Пифагорейская школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 06:00, реферат

Описание работы

Пифагореизм – идеалистическое учение в античной философии 6-4 вв. до н.э., рассматривавшее число как формообразующий принцип всего существующего и оказавшее влияние на взгляды Платона и неоплатонизм. В основанной Пифагором школе практиковались тайные обряды, проповедовался аскетизм. Пифагорейцы разрабатывали теорию музыки, проблемы математики и астрономии. Пифагореизм содержал ряд мистических идей: о переселении душ, о "гармонии небесных сфер", т.е. о подчинении движения космоса музыкальным соотношениям.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1 Создание организации “Пифагорейский союз……………………4
2 Нравственные принципы и заповеди Пифагора. ………..……….5
3 Образ жизни пифагорейцев. ……………………………………….6
4 Религиозно-философское учение…………………………………..8
5 Учение о переселении душ……………………………………….…9
6 Научное мировоззрение пифагорейцев…………………………..10
7 Философия числа………………………………………………...…12
Заключение ……………………………………………………………14
Список использованной литературы …………………………........15

Файлы: 1 файл

Мир исламской культуры.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский - на - Амуре государственный Технический университет»

 

 

 

 

ФГБОУ ВПО «КНАГТУ»

Факультет социальный

Кафедра общей физики

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История Концепция современного естествознания»

Пифагорейская  школа

 

 

 

 

 

 

Студент группы 1ГУб-1:                                                  Ю.А.Горинова   

Преподаватель:                                                                  А.А.Вакулюк

 

 

 

2013

 

 

План

Введение………………………………………………………………..3

1 Создание организации “Пифагорейский  союз……………………4

2 Нравственные принципы и заповеди Пифагора. ………..……….5

3 Образ жизни пифагорейцев. ……………………………………….6

4 Религиозно-философское  учение…………………………………..8

5 Учение о переселении душ……………………………………….…9

6 Научное мировоззрение пифагорейцев…………………………..10

7 Философия числа………………………………………………...…12

Заключение ……………………………………………………………14

Список использованной литературы …………………………........15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Пифагореизм – идеалистическое  учение в античной философии 6-4 вв. до н.э., рассматривавшее число как  формообразующий принцип всего  существующего и оказавшее влияние  на взгляды Платона и неоплатонизм. В основанной Пифагором школе  практиковались тайные обряды, проповедовался аскетизм. Пифагорейцы разрабатывали теорию музыки, проблемы математики и астрономии. Пифагореизм содержал ряд мистических идей: о переселении душ, о "гармонии небесных сфер", т.е. о подчинении движения космоса музыкальным соотношениям.

История Пифагора и пифагорейцев может быть описана ориентировочно.  В конце 6 в. при Пифагоре складывается общее теоретическое содержание пифагореизма, его религиозное, научное  и философское учение. Пифагореизм  достигает в это время расцвета. Во второй половине 5 в. на первый план выходит уже философское учение пифагорейцев, освобожденное от религиозных запретов. В конце 5-го - первой половине 6-го века пифагореизм перерастает в платонизм и сливается с ним в деятельности древней Академии.     О Пифагоре рассказывают, что он способен был слышать гармонию Вселенной, воспринимать всеобщую гармонию сфер и движущихся в них светил, которую обычный человек не мог слышать; в ощущениях и мышлении Пифагора заключалась необычная сила, способность видеть каждую из существующих вещей..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Создание организации  “Пифагорейский союз”. 

 Пифагор родился  в 576г. до н.э. По преданию  учился в Египте, много путешествовал.  Около 532г. , скрываясь от тирании  Поликарпа, он осел в Кротоне,  где быстро завоевал широкую известность и создал религиозно-философскую и политическую организацию - Пифагорейский cоюз. Этот cоюз имел целью господство лучших в религиозном, научном, философском - “нравственном” смысле. Пифагор попытался создать “аристократию духа” в лице своих учеников, которые вели государственные дела так отменно, что поистине это была аристократия, что значит “владычество лучших”.

