Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 16:09, реферат
Изучение поведения животных неизменно привлекает всеобщее внимание по многим причинам. Помимо теоретической важности, это необходимо для более полного познания человеком самого себя — для выявления биологических корней его психики, а также для оценки соотношения "врожденного" и "приобретенного" в его поведении. Наряду с этим знание поведения животных необходимо для понимания их экологии (особенностей образа жизни), что, в свою очередь, способствует разработке проблем охраны природы и рационального природопользования.
Введение…………………………………………………………………...3
Поведение высших животных……………………………………………4
Психическая, рассудочная деятельность животных…………………...13
Язык и речь высших животных, их инструментальная деятельность..18
Заключение……………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………25
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»
Воронежский филиал
Кафедра математики и информационных технологий управления
Реферат
по дисциплине Концепции современного естествознания на тему:
«Поведение высших животных, пределы их рассудочной психики, инструментальной и языковой деятельности»
Воронеж
2011г
Содержание
Введение
Изучение поведения животных неизменно привлекает всеобщее внимание по многим причинам. Помимо теоретической важности, это необходимо для более полного познания человеком самого себя — для выявления биологических корней его психики, а также для оценки соотношения "врожденного" и "приобретенного" в его поведении. Наряду с этим знание поведения животных необходимо для понимания их экологии (особенностей образа жизни), что, в свою очередь, способствует разработке проблем охраны природы и рационального природопользования.
На протяжении всей эволюции человек был близок к природе и тесно связан с окружавшими его животными. Они издавна были его верными помощниками и друзьями, поэтому человек невольно переносил на них свои взгляды и привычки. Животные часто рождаются слепыми, всегда – беспомощными, а подрастая, ведут себя, как дети – подвижные, шаловливые, игривые. Очень скоро в них начинают проявляться: преданность, привязанность, искренность чувств, постоянная готовность прийти на помощь. Естественно поэтому, что человек издавна общался со своими животными – независимо от того, птицы это или звери – так, как он привык относиться к детям: ухаживал, ласкал, кормил, выводил на прогулку, общался с ними, делился своими мыслями, чувствами.
Речевое общение человека с животными было важным фактором в их одомашнивании, оно вошло в привычку, стало неотъемлемым свойством связи между ними. Животные также взаимодействуют между собой, одним из видов их взаимодействия является общение. Здесь речь идет уже не только о домашних животных.
Проводится множество исследований с целью выявления особенностей языка и общения животных. Однако вопрос об их коммуникативных способностях на сегодняшний день остается открытым.
В данном реферате я попытаюсь изучить некоторые особенности языка и общения животных, поведение и пределы их рассудочной психики.
Поведение животных изучают биологии разного профиля, а также психологии, поэтому исследования существенно различаются по своим теоретическим предпосылкам и методическим подходам, а также по вниманию к тем или иным сторонам поведения. Столь же неравнозначен вклад разных специалистов в анализ проблемы рассудочной деятельности (мышления) животных. Однако постепенно все эти первоначально разрозненные исследования находят точки соприкосновения и сливаются в единую современную науку о поведении животных. Эта наука пока еще не имеет «устоявшегося» названия. Иногда ее называют этологией, однако понятие «этология» относится только к видоспецифическим формам поведения, практически в малой степени касаясь зачатков мышления.
В изучении поведения животных выделилось несколько самостоятельных, исторически сложившихся направлений. Это зоопсихология и сравнительная психология, бихевиоризм, физиология высшей нервной деятельности, гештальтпсихология, этология и генетика поведения.
Зоопсихология – направление отечественной психологии, изучающее проявления, закономерности и эволюцию психического отражения у животных разного уровня развития. Предметом исследований зоопсихологов является происхождение и развитие (фило- и онтогенез) психических процессов у животных, а также предпосылки и предыстория человеческого сознания.
