Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:00, контрольная работа
Цель нашего исследования: дать психофизиологическую характеристику индивидуальным различиям человека.
Задачи:
- познакомиться с учебной и научной литературой по данному вопросу;
- выявить психофизиологическую основу индивидуальных различий человека;
- определить методику исследования индивидуальности.
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Функциональная асимметрия - уникальная особенность мозга человека….5
2.1 «Левополушарный» человек………………………………………………8
2.2 «Правополушарный» человек…………………………………………...11
2.3 Два полушария – один мозг………………………………………………14
3. Заключение…………………………………………………………………….18
4. Список использованной литературы………………………………………...19
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный торгово –экономический университет
Кемеровский институт (филиал)
Факультет заочного обучения
Кафедра
философии и социологии
Контрольная работа по дисциплине
«Концепции современного естествознания»
по
теме: «Правополушарный
и левополушарный
мозг».
г. Кемерово 2008
План:
1. Введение…………………………………………………………
2. Функциональная асимметрия - уникальная особенность мозга человека….5
2.1 «Левополушарный» человек………………………………………………8
2.2 «Правополушарный» человек…………………………………………...11
2.3 Два полушария – один мозг………………………………………………14
3. Заключение……………………………………………………
4. Список использованной
литературы………………………………………...19
1.
Введение
XX век проходит под сильным влиянием психологии
на умы людей. Все более очевидной становится
роль человеческой индивидуальности в
том, как складывается каждая отдельная
судьба, все больше признается влияние
отдельной личности на судьбы людей, все
меньше отмечается тенденция принизить
значение индивидуальноличностного фактора
в судьбах разных стран и народов в ходе
исторических событий.
Каждому цивилизованному обществу для
повышения его благосостояния, технического
прогресса, для расцвета наук, культуры,
искусства, народного творчества и ремесел
необходимо правильно распорядиться человеческими
ресурсами, своевременно определяя способности
и деловые качества во благо государства,
но и радеть о душевном комфорте людей,
об их общем и психическом здоровье, которое
также находится в прямой зависимости
от настроения и степени счастливости
каждого человека.
Нередко только к концу жизненного пути
большинство людей начинает понимать
себя в достаточной мере, чтобы соизмерять
свои возможности с желаниями, чтобы примирить
разноречивые стороны своей натуры, чтобы
найти общий язык с окружающими. Слишком
долго человек действует в жизни на ощупь,
полагаясь на собственную интуицию, прислушиваясь
к мнению окружающих, в котором, как в зеркале,
пытается увидеть отражение своих плохих
и хороших качеств. Читая книги, просматривая
кинофильмы и театральные постановки,
он стремится понять: "Кто я и каковы
другие люди? Как жить, чтобы быть счастливым,
преуспевающим, чтобы меня уважали и любили,
чтобы меньше страдать, не впадать в уныние,
избегать неудач и конфликтов, состояться
как личность и не жалеть на склоне лет
о бесцельно прожитых годах?". Крайне
важно своевременно разгадать свою натуру
и правильно оценить свои способности
на заре жизни, когда человек выбирает
профессию или спутника жизни; необходимо
также иметь представление о том, как справиться
с чувством несчастливости, когда приходится
испытать разочарование в любви или в
дружбе, когда встречаются трудности общения
в собственной семье или в сфере рабочих
контактов. Именно в начале жизненного
пути, в момент вступления в пору сознательного
отношения к собственной судьбе, человеку
важно получить ответ на множество вопросов,
связанных с его характером.
Цель нашего исследования: дать психофизиологическую
характеристику индивидуальным различиям
человека.
Задачи:
- познакомиться
с учебной и научной
- выявить психофизиологическую
основу индивидуальных
- определить
методику исследования
2.
Функциональная асимметрия -
уникальная особенность
мозга человека
«Мозг – это последняя из тайн природы, которая когда-либо откроется человеку».
англ. физиолог Чарлз Скотт Шеррингтон.
«Асимметрия является основным свойством жизн».
Луи Пастер.
40 лет назад крупнейший физиолог нашего
века И. П. Павлов пришел к выводу, что в
принципе всех людей можно разделить на
два типа — художников и мыслителей. Нейрофизиология
наших дней находит этому анатомическое
обоснование.