 Ритуал посвящения  в члены пифагорейского братства  был окружен множеством таинств,  разглашение которых сурово каралось. "Когда к нему приходили младшие и желающие жить совместно, он не сразу давал согласие, а ждал, пока их не проверит и не вынесет о них свое суждение”. Но и, попав в орден после строгого отбора и испытательного периода, новички могли только из-за занавеса слушать голос учителя, видеть же его самого разрешалось только после нескольких лет очищения музыкой и аскетической жизнью. Впрочем, это не был суровый христианский аскетизм, умерщвляющий плоть. Пифагорейский аскетизм для новичка сводился, прежде всего, к обету молчания. “Первое упражнение мудреца  состояло у Пифагора в том, чтобы до конца смирить свой язык и слова, те самые слова, что поэты называют летучими, заключить, ощипав перья, за белой стеною зубов. Иначе говоря, вот к чему сводились зачатки мудрости: научиться размышлять, разучиться болтать”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Нравственные принципы  и заповеди Пифагора.

 Система морально-этических  правил, завещанная своим ученикам  Пифагором, была собрана в моральный  кодекс пифагорейцев - “Золотые  стихи”. Они переписывались и  дополнялись на протяжении всей тысячелетней истории. В 1808 г. в Санкт-Петербурге были опубликованы правила, начинавшиеся словами: Зороастр был законодателем персов.  Ликург был законодателем спартанцев.  Солон был законодателем афинян.  Нума был законодателем римлян.  Пифагор есть законодатель всего человеческого рода.

 Вот некоторые извлечения  из книжки, содержащей 325 Пифагорейских заповедей:

Сыщи себе верного  друга, имея его, ты можешь обойтись без  богов.

Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу.

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

 Сегодня абсолютно  невозможно сказать, какие из  сотен подобных заповедей восходят  к самому Пифагору. Но все они  выражают вечные общечеловеческие  ценности, которые остаются актуальными всегда, покуда жив человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Образ жизни пифагорейцев.

Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелся свой особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со стихов:

 

 Прежде, чем встать  от сладостных снов, навеваемых ночью,

 Думай, раскинь,  какие дела тебе день приготовил.

 

 Проснувшись, они  проделывали мнемонические упражнения, помогающие запоминать нужные  сведения, а затем шли на берег  моря встречать восход солнца, обдумывали дела предстоящего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне, заканчивая его стихами:

 

 Не допускай ленивого  сна на усталые очи,

 Прежде, чем на три  вопроса о деле дневном не  ответишь:

Что я сделал? Чего не сделал? Что мне осталось сделать?

 

Большое внимание пифагорейцы  уделяли медицине, психотерапии. Они  разрабатывали приемы улучшения  умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в том случае, если в системе знаний найдены начала.

Пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у  них родился термин “калокагатия”, обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физических и духовных качеств.

 Пифагорейский образ жизни определялся тем, что нет зла большего, чем безвластие (анархия), что человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует. Высшая власть принадлежит Богу. Это является их принципом и весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу. И основа этой философии состоит в том, что смешно поступать подобно людям, которые ищут блага где-то в другом месте, а не у Богов. После Богов следует почитать правителей, родителей и старших, а также закон.

Образ жизни пифагорейцев включал учение о различных способах обращения с людьми в зависимости от их статуса в обществе. Смысл такого образа жизни – подчинение человека авторитету. В пифагорейском идеале не трудно увидеть гибкую, приспособленную к исполнению правящими группами общества социально-политическую концепцию. Построенная на авторитете общества и закона, она требует держаться отцовских обычаев и законов, даже, если они хуже других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Религиозно-филосовское учение.

В религиозно-философском учении раннего  пифагореизма различаются две части: “акусмата” (услышанное), т.е. положения, устно и без доказательства, преподнесенные учителем ученику, и “математа” (знание, учение, наука), т.е. собственно знания.

Положения первого типа включали указания на смысл вещей, предпочтительность тех или иных вещей и действий. Обычно они преподавались в форме вопросов и ответов: Что такое острова блаженных? - Солнце и Луна. Что самое справедливое? - Принесение Жертв. Что самое прекрасное? - Гармония и т.д.

 Пифагорейцы имели множество  символических изречений. Собрание  этих изречений, называемых акусмами, заменяло собой устав общества. Вот некоторые из пифагорейских акусм и их толкования:

 

- Сердце не ешь (т.е. не  подтачивай душу страстями или  горем) 

- Огня ножом не вороши (т.е.  не задевай гневных людей) 

- Уходя не оглядывайся (т.е. перед смертью не цепляйся за жизнь)

- Не садись на хлебную меру (т.е. не живи праздно) .

