Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:00, контрольная работа
Цель нашего исследования: дать психофизиологическую характеристику индивидуальным различиям человека.
Задачи:
- познакомиться с учебной и научной литературой по данному вопросу;
- выявить психофизиологическую основу индивидуальных различий человека;
- определить методику исследования индивидуальности.
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Функциональная асимметрия - уникальная особенность мозга человека….5
2.1 «Левополушарный» человек………………………………………………8
2.2 «Правополушарный» человек…………………………………………...11
2.3 Два полушария – один мозг………………………………………………14
3. Заключение…………………………………………………………………….18
4. Список использованной литературы………………………………………...19
Есть еще одна важная характеристика поведения и психики такого человека - понимание, или, как говорят нейрофизиологи, осмысление окружающего, ориентировка в месте и времени. «Левополушарный» человек, если полагаться только на его ответы, кажется хорошо ориентированным. Он правильно называет больницу, в которой находится, номер отделения, дату, день недели. Но стоит расспросить его подробнее, и тогда выясняется, что, правильно на словах определяя свое местонахождение, зная, что он в больнице, «левополушарный» человек не узнает помещение. Он недоуменно разглядывает кабинет, где много раз бывал, и уверяет, что попал сюда впервые. Или же, правильно называя дату, он не может подкрепить свой ответ конкретными наблюдениями.
Иногда даже, глядя на голые деревья и
сугробы снега за окном, «левополушарный»
человек не может сразу сказать, зима на
дворе или лето. Правда, если добиваться
ответа, то он сообщит, что «январь — зимний
месяц», но это только формальное умозаключение,
а не результат непосредственных впечатлений.
Таким образом, у «левополушарного» человека
при сохранной словесной
ориентировке наглядная
ориентировка в месте
и времени грубо нарушена.
Одним из самых поразительных изменений
психического состояния «левополушарного»
человека сказался сдвиг в эмоциональной
сфере. Настроение такого человека
улучшается, он становится мягче, приветливее,
веселее. Особенно разителен этот сдвиг
у больных с депрессией, то есть с патологически
сниженным настроением. В «левополушарном»
состоянии исчезает свойственная этим
больным мрачность и подавленность; сосредоточенность
на болезненных переживаниях сменяется
интересом к темам, не связанным с болезнью;
появляется оптимистическая оценка собственной
ситуации, вера в выздоровление, будущее
рисуется обнадеживающим, на лице начинает
играть улыбка, появляется склонность
к шуткам.
Подведем итог тому, что мы узнали о «левополушарном»
человеке, иначе говоря, суммируем факты,
характеризующие психику человека с выключенным
правым полушарием, когда деятельно только
левое полушарие.
Пострадали те виды психической деятельности,
которые лежат в основе образного мышления.
Сохранились или даже усилились те виды
психической деятельности, которые лежат
в основе абстрактного теоретического
мышления. Такое расслоение психики сопровождается
положительным эмоциональным тонусом.
2.2
«Правополушарный»
человек
Посмотрим теперь, что представляет собой антипод «левополушарного» человека — человек «правополушарный». Это тот же самый человек, но теперь у него выключено левое полушарие и работает только правое.
В отличие от «левополушарного» у «правополушарного» человека речевые возможности резко ограничены — словарь беден, из него выпали слова, обозначающие отвлеченные понятия, с трудом вспоминаются названия предметов, особенно редко употребляемых, хотя «правополушарный» человек и может объяснить назначение любого предмета и показать, как им пользоваться. Это говорит о том, что он узнает предметы. Речь он понимает плохо, с ним надо говорить очень короткими, просто построенными фразами. Его собственная речь также состоит из простых фраз, нередко из отдельных слов. Речевая активность «правололушарного» человека резко снижена — он немногословен, охотнее отвечает мимикой и жестами, чем словом. Беседовать с ним трудно, кратко ответив на один-два вопроса, он умолкает. Снижено и речевое внимание, когда к нему обращаются, он этого не замечает, приходится специально привлекать его внимание. Порог обнаружения звуков речи у "правополушарного" человека повышен — он замечает только громко звучащие слова. Но даже достаточно громко произнесенные слова он далеко не всегда может правильно воспринять и повторить, хотя такое падение чувствительности к звукам речи вовсе не связано с каким-либо нарушением слуха.
