Поведение высших животных, пределы их рассудочной психики, инструментальной и языковой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 16:09, реферат

Описание работы

Изучение поведения животных неизменно привлекает всеобщее внимание по многим причинам. Помимо теоретической важности, это необходимо для более полного познания человеком самого себя — для выявления биологических корней его психики, а также для оценки соотношения "врожденного" и "приобретенного" в его поведении. Наряду с этим знание поведения животных необходимо для понимания их экологии (особенностей образа жизни), что, в свою очередь, способствует разработке проблем охраны природы и рационального природопользования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Поведение высших животных……………………………………………4
Психическая, рассудочная деятельность животных…………………...13
Язык и речь высших животных, их инструментальная деятельность..18
Заключение……………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

ФГОУ ВПО реферат.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

Воронежский филиал

 

 

 

 

Кафедра математики и информационных технологий управления

 

Реферат

по дисциплине Концепции современного естествознания на тему:

«Поведение высших животных, пределы их рассудочной психики, инструментальной и языковой деятельности»

 

 

 

 

                                                  Подготовила: студентка I курса очной формы

                                                  обучения международно-правового

                                                  факультета, специальность

                                                  «Юриспруденция»

                                                   Антонова Мария Вячеславовна

 

 

                                                   Научный руководитель: доцент, кандидат                       

                                                   технических наук Камышников А.И.

 

 

 

Воронеж

2011г

 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………...3
  2. Поведение высших животных……………………………………………4
  3. Психическая, рассудочная деятельность животных…………………...13
  4. Язык и речь высших животных, их инструментальная деятельность..18
  5. Заключение……………………………………………………………….24
  6. Список литературы………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение поведения животных неизменно привлекает всеобщее внимание по многим причинам. Помимо теоретической важности, это необходимо для более полного познания человеком самого себя — для выявления биологических корней его психики, а также для оценки соотношения "врожденного" и "приобретенного" в его поведении. Наряду с этим знание поведения животных необходимо для понимания их экологии (особенностей образа жизни), что, в свою очередь, способствует разработке проблем охраны природы и рационального природопользования.

На протяжении всей эволюции человек был близок к природе и тесно связан с окружавшими его животными. Они издавна были его верными помощниками и друзьями, поэтому человек невольно переносил на них свои взгляды и привычки. Животные часто рождаются слепыми, всегда – беспомощными, а подрастая, ведут себя, как дети – подвижные, шаловливые, игривые. Очень скоро в них начинают проявляться: преданность, привязанность, искренность чувств, постоянная готовность прийти на помощь. Естественно поэтому, что человек издавна общался со своими животными – независимо от того, птицы это или звери – так, как он привык относиться к детям: ухаживал, ласкал, кормил, выводил на прогулку, общался с ними, делился своими мыслями, чувствами.

Речевое общение человека с животными было важным фактором в их одомашнивании, оно вошло в привычку, стало неотъемлемым свойством связи между ними. Животные также взаимодействуют между собой, одним из видов их взаимодействия является общение. Здесь речь идет уже не только о домашних животных.

Проводится множество исследований с целью выявления особенностей языка и общения животных. Однако вопрос об их коммуникативных способностях на сегодняшний день остается открытым.

В данном реферате я попытаюсь изучить некоторые особенности языка и общения животных, поведение и пределы их рассудочной психики.

 

  1. Поведение высших животных

 

Поведение животных изучают биологии разного профиля, а также психологии, поэтому исследования существенно различаются по своим теоретическим предпосылкам и методическим подходам, а также по вниманию к тем или иным сторонам поведения. Столь же неравнозначен вклад разных специалистов в анализ проблемы рассудочной деятельности (мышления) животных. Однако постепенно все эти первоначально разрозненные исследования находят точки соприкосновения и сливаются в единую современную науку о поведении животных. Эта наука пока еще не имеет «устоявшегося» названия. Иногда ее называют этологией, однако понятие «этология» относится только к видоспецифическим формам поведения, практически в малой степени касаясь зачатков мышления.

В изучении поведения животных выделилось несколько самостоятельных, исторически сложившихся направлений. Это зоопсихология и сравнительная психология, бихевиоризм, физиология высшей нервной деятельности, гештальтпсихология, этология и генетика поведения.

