Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:00, контрольная работа
Цель нашего исследования: дать психофизиологическую характеристику индивидуальным различиям человека.
 
 
     Задачи:
- познакомиться с учебной и научной литературой по данному вопросу;
- выявить психофизиологическую основу индивидуальных различий человека;
- определить методику исследования индивидуальности.
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Функциональная асимметрия - уникальная особенность мозга человека….5
    2.1 «Левополушарный» человек………………………………………………8
    2.2  «Правополушарный» человек…………………………………………...11
    2.3 Два полушария – один мозг………………………………………………14
3. Заключение…………………………………………………………………….18
4. Список использованной литературы………………………………………...19
Есть еще одна важная характеристика поведения и психики такого человека - понимание, или, как говорят нейрофизиологи, осмысление окружающего, ориентировка в месте и времени. «Левополушарный» человек, если полагаться только на его ответы, кажется хорошо ориентированным. Он правильно называет больницу, в которой находится, номер отделения, дату, день недели. Но стоит расспросить его подробнее, и тогда выясняется, что, правильно на словах определяя свое местонахождение, зная, что он в больнице, «левополушарный» человек не узнает помещение. Он недоуменно разглядывает кабинет, где много раз бывал, и уверяет, что попал сюда впервые. Или же, правильно называя дату, он не может подкрепить свой ответ конкретными наблюдениями.
     
Иногда даже, глядя на голые деревья и 
сугробы снега за окном, «левополушарный» 
человек не может сразу сказать, зима на 
дворе или лето. Правда, если добиваться 
ответа, то он сообщит, что «январь — зимний 
месяц», но это только формальное умозаключение, 
а не результат непосредственных впечатлений. 
Таким образом, у «левополушарного» человека 
при сохранной словесной 
ориентировке наглядная 
ориентировка в месте 
и времени грубо нарушена. 
     
Одним из самых поразительных изменений 
психического состояния «левополушарного» 
человека сказался сдвиг в эмоциональной 
сфере. Настроение такого человека 
улучшается, он становится мягче, приветливее, 
веселее. Особенно разителен этот сдвиг 
у больных с депрессией, то есть с патологически 
сниженным настроением. В «левополушарном» 
состоянии исчезает свойственная этим 
больным мрачность и подавленность; сосредоточенность 
на болезненных переживаниях сменяется 
интересом к темам, не связанным с болезнью; 
появляется оптимистическая оценка собственной 
ситуации, вера в выздоровление, будущее 
рисуется обнадеживающим, на лице начинает 
играть улыбка, появляется склонность 
к шуткам. 
     
Подведем итог тому, что мы узнали о «левополушарном» 
человеке, иначе говоря, суммируем факты, 
характеризующие психику человека с выключенным 
правым полушарием, когда деятельно только 
левое полушарие. 
     
Пострадали те виды психической деятельности, 
которые лежат в основе образного мышления. 
Сохранились или даже усилились те виды 
психической деятельности, которые лежат 
в основе абстрактного теоретического 
мышления. Такое расслоение психики сопровождается 
положительным эмоциональным тонусом. 
2.2 
«Правополушарный» 
человек 
Посмотрим теперь, что представляет собой антипод «левополушарного» человека — человек «правополушарный». Это тот же самый человек, но теперь у него выключено левое полушарие и работает только правое.
В отличие от «левополушарного» у «правополушарного» человека речевые возможности резко ограничены — словарь беден, из него выпали слова, обозначающие отвлеченные понятия, с трудом вспоминаются названия предметов, особенно редко употребляемых, хотя «правополушарный» человек и может объяснить назначение любого предмета и показать, как им пользоваться. Это говорит о том, что он узнает предметы. Речь он понимает плохо, с ним надо говорить очень короткими, просто построенными фразами. Его собственная речь также состоит из простых фраз, нередко из отдельных слов. Речевая активность «правололушарного» человека резко снижена — он немногословен, охотнее отвечает мимикой и жестами, чем словом. Беседовать с ним трудно, кратко ответив на один-два вопроса, он умолкает. Снижено и речевое внимание, когда к нему обращаются, он этого не замечает, приходится специально привлекать его внимание. Порог обнаружения звуков речи у "правополушарного" человека повышен — он замечает только громко звучащие слова. Но даже достаточно громко произнесенные слова он далеко не всегда может правильно воспринять и повторить, хотя такое падение чувствительности к звукам речи вовсе не связано с каким-либо нарушением слуха.
     
В то же время голос «правополушарного» 
человека остается 
таким же, каким 
он был: несмотря на скупость речи, 
сохраняется ее интонационный 
рисунок. Не пострадал 
и слух на просодические 
компоненты речи: «правополушарный» 
человек даже лучше, чем обычно, различает 
мужские и женские голоса, тоньше и правильнее 
оценивает интонации собеседника. 
     