В то же время голос «правополушарного»
человека остается
таким же, каким
он был: несмотря на скупость речи,
сохраняется ее интонационный
рисунок. Не пострадал
и слух на просодические
компоненты речи: «правополушарный»
человек даже лучше, чем обычно, различает
мужские и женские голоса, тоньше и правильнее
оценивает интонации собеседника.
Если внимание к словам у «правополушарного»
человека снижено, то при прослушивании
разнообразных несловесных звуков он
и внимателен и активен. Он узнает эти
звуки даже легче и быстрее, чем в обычном
«двуполушарном» состоянии, хотя, например,
такой звук, как рокот морского прибоя,
в обычном состоянии узнавался людьми
редко и с большим трудом. Прослушивая
мелодии песен, «правополушарный» человек
гораздо быстрее, чем обычно, их узнает.
Мало этого, у него возникает потребность
их напевать, его не надо даже просить
об этом. В отличие от самого себя в «левополушарном»
состоянии теперь он воспроизводит мелодии
очень точно. Однако если попросить его
классифицировать звуковые образы, он
откажется, эта задача ему непосильна.
У «правополушарного» человека произошла
перестройка восприятия. Но она противоположна
той, что наблюдалась у «левололушарного»:
у «правополушарного» человека мы сталкиваемся
с особым состоянием — ухудшением словесного
восприятия и избирательным улучшением
всех видов образного восприятия.
Память «правополушарного» человека приобретает
черты, противоположные тем, которые наблюдаются
у "левополушарного" человека. Школьный
теоретический багаж, то есть знания,
приобретенные посредством
слов, в значительной
степени утрачены. Нарушена
также способность запоминать
слова. «Правополушарный» человек не
может повторить сразу после прослушивания
ряд из нескольких слов, в лучшем случае
он повторит 2—3 слева из 10. Но даже если
удастся удержать в памяти на некоторое
время эти слова, то через 2 часа он их уже
не вспомнит и не найдет среди других слов.
В то же время образная
несловесная память
у него сохранена — он способен запомнить
фигуры причудливой формы и через несколько
часов выбрать их среди многих других.
Ориентировка в месте и времени у «правополушарного»
человека также изменена, но иначе, чем
у «левополушарного». Если полагаться
только на ответы, то «правополушарный»
человек кажется совершенно дезориентированным
— он не может сказать, где он находится,
назвать дату и даже год. Однако он подмечает
детали обстановки и, опираясь на эти наблюдения,
скажет, что, вероятно, он в больнице, хотя
и не знает, в какой. Он узнает кабинет,
в котором происходит исследование, хотя
и не скажет, каково назначение этого кабинета.
Будучи не в состоянии назвать ни месяца,
ни года, он, выглянув в окно, правильно
определит время года и предположительно
скажет, какой теперь месяц. Таким образом,
при отсутствии словесной
ориентировки наглядная
конкретная ориентировка
у «правополушарного»
человека сохраняется.
Вспомним, что «левополушарное» состояние
сопровождалось изменением настроения.
И в «правополушарном» состоянии происходит
эмоциональный сдвиг, но противоположный
по знаку — в сторону
отрицательных эмоций. Настроение ухудшается,
человек становится мрачным, пессимистически
оценивает и свое настоящее положение
и свои перспективы, жалуется на плохое
самочувствие. Отвлечь его от печальных
мыслей и жалоб трудно.
Подведем итог тому, что мы узнали о «правополушарном»
человеке. Очевидно, что и здесь мы имеем
дело с дезорганизованной психикой, но
дезорганизация эта иная, чем у «левололушарного»
человека. У «правополушарного» пострадали
те виды психической деятельности, которые
лежат в основе абстрактного теоретического
мышления, и сохранились или даже усилились
те ее виды, которые связаны с образным
мышлением. Такому типу расслоения психики
соответствует отрицательный эмоциональный
тонус.
2.3
Два полушария
– один мозг.
До сих пор мы рассматривали деятельность
каждого полушария изолированно, так,
будто у человека есть два разных, ничем
не связанных мозга. На самом же деле нормальная
психическая деятельность предполагает
совместную работу обоих полушарий. Но
что значит совместная работа? В нейрофизиологии
эта проблема формулируется как проблема
взаимодействия полушарий.
