Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:14, контрольная работа
ГАРАНТИЯ -(от фр. garantie) - ручательство, поручение, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо. Гарантии прав человека и свобод человека и гражданина являются составляющей, с одной стороны, правового статуса личности , с другой – более емкого понятия «конституционные гарантии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека .
право на обращение в судебные органы, то есть право на судебное разбирательство заявленного требования (процессуальный аспект права на судебную защиту).
Право на судебную защиту — это субъективное право лица, реализация которого целиком зависит от его личного усмотрения. Субъективное конституционное и процессуальное право создает условия для свободы действий со знанием дела, учетом личного и публичного интересов.
В качестве основных элементов принципа доступности судебной защиты рассматриваются:
право на обращение в суд за судебной защитой, которое включает в себя право на иск, право на обращение с жалобой или заявлением по делам неисковых производств;
основания процессуального интереса к делу, которые могут быть как в виде материально-правовой заинтересованности участников спорного правоотношения, так и должностных обязанностей прокурора по защите прав граждан, а равно служебных обязанностей государственных органов и органов местного самоуправления;
обращение в суд заинтересованных лиц происходит по правилам, установленным гражданским и арбитражным процессуальным законодательством.
Несомненно, содержание конституционного понятия права на судебную защиту многоаспектно. Судебную защиту можно воспринимать как субъективное право каждого на восстановление его нарушенных прав особым органом — судом. Она также представляет собой эффективную гарантию реализации всех прав и свобод человека и гражданина, что вытекает из установления в ст.2 Конституции РФ обязанности государства не только признавать и соблюдать их, но и защищать.
Кроме того, судебная защита претворяется в жизнь при наличии ряда условий, к которым относятся следующие:
существование самостоятельной и независимой судебной ветви государственной власти;
установление принципов судоустройства и судопроизводства;
гарантированность доступа к правосудию; возможность обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Совокупность этих обстоятельств позволяет оценивать данное право как особый конституционно-правовой институт.
Право на судебную защиту — это элемент конституционно-правового статуса личности, который определяет принципы взаимоотношений человека, общества и государства. Поэтому нельзя не согласиться со многими авторами, в том числе и П.В.Анисимовым, который считает, что судебная защита в настоящее время занимает центральное место среди всех форм защиты прав человека и является главным, ведущим способом восстановления нарушенных прав.
Судебная защита — это важнейший элемент государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Она представляет собой самостоятельное направление государственно-властной деятельности, осуществляемое специально созданными для этой цели органами — судами.
Конституционно-правовое регулирование данной функции государства помимо ст.46 представлено весьма широко. Конституция РФ устанавливает:
-самостоятельность судебной ветви государственной власти (ст.10);
-называет суды среди органов, осуществляющих государственную власть (ч.1 ст.11);
-указывает, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием (ст.18);
-закрепляет равенство всех перед судом (ч.1 ст.19);
-регламентирует возможность ограничения судебным решением ряда прав и свобод (ст.ст.22, 23, 25, 35);
-фиксирует принципы судопроизводства (ст.ст.47-54);
-относит к ведению Российской Федерации установление системы органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, судоустройство и процессуальное законодательство (ст.71);
-определяет организацию судебной власти в России (гл.7 «Судебная власть»).
В Российской Федерации право на судебную защиту признается и гарантируется также согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в силу ч.4 ст.15 Конституции являются составной частью отечественной правовой системы.
Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.52), возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти (ст.53). В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48), на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц (ст.46). Поэтому судебную защиту следует рассматривать как институт, включающий совокупность вышеприведенных правовых норм. Только в совокупности они создают гарантию судебной защиты прав и свобод индивида.
Итак, судебная защита прав и свобод человека и гражданина — наиболее эффективное средство восстановления нарушенных прав. Установленное Конституцией РФ место судебной власти, обеспечивающее ее самостоятельность и независимость, конституционные требования к судьям, демократические принципы судопроизводства, возможность получения квалифицированной юридической помощи делают суд доступным для каждого человека органом правовой защиты личности, ее прав и законных интересов.
4Обращение в Европейский суд по правам человека как международно-правовое средство обеспечение прав человека в России: правовые основы, процедура, юридические последствия.