Если внимание к словам у «правополушарного» 
человека снижено, то при прослушивании 
разнообразных несловесных звуков он 
и внимателен и активен. Он узнает эти 
звуки даже легче и быстрее, чем в обычном 
«двуполушарном» состоянии, хотя, например, 
такой звук, как рокот морского прибоя, 
в обычном состоянии узнавался людьми 
редко и с большим трудом. Прослушивая 
мелодии песен, «правополушарный» человек 
гораздо быстрее, чем обычно, их узнает. 
Мало этого, у него возникает потребность 
их напевать, его не надо даже просить 
об этом. В отличие от самого себя в «левополушарном» 
состоянии теперь он воспроизводит мелодии 
очень точно. Однако если попросить его 
классифицировать звуковые образы, он 
откажется, эта задача ему непосильна. 
     
У «правополушарного» человека произошла 
перестройка восприятия. Но она противоположна 
той, что наблюдалась у «левололушарного»: 
у «правополушарного» человека мы сталкиваемся 
с особым состоянием — ухудшением словесного 
восприятия и избирательным улучшением 
всех видов образного восприятия. 
     
Память «правополушарного» человека приобретает 
черты, противоположные тем, которые наблюдаются 
у "левополушарного" человека. Школьный 
теоретический багаж, то есть знания, 
приобретенные посредством 
слов, в значительной 
степени утрачены. Нарушена 
также способность запоминать 
слова. «Правополушарный» человек не 
может повторить сразу после прослушивания 
ряд из нескольких слов, в лучшем случае 
он повторит 2—3 слева из 10. Но даже если 
удастся удержать в памяти на некоторое 
время эти слова, то через 2 часа он их уже 
не вспомнит и не найдет среди других слов. 
В то же время образная 
несловесная память 
у него сохранена — он способен запомнить 
фигуры причудливой формы и через несколько 
часов выбрать их среди многих других. 
     
Ориентировка в месте и времени у «правополушарного» 
человека также изменена, но иначе, чем 
у «левополушарного». Если полагаться 
только на ответы, то «правополушарный» 
человек кажется совершенно дезориентированным 
— он не может сказать, где он находится, 
назвать дату и даже год. Однако он подмечает 
детали обстановки и, опираясь на эти наблюдения, 
скажет, что, вероятно, он в больнице, хотя 
и не знает, в какой. Он узнает кабинет, 
в котором происходит исследование, хотя 
и не скажет, каково назначение этого кабинета. 
Будучи не в состоянии назвать ни месяца, 
ни года, он, выглянув в окно, правильно 
определит время года и предположительно 
скажет, какой теперь месяц. Таким образом, 
при отсутствии словесной 
ориентировки наглядная 
конкретная ориентировка 
у «правополушарного» 
человека сохраняется. 
     
Вспомним, что «левополушарное» состояние 
сопровождалось изменением настроения. 
И в «правополушарном» состоянии происходит 
эмоциональный сдвиг, но противоположный 
по знаку — в сторону 
отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, 
человек становится мрачным, пессимистически 
оценивает и свое настоящее положение 
и свои перспективы, жалуется на плохое 
самочувствие. Отвлечь его от печальных 
мыслей и жалоб трудно. 
     
Подведем итог тому, что мы узнали о «правополушарном» 
человеке. Очевидно, что и здесь мы имеем 
дело с дезорганизованной психикой, но 
дезорганизация эта иная, чем у «левололушарного» 
человека. У «правополушарного» пострадали 
те виды психической деятельности, которые 
лежат в основе абстрактного теоретического 
мышления, и сохранились или даже усилились 
те ее виды, которые связаны с образным 
мышлением. Такому типу расслоения психики 
соответствует отрицательный эмоциональный 
тонус. 
2.3 
Два полушария 
– один мозг. 
     
До сих пор мы рассматривали деятельность 
каждого полушария изолированно, так, 
будто у человека есть два разных, ничем 
не связанных мозга. На самом же деле нормальная 
психическая деятельность предполагает 
совместную работу обоих полушарий. Но 
что значит совместная работа? В нейрофизиологии 
эта проблема формулируется как проблема 
взаимодействия полушарий. 
     
«Правополушарный» человек воспринимает 
мир во всем его конкретном богатстве 
и разнообразии. Но поскольку он лишен 
теоретического мышления, то ему не удается 
проанализировать свои впечатления, установить 
между ними логическую связь, соотнести 
с определенными категориями, и потому 
его богатство не приносит плодов. Тот 
же человек, но в «левополушарном» состоянии 
сохраняет способность к анализу и обобщениям, 
к логическим операциям, но не может их 
использовать, так как ему нечего анализировать 
и обобщать. Очевидно, лишь одновременная 
работа обоих полушарий, объединение механизмов 
образного и абстрактного мышления обеспечивают 
всесторонний, конкретный и теоретический 
охват явлений внешнего мира. 
     