 Есть мнение, что первоначально  пифагорейские акусмы понимались  в прямом смысле, а их толкования  были надуманы позднее. Например, первая акусма отражала общий пифагорейский запрет на животную пищу, тем более сердце – символ всего живого. Но в начальном виде это чистая магия: оборона от колдовства, как например, разгладить и свернуть постель надо для того, чтобы на ней не осталось отпечатков тела, на которые мог бы воздействовать колдун и, тем самым, повредить человеку. Или, например, запрещалось касаться бобов, все равно, как человеческого мяса. Согласно одному мифу бобы произошли из капель крови растерзанного Диониса-Загрея, поэтому их и запрещалось есть. В целом же все эти истории только напоминают что жили пифагорейцы очень давно – два с половиной тысячелетия назад, что ясный ум и высокая нравственность окутаны были в сознании древнего человека красивой сказочной пеленой.

5.Учение о переселении душ.

Было в учении Пифагора и много мистического, туманного  и просто смешного не только для  наших современников, но и для  современников Пифагора. Среди такого рода доктрин было учение о бессмертии души, о посмертном переселении души человека в животных, о том, “что все рожденное вновь рождается через промежутки времени, что ничего нового на свете нет и что все живое должно считаться родственным друг другу”.

 У пифагорейцев  были специфические представления  о природе и судьбе души. Душа - существо божественное, она заключена в тело в наказание за прегрешения. Высшая цель жизни - освободить душу из телесной темноты и не допустить переселения ее в другое тело. Для достижения этой цели необходимо выполнять моральный кодекс “пифагорского образа жизни”.

Из учения о переселении душ следовали и предписания, запрещающие убивать животных и питаться их мясом, так как в животном могла обитать душа умершего человека.

Многие весьма прохладно  принимали эту часть пифагорейского учения и часто его осмеивали  и приписывали иностранное влияние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Научное мировоззрение  пифагорейцев. Космогония и  космология.

 Пифагор впервые  употребил слово космос в его  сегодняшнем смысле для определения  всего мироздания и его важнейшую  сторону – упорядоченность, симметрию,  а значит, и красоту. Пифагорейцы исходили из своего главнейшего тезиса о том, что “порядок и симметрия прекрасны и полезны, а беспорядок и асимметрия безобразны и вредны”. Но красота макрокосмоса - Вселенной, считали пифагорейцы, открывается лишь тому, кто ведет правильный, прекрасно устроенный образ жизни, т.е. кто в своем микрокосмосе поддерживает порядок и красоту. Следовательно, пифагорейский образ жизни имел прекрасную “космическую цель – перенести гармонию мироздания в жизнь самого человека”.

Космогонию пифагорейцев можно описать так: мир, слагающийся из предела и беспредельного, есть сфера, возникающая в беспредельной пустоте и “вдыхающая” ее в себя, тем самым, расширяясь и расчленяясь. Так возникает мировое пространство, небесные тела, движение и время. В середине мира находится огонь, дом Зевса, связь и мера природы. Далее идут Противоземля, Земля, Луна, Солнце, пять планет и мир неподвижных звезд. Противоземля введена для круглого счета, как десятое небесное тело, с ее помощью объяснялись лунные затмения. Космические тела произошли из центрального огня и вращаются вокруг него, прикрепленные к хрустальным сферам. Планеты, в том числе Земля, вращаются с запада на восток, обращенные к центральному огню всегда одной стороной, поэтому мы его не видим. Наше полушарие согревается отраженными Солнцем лучами центрального огня.

Космология пифагорейцев представляет значительный шаг вперед. Отказ от геоцентризма, признание  шарообразной формы Земли, ее суточного  обращения вокруг центрального огня, объяснение солнечных затмений прохождением Луны между Солнцем и Землей, а времен года наклоном земной орбиты по отношению к солнечной, представляли значительное приближение к истине.  Но этой физической картиной дело не ограничивается. Пифагореизм создает определенную логическую схему мироздания, соотнесенную с нравственной оценкой. Эта сторона дела представлена в учении о противоположностях, что представляется так: предел и беспредельное, нечетное и четное, единое и многое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, светлое и темное, хорошее и дурное, четырехугольное и разностороннее.

Информация о работе Пифагорейская школа