Примерно такие же задачи имеет и сравнительная психология – направление исследований, в которых сопоставляются способности к обучению животных различных эволюционных ступеней развития. Сравнительно-психологическими в иностранной научной литературе обычно называют исследования способностей животных к обучению и рассудочной деятельности, проводящиеся в условиях лаборатории.
Бихевиоризм (от англ. behavior-поведение) – основанное Дж. Уотсоном направление американской экспериментальной психологии. Согласно его радикальной концепции все поведение животного (и человека) сводится к комплексу секреторных и мышечных реакций организма на внешние стимулы (концепция «стимул-реакция). Бихевиоризм не занимается анализом происходящих в мозге процессов, а делает акцент на возможно более точной регистрации поведения и его количественном анализе «обучение», «интеллект», «представления» - эти понятия бихевиоризм намеренно игнорирует.
Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) – основанное в начале XX века И.П. Павловым научное направление, связанное с объективным изучением социологических основ психики (в том числе человека) методом условных рефлексов. Со временем содержание этого понятия претерпело существенные изменения.
В настоящее время предметом изучения ВНД считается экспериментальное исследование закономерностей и нейрофизиологических механизмов поведения, процессов обучения и памяти.
Психофизиология – пограничная область психологии, примыкающая к физиологии ВНД. Она ориентирована на установление корреляций между психическими явлениями, о которых узнают по словесному отчету, либо другой произвольной реакции субъекта, и физиологическими процессами (вегетативными и двигательными реакциями), которые регистрируют объективными методами.
Это направление, исследующее преимущественно человека, поскольку только он может дать отчет о своих субъективных переживаниях и психическом состоянии.
Этология (от греч. ethos – нравы, характер) – наука о поведении особи в естественной для данного вида среде обитания. Она сформировалась в 30-е гг. XX в на базе зоологии и эволюционной теории.
Ее основатели – австрийский исследователь Конрау Лоренц и голландец, всю жизнь проработавший в Великобритании, Николас Тинберген.
Этология развивалась в тесном контакте с физиологией, популяционной генетикой, генетикой поведения и др.
Гиштальтпсихология – направление, возникшее в 20-е гг. в Германии и подробно бихевиоризму пытавшееся создать антитезу методу интроспекции. Первичными элементами психической деятельности гештальтпсихология считала не отдельные ощущения, а целостные образы – гештальты (gestalt), которые характеризуются константностью и устойчивостью.
В основе этого направления лежал тезис о несводимости гештальта к сумме состоящего из зрительного поля в структуре психической деятельности, о роли оперирования целостными зрительными образами.
Генетика поведения. Феномен наследия особенностей поведения животных был интуитивно понятен многим ученым довольно давно. Генетика поведения, или, как ее иногда называют теперь, «генетика мозга» - направление нейробиологии, исследующее физиологические основы процессов поведения генетическими методами.
Классификация основных форм поведения
Поведение животных бесконечно разнообразно по своим формам, проявлениям и механизмам. В настоящее время накоплен большой материал, который характеризует поведение как совокупность разных форм приспособительной деятельности.
Существующие в настоящее время системы классификации поведения многообразны, так как число критериев, которые могут быть положены в ее основу, практически безгранично.
Рассмотрим одну из них:
Классификация Д. Дьюсбери (1981) подразделяет поведение на 3 основные группы – индивидуальное, репродуктивное и социальное.
Индивидуальное поведение включает разнообразные акты, направленные на выживание и жизнеобеспечение отдельной особи:
Локомоция – перемещение животного в пространстве, необходимое для выполнения практически любых приспособительных функций;
Манипуляционная активность – совокупность действий особи с предметом, направленная на его адекватное использование в приспособительной деятельности. Составляет необходимый компонент пищевого, гнездостроительного, исследовательского, орудийного, а также других сфер поведения животного;
Исследовательская активность – комплекс реакций, которые знакомят животное с окружающей средой или источником раздражения и создают основу для «индивидуального программирования поведения»;
Кормовое (или пищедобывательное поведение) – сложный, иерархически организованный многоуровневый комплекс двигательных актов, направленных на отыскание, схватывание, удержание добычи и последующее манипулирование с ней;
Поведение, направленное на поиск оптимального температурного режима, который обеспечивает процессы терморегуляции;
Защитное поведение, связанное с поисками убежища, избеганием опасностей, охраной детенышей;
Гигиеническое поведение направлено на поддержание чистоты тела;
Игра – та форма деятельности, в которой складывается и совершенствуется управление поведением на основе ориентировочной деятельности;
Орудийная деятельность – особая категория индивидуального поведения, когда одни предметы окружающей среды используются для воздействия на другие в качестве средств, повышающих эффективность поведения в какой-либо сфере жизнедеятельности или даже уровень всего поведения в целом.