Но на «однололушарном» человеке мы увидели 
и нечто иное. При выключении правого полушария 
облегчается словесная деятельность, 
то есть повышается активность левого 
полушария. При выключении левого полушария 
обостряется образное восприятие — повышается 
активность правого полушария. Это значит, 
что в обычном «двуполушарном» состоянии 
каждое полушарие притормаживает активность 
другого. 
     
Таким образом, оба полушария не независимы 
друг от друга. Между ними складываются 
сложные и противоречивые взаимоотношения. 
С одной стороны, они дружески участвуют 
в работе мозга, дополняя способности 
каждого, с другой стороны, соперничают, 
как бы мешая друг другу заниматься своим 
делом. Если значение дружеского, так называемого 
комплементарного, взаимодействия ясно, 
то значение конкурентного — иначе, реципрокного 
— не лежит на поверхности. Попытаемся 
в нем разобраться. 
     
В нервной системе возбуждению всегда 
сопутствует торможение. Тормозной процесс 
препятствует распространению возбуждения 
на области, которые не должны участвовать 
в данной деятельности; снижает интенсивность 
возбуждения, что позволяет точно дозировать 
его силу и, наконец, прекращает возбуждение, 
когда в нем отпадает необходимость. Без 
тормозного процесса деятельность нервной 
системы становится хаотичной, неуправляемой, 
саморазрушительной. Поэтому, чем сложнее 
построен тот или иной отдел мозга, чем 
сложнее его функции, тем сложнее построен 
и его тормозной аппарат. Очевидно, такой 
аппарат особенно важен для высших отделов 
мозга. Действительно, каждое полушарие 
содержит тормозные механизмы в самом 
себе (цепи специальных тормозящих нейронов), 
полушария находятся также под тормозящим 
влиянием подкорковых ядер, и, наконец, 
как мы убедились, каждое полушарие испытывает 
тормозные влияния со стороны своего партнера. 
     
Но у взаимотормозящего влияния полушарий 
есть еще одна особая миссия. Чтобы адекватно 
реагировать на изменчивые обстоятельства 
и разнообразные ситуации, с которыми 
жизнь сталкивает человека, необходимо 
то сочетать способности правого и левого 
полушарий, то максимально использовать 
способности одного из них. Когда математик 
оперирует многомерным пространством 
и мнимыми величинами, у него предельно 
обострено абстрактное мышление. Но тот 
же человек за рулем автомобиля в аварийной 
ситуации сможет избежать катастрофы, 
лишь мгновенно охватив вполне реальное 
пространство и вполне реальные предметы, 
то есть предельно обострив образное восприятие. 
Реципрокное взаимодействие позволяет 
всегда иметь наготове резервы, позволяет 
очень тонко и точно балансировать активность 
полушарий и тем соблюдать наиболее выгодное 
в данный момент соотношение образного 
и абстрактного мышления. 
     
Не кроется ли здесь ответ еще на один 
загадочный вопрос — в чем смысл функциональной 
асимметрии, какие «выгоды» она сулит 
мозгу? Ведь природа безжалостно устраняет 
все, что не приносит пользу организму, 
но педантично отбирает и сохраняет все 
полезное. Мы только что говорили, что 
есть ситуации, когда необходимо максимально 
использовать какой-то один вид мышления. 
Очевидно, чтобы иметь возможность раздельно 
активизировать аппараты образного и 
абстрактного мышления, их необходимо 
отделить друг от друга, расположить в 
разных отделах мозга, так, чтобы обострение 
одних способностей не сопровождалось 
обострением других. 
     
Объединить способности двух полушарий 
призвано комплементарное взаимодействие; 
соблюдать баланс между способностями 
каждого полушария, в нужный момент поднять 
одну чашу весов и опустить другую призвано 
реципрокное взаимодействие полушарий. 
В целом, сложный двуединый характер межполушарных 
взаимоотношений позволяет «оптимизировать" 
психическую деятельность и поведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. 
Заключение 
     
Итак, мы убедились, что нет главного и 
второстепенного, «большого» и «малого» 
полушарий. Правое полушарие—база образного 
мышления — охватывает мир явлений во 
всем его богатстве и разнообразии. Левое 
полушарие — база абстрактного мышления 
— ищет и находит в этом мире гармонию 
причин и следствий. Полноценная психика 
предполагает согласованную и уравновешенную 
работу обоих полушарий.