Одна из особенностей мозга человека —
так называемая функциональная специализация
полушарий мозга. Буквально в последние
годы стало известно, что левое полушарие
— база логического абстрактного мышления,
правое — база конкретного образного,
и от того, какое из полушарий наиболее
развито у человека (в силу ли врожденных
свойств, в силу ли воспитания), зависит
его индивидуальность, особенности его
восприятия.
В классификации живых существ человеку
присвоено почетное наименование — homo
sapiens (человек разумный). Естественно предположить,
что наш разум обусловлен особым устройством
головного мозга. В чем оно заключается?
Мозг человека имеет большие размеры и
большой вес. Но есть животные, у которых
мозг больше и тяжелее. У человека велик
относительный вес мозга, то есть доля
веса мозга на килограмм общего веса тела.
Но и в этом отношении мы уступаем животным,—
по относительному весу мозга лидируют
китообразные. Очень долго ученые полагали,
что у человека самая большая поверхность
коры мозга, что в ней больше извилин, что
она содержит больше нервных клеток, что
нервные клетки плотнее в ней расположены.
Но выяснилось, что животные с легендарной
репутацией — дельфины — обогнали нас
и по этим показателям.
Если не размеры и вес мозга, то, что же
является отличительной особенностью
мозга "человека разумного"? Сегодня
можно указать лишь на одну уникальную
особенность нашего головного мозга —
функциональную асимметрию.
Мозг всех животных и мозг человека симметричен
— его правая и левая половины построены
однотипно как по составу и количеству
отдельных элементов, так и по общей архитектуре.
У животных правая и левая половины мозга
выполняют и одинаковую работу. У человека
же правое и левое полушария мозга имеют
разные функции, они управляют разными
видами деятельности. С незапамятных времен
было известно, что при очаговых поражениях
коры (вследствие кровоизлияний, травм,
опухолей и т. п.) может возникать полная
или частичная потеря речи — афазия. Однако
лишь немногим более ста лет назад было
доказано, что афазия развивается только
при поражениях левого полушария.
На протяжении второй половины XIX и начала
XX века в неврологических клиниках велось
интенсивное изучение тех дефектов сложной
деятельности мозга, которые возникают
при очаговых поражениях одного из его
полушарий. При этом, как это нередко бывает,
к массе достоверных фактов примешивались
и данные, подобранные в угоду предвзятым
взглядам и теориям. В результате с деятельностью
левого полушария неврологи связали не
только речь, но и все высшие функции нервной
системы — интеллект, сложные формы восприятия
и деятельности. В результате левое полушарие
получило название «большого», или «доминантного».
Правое же полушарие считалось второстепенным,
подчиненным левому, обслуживающим его.
Оно получило название «малого», или «субдоминантного»,
полушария. В учебниках невропатологии
это полушарие называли «немым», ибо неизвестно
было, по каким симптомам диагностировать
его поражение.
До середины нашего века функциональной
асимметрией мозга интересовались преимущественно
врачи-невропатологи, искавшие опорные
признаки для точного распознавания очаговых
заболеваний мозга. Наряду с углубленным
изучением поражения левого полушария
настойчиво велись поиски симптомов поражения
и «немого» правого полушария. И, наконец,
к началу пятидесятых годов эти поиски
увенчались успехом — были найдены функции,
свойственные только правому полушарию.
Стало ясно, что правое полушарие нельзя
рассматривать как простой придаток левого,
что оно вносит свой и существенный вклад
в нервную деятельность.
Произошла ломка традиционной концепции
— представление о доминировании одного
полушария сменилось представлением о
функциональной специализации каждого
из них. С этого момента проблема асимметрии
вышла из исключительной компетенции
невропатологов и привлекла внимание
физиологов, психологов, специалистов
по возрастной физиологии и даже представителей
социальных дисциплин. Сегодня функциональная
асимметрия становится едва ли не первостепенной
проблемой науки о мозге человека.
Дадим обобщенную характеристику человека, у которого функционирует одно полушарие — левое или правое. Но будем помнить, что наш "однополушарный" человек искусственный. Он собран, синтезирован из наблюдений и исследований многих людей, прошедших шоковое лечение. И еще одна оговорка — все, о чем будет рассказано, относится к «правшам», у «левшей» дело обстоит иначе.