  Зоопсихология – направление отечественной психологии, изучающее проявления, закономерности и эволюцию психического отражения у животных разного уровня развития. Предметом исследований зоопсихологов является происхождение и развитие (фило- и онтогенез) психических процессов у животных, а также предпосылки и предыстория человеческого сознания.

Примерно такие же задачи имеет и сравнительная психология – направление исследований, в которых сопоставляются способности к обучению животных различных эволюционных ступеней развития. Сравнительно-психологическими в иностранной научной литературе обычно называют исследования способностей животных к обучению и рассудочной деятельности, проводящиеся в условиях лаборатории.

Бихевиоризм (от англ. behavior-поведение) – основанное Дж. Уотсоном направление американской экспериментальной психологии. Согласно его радикальной концепции все поведение животного (и человека) сводится к комплексу секреторных и мышечных реакций организма на внешние стимулы (концепция «стимул-реакция). Бихевиоризм не занимается анализом происходящих в мозге процессов, а делает акцент на возможно более точной регистрации поведения и его количественном анализе «обучение», «интеллект», «представления» - эти понятия бихевиоризм намеренно игнорирует.

Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) – основанное в начале XX века И.П. Павловым научное направление, связанное с объективным изучением социологических основ психики (в том числе человека) методом условных рефлексов. Со временем содержание этого понятия претерпело существенные изменения.

В настоящее время предметом изучения ВНД считается экспериментальное исследование закономерностей и нейрофизиологических механизмов поведения, процессов обучения и памяти.

Психофизиология – пограничная область психологии, примыкающая к физиологии ВНД. Она ориентирована на установление корреляций между психическими явлениями, о которых узнают по словесному отчету, либо другой произвольной реакции субъекта, и физиологическими процессами (вегетативными и двигательными реакциями), которые регистрируют объективными методами.

Это направление, исследующее преимущественно человека, поскольку только он может дать отчет о своих субъективных переживаниях и психическом состоянии.

Этология (от греч. ethos – нравы, характер) – наука о поведении особи в естественной для данного вида среде обитания. Она сформировалась в 30-е гг. XX в на базе зоологии и эволюционной теории.

Ее основатели – австрийский исследователь Конрау Лоренц и голландец, всю жизнь проработавший в Великобритании, Николас Тинберген.

Этология развивалась в тесном контакте с физиологией, популяционной генетикой, генетикой поведения и др.

Гиштальтпсихология – направление, возникшее в 20-е гг. в Германии и подробно бихевиоризму пытавшееся создать антитезу методу интроспекции. Первичными элементами психической деятельности гештальтпсихология считала не отдельные ощущения, а целостные образы – гештальты (gestalt), которые характеризуются константностью и устойчивостью.

В основе этого направления лежал тезис о несводимости гештальта к сумме состоящего из зрительного поля в структуре психической деятельности, о роли оперирования целостными зрительными образами.

Генетика поведения. Феномен наследия особенностей поведения животных был интуитивно понятен многим ученым довольно давно. Генетика поведения, или, как ее иногда называют теперь, «генетика мозга» - направление нейробиологии, исследующее физиологические основы процессов поведения генетическими методами.  

 

Классификация основных форм поведения

Поведение животных бесконечно разнообразно по своим формам, проявлениям и механизмам. В настоящее время накоплен большой материал, который характеризует поведение как совокупность разных форм приспособительной деятельности.

Существующие в настоящее время системы классификации поведения многообразны, так как число критериев, которые могут быть положены в ее основу, практически безгранично.

Рассмотрим одну из них:

Классификация Д. Дьюсбери (1981) подразделяет поведение на 3 основные группы – индивидуальное, репродуктивное и социальное.

