Поведение высших животных, пределы их рассудочной психики, инструментальной и языковой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 16:09, реферат

Описание работы

Изучение поведения животных неизменно привлекает всеобщее внимание по многим причинам. Помимо теоретической важности, это необходимо для более полного познания человеком самого себя — для выявления биологических корней его психики, а также для оценки соотношения "врожденного" и "приобретенного" в его поведении. Наряду с этим знание поведения животных необходимо для понимания их экологии (особенностей образа жизни), что, в свою очередь, способствует разработке проблем охраны природы и рационального природопользования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Поведение высших животных……………………………………………4
Психическая, рассудочная деятельность животных…………………...13
Язык и речь высших животных, их инструментальная деятельность..18
Заключение……………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

ФГОУ ВПО реферат.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

В большинстве случаев формирование отдельных актов поведения происходит в результате теснейшего переплетения врожденных и индивидуально приобретенных компонентов, не дающего возможности отнести их ни к группе условных, ни к группе безусловных рефлексов. Последнее ясно выступило при проведенном нами анализе путей формирования различных актов поведения у собак.

Пассивно-оборонительная реакция (трусость) у собак может возникать в результате изолированного воспитания щенят. Щенки, воспитанные в изолированных условиях от всего многообразия внешнего мира, вырастая, оказывались трусливыми собаками. Однако не только внешние условия, но и наследственная основа оказывает влияние при формировании пассивно-оборонительной реакции. Проведенные исследования показали, что при скрещивании трусливых особей между собой подавляющее большинство потомков оказывается с пассивно-оборонительной реакцией. От скрещивания трусливых особей с нетрусливыми потомки оказываются как с пассивно-оборонительной реакцией, так и без нее. Потомки от нетрусливых особей в подавляющем большинстве оказываются нетрусливыми.

Проведенные исследования показали, что пассивно-оборонительная реакция у собак, возникающая на наследственной основе, находится в теснейшей зависимости от изолированных условий воспитания щенят. Так, у собак различных пород, воспитанных в условиях изоляции, пассивно-оборонительная реакция проявляется с различной частотой и степень ее выражения различна.

Эти данные указывают, что формирование пассивно-оборонительной реакции происходит по взаимодействующей влияния врожденных и внешних условий развития.

Анализ формирования активно-оборонительной реакции (злобности, агрессивности) у собак показал большую роль генотипа (Крушинский, 1938, 1946). При скрещивании собак с активно-оборонительной реакцией между собой потомки оказываются в подавляющем большинстве случаев также злобными.

Потомки, полученные от скрещивания злобных собак с незлобными, оказываются как с активно-оборонительной реакцией, так и без нее. От скрещивания незлобных собак между собой все потомки в собранном нами материале оказались без активно-оборонительных реакций.

Но не только наследственность имеет значение в формировании данной реакции поведения собак. Несомненно, велика роль и внешних условий.

Проведенные нами исследования (Крушинский, 1946) показали, что изолированные условия воспитания щенят приводят к ослаблению имеющейся у них активно-оборонительной реакции. Для того чтобы последняя имела свое полное выражение, необходимо, чтобы собака имела возможность встречи с объектом нападения, тренировала бы свою реакцию агрессии.

Сходную же зависимость между влиянием наследственных и внешних факторов нам удалось обнаружить при анализе аппортировочного поведения собак.

При соответствующем обучении у собак можно выработать индивидуально приобретенный навык схватывать и подносить брошенный или где-нибудь оставленный предмет. Этому поведению могут быть обучены все собаки.

Однако при обучении данному акту поведения, несомненно, велика роль специфических врожденных факторов.

Полагаю, что на основании сказанного выше могут быть сделаны следующие выводы.

1. Одни и те же акты поведения  животных могут формироваться  различном сочетании условных  и безусловных рефлексов, соотношение  которых не оказывается при  этом строго детерминированным.

2. Основные единицы высшей нервной  деятельности — условные и безусловные рефлексы — оказываются недостаточными для характеристики актов поведения животных.

3. Акты поведения, которые могут  формироваться при различном  сочетании условных и безусловных  рефлексов, имеющих в то же  время сходное внешнее выражение, должны быть обозначены каким-то термином, чем условными или безусловными рефлексами. Их называют унитарными реакциями поведения (Крушинский, 1946).

