритуалов. Искусство не было обособленной частью древней культуры, оно было универсальным средством бытия всех ее элементов.
В древнейших ритуалах
уже использовались элементы
скульптуры и живописи (маски,
статуи, нательные росписи, наскальная
живопись, рисунки на земле), музыка,
пение, театральная
Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Поэтому образы древнего искусства воспринимаются нашими современниками как нереалистические. Дело не в том, что древние художники не умели добиваться внешнего сходства. Умели, если хотели этого, чему есть поразительные примеры. Дело в том, что отсутствие сходства носит совершенно сознательный характер. Диапазон отступлений от примитивного сходства чрезвычайно широк: от простой схематизации до создания совершенно фантастических образов и композиций, в которых лишь с трудом угадываются черты реальных существ или предметов.
Следует подчеркнуть, что символический характер искусства универсален. Символами являются как реалистические изображения, так и условные.
Пещерная живопись
и культовая традиционная
При всем различии
художественных методов цели, преследуемые
обоими художниками, очень
Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы очень сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которой передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства, а также кодируются мифологические сюжеты или реальные события.
Содержательную сторону
первобытного искусства
Изображения животных на каменных плитах,
скалах, стенах пещер служили магическим
целям. Образы животных, заполнявшие
стены позднепалеолитических
Смешной кажется
в наше время традиционная
точка зрения: человеку на раннем
этапе социального развития
Более ста лет
назад были открыты
В новом каменном
веке человек научился
Что же касается музыки, пения и танцев первобытных людей, то представление о них нам дают наблюдения за отдельными племенами в Австралии, Африке и Южной Америке, которые еще продолжают жить на последнем этапе новокаменного века. Кроме того, многочисленные археологические раскопки стоянок первобытного человека знакомят нас с находками его музыкальных инструментов, по большей части типа свирели.
Произведения искусства
древнекаменного века найдены
и на территории бывшего
На смену каменному веку повсеместно пришел уже во втором тысячелетии до нашей эры, медный век - предвестник грядущей цивилизации. Но с выплавкой металла первобытный человек познакомился гораздо раньше. У нас на Урале 5000 лет назад уже делали из меди ножи, шилья, рыболовные крючки, а через 1000 лет здесь появились первые художественные отливки.
Совершенно особое
место в первобытной культуре
занимала мифология. Мифы - предания,
сказания, архаичные повествования
о деяниях богов и героев, за
которыми стояли
Отделение от ритуалов приводило к превращению мифов в сказки. К древним мифам восходят и архаичные формы героического эпоса.
Самой фундаментальной категорией мифов являлись мифы, описывающие сотворение мира, происхождение людей и животных (часто в связи с тотемическими представлениями).
Особую категорию составляли календарные мифы, тесно связанные с аграрными обрядами, рассказы об исчезающих и возвращающихся (умирающих и воскресающих) богах и героях. У более развитых народов существовали мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение.
В первобытной культуре миф выполнял важнейшую функцию: он выражал и обобщал верования, обосновывал сложившиеся моральные нормы, доказывал целесообразность обрядов и культов, содержал практические правила человеческого поведения. Поэтому миф - не праздный продукт полудетского воображения, он являлся законом, определяющим законную веру и моральную мудрость.
Миф был не только повествованием о происхождении и судьбах мира и всего того, что окружало человека, но и обоснованием и оправданием существующего образа жизни людей (их взаимоотношений, обычаев), регулятором их поведения.
Мифология представляла
собой как бы философию
На первых этапах
своего развития люди гораздо
лучше (чем мы теперь) чувствовали
свое единство с природой и
поэтому охотно отождествляли
себя с ее конкретными
Представления о тотемическом родстве появилось раньше, чем сознание привычного физиологического родства, и представлялось людям древнейших эпох куда более существенным. Тотемизм включает в себя веру в тотемических предков, от которых и происходят конкретные группы людей. С верой в этих предков связаны сложные обряды и церемонии, а их жизнь и похождения описаны многочисленными мифами. Так как у каждого племени был свой тотем, то это помогало человеку осознать свое отличие от других, свою индивидуальность. С возникновением тотемизма была проведена граница между " своими" и "чужими", что определило пути развития человеческой культуры, да и всю историю общества.