Европейский Суд по правам человека стал уникальным наднациональным органом правосудия, ознаменовав собой качественно новый этап гармонизации и интеграции правовых систем европейских стран. Решения Европейского Суда в настоящее время пользуются непререкаемым авторитетом для национальных властей и служат руководством в повседневной практике для законодательных, судебных и иных органов государств-членов Совета Европы. Они приобрели характер особого источника права и с каждым годом все более глубоко и непосредственно влияют на развитие национальных правовых систем, а также формирование и развитие европейского правового пространства. С 1996 года вышесказанное в полной мере относится и к Российской Федерации.
В настоящий момент наблюдается весьма интенсивный и подчас очень непростой процесс налаживания взаимодействия России с Европейским Судом по правам человека предусмотренные в Европейской конвенции права уже закреплены в Конституции РФ и в ряде законов. Началось сближение законодательства Российской Федерации с международными стандартами: отменены основные ограничения выезда за рубеж, существенно улучшилось положение в области свободы мысли, совести и религии, свободы каждого на выражение своего мнения, введен суд присяжных, упразднены некоторые виды уголовных наказаний, сокращена сфера возможности применения смертной казни, проводиться комплексная реформа уголовно-исполнительной системы. Проводится работа по претворению в жизнь положений судебной реформы, приняты Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и целый ряд других законов. Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что предусмотрено частью 3 статьи 46 Конституции РФ, в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». То есть право каждого на обращение за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека обусловлено в названной статье двумя факторами: наличием соответствующего международного договора РФ и исчерпанием всех имеющихся, внутригосударственных средств правовой защитыю. Таким образом, Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц (индивидуальная жалоба). Жалобы могут подаваться только против государств или действий и актов его органов власти. Жалобы против отдельных лиц или негосударственных (частных) организаций и объединений не подпадают под компетенцию Европейской конвенции о правах человека.
Заявления в Европейский Суд по правам человека должны соответствовать условиям :за регистрацию заявления не взимается никакой платы и не требуется, чтобы заявитель действовал через законного представителя, например, опытного адвоката (хотя это и рекомендуется). В случае необходимости Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации может оказывать консультативную помощь, но не может использоваться в качестве посредника при обращении в органы Совета Европы. Также не могут выступать посредниками государственные учреждения, Уполномоченный по правам человека в субъектах Федерации, Комиссия по правам человека при Президенте РФ, правоохранительные органы, в том числе и органы прокуратуры.
Российская Федерация признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, ратифицировав Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 30 марта 1998 года, которая приобрела силу на территории России 5 мая 1998 года.
С тех пор в России было сделано много для защиты прав человека: устранялось тяжелое наследие, доставшееся нашей стране в этой области; произошел определенный прорыв в создании законодательной базы, которая по основным параметрам соответствует европейским стандартам; была реформирована правовая система, в результате чего судебные органы стали больше уделять внимания вопросам защиты прав человека. Однако, несмотря на эти достижения, остается значительное число нерешенных вопросов.
Конечно, большинство проблем вызвано трудностями социально-экономической ситуации, в которой оказалась Россия, но это не снижает значимости разрешения насущных правовых проблем.
Прежде всего, требовалось устранить несоответствия между нормами российского законодательства и стандартами, содержащимися в европейских конвенциях по правам человека.
В соответствии с обязательством перед Советом Европы Президент Российской Федерации внес в середине 1999 года в Государственную Думу на ратификацию Протокол № 6 к Конвенции, подписанный Россией 16 апреля 1997 года, и проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», направленный на отмену применения смертной казни в стране. Тем самым сделан еще один шаг в решении проблемы правовой отмены смертной казни в России.
России при вступлении в Совет Европы, в 2002 году был принят закон об альтернативной гражданской службе. Он предоставляет право молодым гражданам страны, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы (а также в иных случаях), заменить военную службу альтернативной гражданской службой, как это предусмотрено ст.59 Конституции РФ.
Еще одно право, на которое Конституция РФ прямо не указывает - право гражданина на компенсацию в случае судебной ошибки, но признает в ст.53, что каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Европейский Суд по правам
человека является уникальным институтом,
чья компетенция и
Список используемой литературы
ИНФРА-М
5)Сосна Б.И. Какие права и свободы защищает Европейский Суд по правам человека//Гражданин и право. 2002. №3
6)Глашев А.А. Европейский Суд по правам человека: порядок подачи и рассмотрения жалоб//Законодательство. 2000. №6.
Информация о работе Понятие и виды юридических гарантий прав человека и гражданина