Под последними понимаются единые, целостные акты поведения, в которых объединены, интегрированы условные и безусловные рефлексы.

Сказанное относится к формированию реакций поведения в онтогенезе животного. Пути его могут быть различны у разных особей. Но не только формирование, но и осуществление одной и той же реакции поведения у одной и той же особи происходит столь же различно.

Собака с наличием пассивно-оборонительной реакции, скрывающаяся от человека, хотя и выполняет данное действие по-разному, в зависимости от тех условий, в которых она находится (она может убежать, уплыть, забиться в угол и т.д.), тем не менее, имеет характерный шаблон конечного исполнения данной реакции, строго направленный на то, чтобы скрыться от испугавшего ее объекта. Так перед нами единое, целостное поведение животного, направленное на достижение определенного приспособительного результата.

Изучая в основном врожденные факторы поведения и их биологическое значение, этологи раскрыли неожиданное богатство разнообразно переплетенных друг с другом приспособительных механизмов у животных.3

Однако в этологии уделяется еще слишком мало внимания физиологическим механизмам, лежащим в основе поведения.

Таким образом, исследование элементарного разума животных поможет психологам найти ключ к пониманию интеллекта человека.

 

  1. Психическая, рассудочная деятельность животных

 

Определение понятия «мышление животных»

Мышление, или рассудочная деятельность (по Крушинскому), - это «способность животного улавливать эмпирические законы, связывающие предметы и явления внешнего мира, и оперировать этими законами в новой для него ситуации для построения программы адаптивного поведенческого акта».

Непосредственное экспериментальное исследование зачатков мышления животных началось с помощью задач, которые им нужно было экстренно решить, на основе анализа ситуации, без предварительных проб и ошибок. Такие задачи впервые использовал В. Келер (1930).

Рассмотрим наиболее важные из них.

Достижение приманки с помощью орудий:

Использование палок: Когда банан, находящийся за клеткой вне пределов досягаемости, можно было достать только с помощью палки. Шимпанзе успешно  решали эту задачу. Если палка находилась рядом, они брались за нее практически сразу, если в стороне – решение требовало некоторого времени на раздумье.

Палка (или другое орудие) в руках шимпанзе зачастую служит не только для добывания корма, но и в других целях («обследование» ноги с помощью палочки, вытирание носа папиросной бумагой, шимпанзе дразнит мартышек палкой).

Применение палок в качестве орудий – результат не случайных манипуляций, а сознательный и целенаправленный акт.

Наряду с этим выяснилось, что шимпанзе обладает довольно широкими возможностями использования не только готовых «орудий», но и предметов, требующих конструктивной деятельности, разного рода манипуляций по «доводке» заготовок до состояния, пригодного для решения задачи.

 

Достижение приманки с помощью сооружения «пирамид» («вышек»):

Наибольшую известность получила группа опытов В. Келера с построением «пирамид» для достижения приманки. Под потолком вольеры подвешивали банан, а в вольеру помещали один или несколько ящиков. Чтобы получить приманку, обезьяна должна была передвинуть под банан ящик и взобраться на него. Эти задачи существенно отличались от предыдущих тем, что явно не имели никаких аналогов в видовом репертуаре поведения этих животных.

Шимпанзе оказались способными к решению подобного рода задач. В большинстве опытов В. Келера и его последователей они осуществляли необходимые для достижения приманки действия: подставляли ящик или даже пирамиду из них под приманку.

Анализ поведения шимпанзе в этих и подобных ситуациях ясно показывает, что они производят оценку пространственных компонентов задачи.

Орудийные действия шимпанзе во многих случаях являются результатом обучения и подражания.