2.1
«Левополушарный»
человек
Так условно называется человек, у которого выключено правое полушарие и психическая деятельность осуществляется только левым.
Первая и главная особенность «левополушарного» человека — у него сохранена речь. Этого следовало ожидать, ведь левое полушарие — речевое. Неожиданно другое: он охотнее и легче вступает в беседу, захватывает инициативу в разговоре, его словарь становится богаче и разнообразнее, ответы более развернутыми и детализированными. Он излишне многословен, даже болтлив. Наряду с этим у него улучшается и восприятие чужой речи.
У «левололушарного» человека снижается порог обнаружения звуков речи — он улавливает более тихую речь, чем мог это сделать в обычном «двуполушарном» состоянии, он быстрее и гораздо точнее повторяет слышимые слова. В целом у «левололушарного» человека речевая активность повышена, а речевой слух облегчен.
Достаточно ли этих фактов, чтобы утверждать, что речевая деятельность в отсутствии правого полушария улучшается? Прислушаемся внимательно к «левополушарному» человеку. Хотя он стал разговорчивее, его речь теряет интонационную выразительность — она монотонна, бесцветна, тускла. Мало того, не только утеряна выразительность, придаваемая речи голосом, сам голос изменяется: он приобретает носовой, несколько гнусавый оттенок либо становится неестественным, как бы лающим. Такой дефект речи называется диспросодией, поскольку интонационно-голосовые компоненты речи называются просодическими («просодия» — «мелодия»).
Наряду с диспросодией у «левополушарного» человека нарушается восприятие просодических компонентов речи собеседника.
«Левополушарный» человек теряет
способность понимать
значение речевых интонаций.
Таким образом, наряду с сохранностью
формального богатства речи, словарного
и грамматического, наряду с увеличением
речевой активности, наряду с обострением
словесного слуха «левополушарный» человек
потерял ту образность и конкретность
речи, которую ей придает интонационно-голосовая
выразительность.
У «левополушарного» человека опознание звуковых образов резко ухудшается — многие хорошо знакомые звуки теперь вызывают лишь недоумение. В тех же случаях, когда он все же узнает их, это распознавание требует от него намного больше времени. По существу, у «левополушарного» человека развивается слуховая агнозия — нарушение восприятия сложных звуков. Аналогичное расстройство можно выявить и в отношении музыкальных образов.
«Левополушарный» человек не только перестает узнавать знакомые мелодии, но и не может их напеть, даже если слышит музыку: он начинает фальшивить и, в конце концов, предпочитает отсчитывать ритм без мелодии.
Острота слуха, какой была в «двуполушарном»
состоянии, такой и
осталась. Но вспомним все слуховые
нарушения у «левополушарного» человека
— трудности в опознавании музыкальных
и иных звуковых образов, затруднения
в распознавании мужских и женских голосов,
полное непонимание интонаций. Иначе говоря,
у него нарушены все
виды образного слухового
восприятия. Несомненно, мы сталкиваемся
здесь с особым состоянием, с избирательным,
специальным нарушением образного восприятия
(как уже говорилось, восприятие слов даже
улучшилось).
Неполноценность образного восприятия можно подметить и в зрительной сфере. «Левополушарный» человек оказывается беспомощным при выполнении заданий, требующих ориентировки в наглядной, образной ситуации, требующих учета конкретных признаков объектов.
У «левополушарного» человека наблюдается
расслоение психической деятельности
— образное восприятие дефектно, а восприятие
слов облегчено; оперирование наглядными
конкретными признаками объектов дефектно,
а оперирование понятиями облегчено.
С таким же расслоением мы встречаемся
и при изучении памяти. У «левополушарного»
человека сохранен запас школьных теоретических
сведений, то есть не
пострадали знания,
приобретенные посредством
слов. Сохранена
также возможность запоминания
нового словесного материала — он может
сразу, вслед за тем, как услышал, повторить
ряд слов. И он запоминает их надолго и
через 2—3 часа, уже в обычном состоянии,
может найти среди многих слов те, которые
ему давали для запоминания. Однако если
ему предложить запомнить не слова, а фигуры
неправильной формы, которые невозможно
назвать словом, то в памяти «левополушарного»
человека образы этих фигур не удержатся.