Индивидуальное поведение включает разнообразные акты, направленные на выживание и жизнеобеспечение отдельной особи:

Локомоция – перемещение животного в пространстве, необходимое для выполнения практически любых приспособительных функций;

Манипуляционная активность – совокупность действий особи с предметом, направленная на его адекватное использование в приспособительной деятельности. Составляет необходимый компонент пищевого, гнездостроительного, исследовательского, орудийного, а также других сфер поведения животного;

Исследовательская активность – комплекс реакций, которые знакомят животное с окружающей средой или источником раздражения и создают основу для «индивидуального программирования поведения»;

Кормовое (или пищедобывательное поведение) – сложный, иерархически организованный многоуровневый комплекс двигательных актов, направленных на отыскание, схватывание, удержание добычи и последующее манипулирование с ней;

Поведение, направленное на поиск оптимального температурного режима, который обеспечивает процессы терморегуляции;

Защитное поведение, связанное с поисками убежища, избеганием опасностей, охраной детенышей;

Гигиеническое поведение направлено на поддержание чистоты тела;

Игра – та форма деятельности, в которой складывается и совершенствуется управление поведением на основе ориентировочной деятельности;

Орудийная деятельность – особая категория индивидуального поведения, когда одни предметы окружающей среды используются для воздействия на другие в качестве средств, повышающих эффективность поведения в какой-либо сфере жизнедеятельности или даже уровень всего поведения в целом.

Репродуктивное поведение связано с образованием брачных пар, выведением потомства и его воспитанием.

Социальное поведение включает все типы взаимодействий животных в сообществе, диапазон которых очень широк одни животные ведут исключительно одиночный образ жизни, большинство других образует разновидные по численности (до многих тысяч особей) и уровню сложности сообщества.

Проявление всех форм поведения находится под влиянием суточных, сезонных и других биологических ритмов.1

 

Поведение характерно именно для животных и представляет собой комплекс их активных действий, как детерминированных (инстинктивных), так и связанных со способностью к обучению. Выживания в основном удостаиваются те животные, которые способны быстро и эффективно изменять свое поведение.

Животные вынуждены отвечать на те или иные воздействия, и делают они это посредством рефлексов (от лат. reflexus – отражение). Последние делятся на условные и безусловные. 

Безусловные рефлексы часто называют врожденными, хотя, видимо, точнее назвать их наследственно закрепленными. Как и все биологическое, рефлексы не выпадают из череды эволюционных преобразований. Воздействие среды на животных, так или иначе, находят свое выражение в безусловных рефлексах, чаще всего они выступают в качестве факторов поддержки. Безусловные рефлексы (мигание, сосание, координация движений) имеют видовой характер. Это означает, что они образуются и видоизменяются в течение всей продолжительности вида.

Условные рефлексы образуются в течение индивидуальной жизни организма. Условный рефлекс образуется тогда, когда действие какого-либо агента совпадает по времени или предшествует действию раздражителя, вызывающего определенный безусловный рефлекс. Широко известны пионерские исследования И.П. Павлова по выработке условного рефлекса. Он добивался слюновыделения у собак не только на кормление(запускающий раздражитель), но и на световые и звуковые сигналы. Разумеется, условные рефлексы закрепляются лишь тогда, когда нейтральные раздражители сопровождаются запускающими раздражителями.

Образование условных рефлексов и их объединение с безусловными свидетельствует о единстве организма с окружающим миром. В мире животных безусловные и условные рефлексы, строго говоря, не существуют независимо друг от друга. В жизнедеятельности человека всегда находятся такие факторы, которые выполняют роль нейтральных раздражителей. Условные рефлексы вырабатываются не только в лабораториях согласно воле ученых, но и в дикой природе. 2

Акты поведения оказываются в большинстве случаев результатом сложной интеграции условных и безусловных рефлексов, которые переплетаются в единый, целостный акт поведения.

Например, когда собака, стоящая в станке, отдергивает лапу при ударе индукционным током, — это акт поведения, в основе которого лежит безусловный оборонительный рефлекс. Когда собака отдергивает лапу при вспыхивании лампочки, сочетавшемся с ударом электрического тока, — это акт поведения, в основе которого лежит условный оборонительный рефлекс. Однако, когда собака, происходящая от трусливых родителей или воспитанная в изолированных условиях, начинает проявлять пассивно-оборонительную реакцию (трусость) по отношению к незнакомому человеку — убегает, прячется или распластывается на земле, — перед нами более сложное поведение, чем выше описанные акты деятельности, в основе которых лежат условные и безусловные рефлексы. Помещение этого поведения в рубрику "условных" или "безусловных" рефлексов не является столь простым делом, как в предыдущих случаях. Основное затруднение сводится к следующему.

Информация о работе Поведение высших животных, пределы их рассудочной психики, инструментальной и языковой деятельности