Рассудок животных выступает в первую очередь актуализацией не только их видового, но и индивидуального опыта. Критерии рассудочности выделить не просто, но можно. Рассудочными (психическими) считаются такие поведенческие акты, для интерпретации которых недостаточно иметь представления об условных и безусловных рефлексах и инстинктах. В этой связи можно выделить следующие критерии рассудочности животных:

  1. Правильное действие при первой же пробе. Многие животные (медведи, крысы) при встрече с незнакомым предметом производят разнообразнейшие ориентировочно-исследовательские действия и лишь, затем способны совершить полезный для них акт. Если же животные адаптивно реагируют на новую ситуацию сразу же, то, надо полагать, они понимают суть происшедшего.
  2. Полезное действие, осуществляемое вопреки ранее усвоенным независимым навыкам.
  3. Решение принимается животным на основе выявления общего алгоритма после многократного предъявления ему однотипных задач.
  4. Способность к обобщению.
  5. Способность к абстракции.
  6. Способность к символизации.
  7. Способность делать умозаключения.
  8. Способность усваивать иерархические отношения.

Итак, животные способны совершать различные поведенческие акты как инстинктивного, так и рассудительного плана. Причины поведения животных, как правило, видят либо в инстинктах, либо в рассудочной деятельности животных.4

Во избежание различного рода недоразумений рассмотрим вопросы о схожести действий животных и поступков людей. Многократно утверждалось, что неправомерно представлять себе животных по подобию людей, а людей по подобию животных. Как ни странно, такая рекомендация не всегда уместна. Важно понимать, что как поведенческие акты (действия) животных, так и поступки людей должны определенным образом о-смысливаться, а делается это на основе соответствующих теорий. И вот здесь-то и выясняется, что иногда (не всегда!) действия животных и поступки людей осмысливаются (интерпретируются) единообразно.

Предмет самой большой гордости человека – способность оперировать тремя компонентами: символами, понятиями, ценностями. Есть все основания полагать, что эти три компонента в зачаточных, весьма примитивных формах присущи миру животных. Другое дело, что человек использует  разветвленную иерархию символов, понятий и ценностей – это животным недоступно. По отношению  миру психики и рассудка исключительно люди, а не животные способны быть и являются чемпионами.

Обратимся к способностям различных животных.

Есть много экспериментальных фактов, свидетельствующих о незаурядных рассудочных способностях дельфинов. Дельфин, наблюдавший за водолазом, соскребавшим со дна бассейна водорослевые обрастания скребком, позднее был замечен с куском кафельной плитки во рту, которым он срезал куски водорослей со дна бассейна, заготавливал их и затем съедал.

Исключительно интересные результаты добыты о психических возможностях обезьян и особенно их интеллектуальных чемпионов – шимпанзе. Доказано, что обезьяны способны к общению с помощью амслена - системы жестов, которыми пользуются глухонемые. Некоторые обезьяны усваивают около 100 слов, они способны понимать выражения и даже шутить, ругаться и обманывать.

Начиная с самых ранних этапов развития науки о поведении, многие ученые с уверенностью говорили о наличии у животных элементов разума. Как уже упоминалось, первоначально понятие «разум» использовали главным образом как альтернативу понятию «инстинкт». Им обозначали любые индивидуальные формы приспособительного поведения, в подавляющем большинстве случаев связанные с обучением.

В четкой форме предположение о наличии у животных зачатков разума впервые высказал Ч. Дарвин, считавший, что, наряду с инстинктами и ассоциациями, они обладают и «способностью к рассуждению».

В психической деятельности отражается восприятие мира животным и отношение к нему, проявляющееся во внешнем поведении, доступном наблюдению со стороны. Психическая деятельность предшествует наблюдаемому поведению и целиком обуславливает реакции живого существа на события во внешней и/или внутренней среде.

Поскольку человек — не что иное, как высшее животное, то стремление исследовать психику и поведение животных тесно связано с попытками человека понять самого себя. Первые работы в этой области принадлежат древнегреческим мыслителям (Сократ, Аристотель, Хризипп). Научный позитивистский подход к изучению психики и поведения животных восходит к XVIII веку (Уайт, Леруа, Ламарк и многие другие).

В 1894 году было сформулировано «правило Моргана»: не следует привлекать для объяснения поведения животных более высоких психических категорий, чем необходимо. К числу факторов, негласно признанных не подлежащими изучению, были отнесены процессы психической деятельности. Основанием для исключения их из объекта исследования послужила недоступность этих процессов непосредственному наблюдению. Тем самым зоопсихология превратилась в исследование не психической деятельности как таковой, а лишь наблюдаемого поведения, которое является ее результатом.

Информация о работе Поведение высших животных, пределы их рассудочной психики, инструментальной и языковой деятельности