Репродуктивное поведение связано с образованием брачных пар, выведением потомства и его воспитанием.
Социальное поведение включает все типы взаимодействий животных в сообществе, диапазон которых очень широк одни животные ведут исключительно одиночный образ жизни, большинство других образует разновидные по численности (до многих тысяч особей) и уровню сложности сообщества.
Проявление всех форм поведения находится под влиянием суточных, сезонных и других биологических ритмов.1
Поведение характерно именно для животных и представляет собой комплекс их активных действий, как детерминированных (инстинктивных), так и связанных со способностью к обучению. Выживания в основном удостаиваются те животные, которые способны быстро и эффективно изменять свое поведение.
Животные вынуждены отвечать на те или иные воздействия, и делают они это посредством рефлексов (от лат. reflexus – отражение). Последние делятся на условные и безусловные.
Безусловные рефлексы часто называют врожденными, хотя, видимо, точнее назвать их наследственно закрепленными. Как и все биологическое, рефлексы не выпадают из череды эволюционных преобразований. Воздействие среды на животных, так или иначе, находят свое выражение в безусловных рефлексах, чаще всего они выступают в качестве факторов поддержки. Безусловные рефлексы (мигание, сосание, координация движений) имеют видовой характер. Это означает, что они образуются и видоизменяются в течение всей продолжительности вида.
Условные рефлексы образуются в течение индивидуальной жизни организма. Условный рефлекс образуется тогда, когда действие какого-либо агента совпадает по времени или предшествует действию раздражителя, вызывающего определенный безусловный рефлекс. Широко известны пионерские исследования И.П. Павлова по выработке условного рефлекса. Он добивался слюновыделения у собак не только на кормление(запускающий раздражитель), но и на световые и звуковые сигналы. Разумеется, условные рефлексы закрепляются лишь тогда, когда нейтральные раздражители сопровождаются запускающими раздражителями.
Образование условных рефлексов и их объединение с безусловными свидетельствует о единстве организма с окружающим миром. В мире животных безусловные и условные рефлексы, строго говоря, не существуют независимо друг от друга. В жизнедеятельности человека всегда находятся такие факторы, которые выполняют роль нейтральных раздражителей. Условные рефлексы вырабатываются не только в лабораториях согласно воле ученых, но и в дикой природе. 2
Акты поведения оказываются в большинстве случаев результатом сложной интеграции условных и безусловных рефлексов, которые переплетаются в единый, целостный акт поведения.
Например, когда собака, стоящая в станке, отдергивает лапу при ударе индукционным током, — это акт поведения, в основе которого лежит безусловный оборонительный рефлекс. Когда собака отдергивает лапу при вспыхивании лампочки, сочетавшемся с ударом электрического тока, — это акт поведения, в основе которого лежит условный оборонительный рефлекс. Однако, когда собака, происходящая от трусливых родителей или воспитанная в изолированных условиях, начинает проявлять пассивно-оборонительную реакцию (трусость) по отношению к незнакомому человеку — убегает, прячется или распластывается на земле, — перед нами более сложное поведение, чем выше описанные акты деятельности, в основе которых лежат условные и безусловные рефлексы. Помещение этого поведения в рубрику "условных" или "безусловных" рефлексов не является столь простым делом, как в предыдущих случаях. Основное затруднение сводится к следующему.