Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:49, реферат
Человеческое общество всегда предпринимало попытки проникнуть в глубь минувших веков, от которых в воспоминании сохранились лишь смутные, искаженные представления. Древнегреческий философ Демокрит считал главным "учителем" человечества, главным двигателем культуры "нужду, необходимость добывать себе пищу, укрываться от непогоды" и т. д.
От римлян нам досталось философско-поэтическое произведение, в котором наиболее ярко выражены самые передовые представления, какие были выработаны античной мыслью о доисторической древности. Этим произведением является гениальная поэма "О природе вещей" Тита Лукреция Кара (первый век до н.э.).
Человеческое общество всегда предпринимало попытки проникнуть в глубь минувших веков, от которых в воспоминании сохранились лишь смутные, искаженные представления. Древнегреческий философ Демокрит считал главным "учителем" человечества, главным двигателем культуры "нужду, необходимость добывать себе пищу, укрываться от непогоды" и т. д.
От римлян нам досталось философско-
Сегодня можно
с уверенностью сказать лишь
то, что культура - это продукт
сотрудничества людей всех
История первобытного общества охватывает период от появления человека до возникновения классовых обществ. Нижняя хронологическая грань этого периода датируется приблизительно одним миллионом лет назад, а по мнению некоторых исследователей, даже гораздо более ранним временем. Верхняя грань колеблется в пределах последних пяти тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже четвертого и третьего тысячелетий до н. э., в Европе - в первом тысячелетии до н. э., в Америке - в первом тысячелетии н.э.
Широко распространена археологическая периодизация, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда: это деление истории человечества на три века - каменный, бронзовый и железный. Каменный делится на древний каменный век (палеолит) и новый каменный век (неолит). Палеолит делится на ранний (нижний, древний) палеолит (1000 - 40 тыс. лет назад) и поздний (верхний) палеолит (40 - 12 тыс. лет назад). Ранний палеолит делится на археологические эпохи, или культуры: дошелльскую, шелльскую, ашелльскую и мустьерскую (все эти наименования взяты от названия географических пунктов типичных или первых местонахождений стоянок первобытного человека). Иногда мустьерскую эпоху (100 - 40 тыс. лет назад) выделяют в особый период - средний палеолит. Поздний палеолит обычно делят на эпохи: ориньякскую, соматрейскую и маделенскую. Однако эти эпохи прослежены только в приледниковой Европе и не имеют всеобщего значения. Мезолит датируется приблизительно 12 - 5 тыс. лет до н.э. Неравномерность развития культуры на разных территориях, наметившаяся в позднем палеолите, еще более усилилась в неолите. Разные племена переживали эпоху неолита в разное время. Большая часть неолитических памятников Европы и Азии датируется пятым- третьим тысячелетием до н.э. Конец эпохи неолита, когда появились первые орудия из меди, называют энеолитом. Приблизительные хронологические рамки бронзового века: конец III - начало I тысячелетия до н. э. В начале I тысячелетия до н. э. наступил железный век.
По последним данным
науки, именуемой культурная
Происхождение человека
- вечная тема споров ученых. Еще
не так давно нам казалась
аксиомой теория Дарвина о
происхождении человека от
На самом деле, как показывают
новейшие исследования, моторно-сенсорные
координации, возникающие в производстве
орудий труда, не требуют и не вызывают
какой-либо остроты мысли. Многие другие
биологические виды живых организмов
создали массу устройств, более
искусных и оригинальных, чем сделал
человек. Если техническое умение было
бы достаточным для определения
активного человеческого
Не подкреплены пока достоверными для науки фактами как гипотеза о мутации обезьяны под воздействием радиоактивного фона, так и предположение, по которому жизнь на Землю была занесена извне, с другой планеты.
Современные семиотические
и культурологические
Обезьяны, попав в парадоксальную ситуацию, получают новые формы сигнального поведения, вытесняя старые. Такое поведение становится основным (т.е. нормальным). Система знакового поведения все время усложняется, дальние предки разумного человека были вынуждены адаптироваться к новым условиям, меняться. Так появляется некое существо переходной формы, претерпевающее метаморфозу. Завершение адаптации такого существа и расчистило почву для формирования первобытной культуры, творцом которой стал уже человек разумный.
Первобытная культура - понятие многогранное. Это все то, чего достиг, что изобрел человек на заре своей многовековой борьбы за выживание в экстремальных условиях его существования на лоне природы. Окружающая его среда в лучших случаях была равнодушной, а в худших - враждебной, постоянно грозящей ему гибелью.
Первый этап развития
первобытной истории чаще
Второй этап развития
первобытной истории обычно
Третий этап первобытной
истории (эпоха разложения
Возникновение первобытной
материальной культуры принято
относить ко времени овладения
человеком первыми
В толщу тысячелетий
первобытной культуры уходят
своими корнями зачатки
Поселения первобытного
человека не были
Разумное начало в человеке позволило ему не только выжить в окружающих его трудных условиях существования, но и постепенно накапливать излишки продукции своей трудовой деятельности. Это породило необходимость обмена различными орудиями и продуктами труда с соседними родами, а с другой стороны, стало фактором сближения отдельных родов, слияние которых впоследствии породило племена. Постоянные войны соседних племен за лучшие места обитания заставили первобытного человека признать над собой власть тех членов племени, чьи умственные способности в управлении всей жизнью племени были несомненно выше, чем у остальных соплеменников. Попутно шло все большее разделение труда в племени. Изменялся порядок владения результатами этого труда. Так появилось понятие частной собственности, принадлежавшей уже не всем, а отдельным людям племени. В недрах первобытнообщинного строя зарождалось нечто новое, появлялись сильные племена, покорявшие и полностью подчинявшие себе более слабых. Отсюда уже был один шаг до появления первых государств, возникших на развалинах первобытнообщинного строя.
Все сказанное о благотворном влиянии сурового климата на развитие материальной культуры в первобытных сообществах подтверждается более низким уровнем культуры у народностей, обитавших в условиях тропического и субтропического климата Африки, Южной Америки и Австралии.
Пытаясь понять
окружающую его природу,
Первобытный человек
не без трудностей, противоречий,
ощупью и догадкой вынужден
был на первых порах
Историческое развитие
опыта умножало в первобытных
людях элементы рационального.
Историческая ограниченность
Важнейшим этапом развития культуры в первобытном обществе явилось возникновение мышления и речи. Происхождение мышления и речи представляет собой сложнейшую проблему истории первобытного общества, трудность решения которой усугубляется наличием в нашем распоряжении не прямых, а только косвенных данных, иллюстрирующих основные этапы этого процесса.
Основных источников
для выяснения происхождения
и реконструкции древнейших