«Правополушарный» человек воспринимает
мир во всем его конкретном богатстве
и разнообразии. Но поскольку он лишен
теоретического мышления, то ему не удается
проанализировать свои впечатления, установить
между ними логическую связь, соотнести
с определенными категориями, и потому
его богатство не приносит плодов. Тот
же человек, но в «левополушарном» состоянии
сохраняет способность к анализу и обобщениям,
к логическим операциям, но не может их
использовать, так как ему нечего анализировать
и обобщать. Очевидно, лишь одновременная
работа обоих полушарий, объединение механизмов
образного и абстрактного мышления обеспечивают
всесторонний, конкретный и теоретический
охват явлений внешнего мира.
Но на «однололушарном» человеке мы увидели
и нечто иное. При выключении правого полушария
облегчается словесная деятельность,
то есть повышается активность левого
полушария. При выключении левого полушария
обостряется образное восприятие — повышается
активность правого полушария. Это значит,
что в обычном «двуполушарном» состоянии
каждое полушарие притормаживает активность
другого.
Таким образом, оба полушария не независимы
друг от друга. Между ними складываются
сложные и противоречивые взаимоотношения.
С одной стороны, они дружески участвуют
в работе мозга, дополняя способности
каждого, с другой стороны, соперничают,
как бы мешая друг другу заниматься своим
делом. Если значение дружеского, так называемого
комплементарного, взаимодействия ясно,
то значение конкурентного — иначе, реципрокного
— не лежит на поверхности. Попытаемся
в нем разобраться.
В нервной системе возбуждению всегда
сопутствует торможение. Тормозной процесс
препятствует распространению возбуждения
на области, которые не должны участвовать
в данной деятельности; снижает интенсивность
возбуждения, что позволяет точно дозировать
его силу и, наконец, прекращает возбуждение,
когда в нем отпадает необходимость. Без
тормозного процесса деятельность нервной
системы становится хаотичной, неуправляемой,
саморазрушительной. Поэтому, чем сложнее
построен тот или иной отдел мозга, чем
сложнее его функции, тем сложнее построен
и его тормозной аппарат. Очевидно, такой
аппарат особенно важен для высших отделов
мозга. Действительно, каждое полушарие
содержит тормозные механизмы в самом
себе (цепи специальных тормозящих нейронов),
полушария находятся также под тормозящим
влиянием подкорковых ядер, и, наконец,
как мы убедились, каждое полушарие испытывает
тормозные влияния со стороны своего партнера.
Но у взаимотормозящего влияния полушарий
есть еще одна особая миссия. Чтобы адекватно
реагировать на изменчивые обстоятельства
и разнообразные ситуации, с которыми
жизнь сталкивает человека, необходимо
то сочетать способности правого и левого
полушарий, то максимально использовать
способности одного из них. Когда математик
оперирует многомерным пространством
и мнимыми величинами, у него предельно
обострено абстрактное мышление. Но тот
же человек за рулем автомобиля в аварийной
ситуации сможет избежать катастрофы,
лишь мгновенно охватив вполне реальное
пространство и вполне реальные предметы,
то есть предельно обострив образное восприятие.
Реципрокное взаимодействие позволяет
всегда иметь наготове резервы, позволяет
очень тонко и точно балансировать активность
полушарий и тем соблюдать наиболее выгодное
в данный момент соотношение образного
и абстрактного мышления.
Не кроется ли здесь ответ еще на один
загадочный вопрос — в чем смысл функциональной
асимметрии, какие «выгоды» она сулит
мозгу? Ведь природа безжалостно устраняет
все, что не приносит пользу организму,
но педантично отбирает и сохраняет все
полезное. Мы только что говорили, что
есть ситуации, когда необходимо максимально
использовать какой-то один вид мышления.
Очевидно, чтобы иметь возможность раздельно
активизировать аппараты образного и
абстрактного мышления, их необходимо
отделить друг от друга, расположить в
разных отделах мозга, так, чтобы обострение
одних способностей не сопровождалось
обострением других.
Объединить способности двух полушарий
призвано комплементарное взаимодействие;
соблюдать баланс между способностями
каждого полушария, в нужный момент поднять
одну чашу весов и опустить другую призвано
реципрокное взаимодействие полушарий.
В целом, сложный двуединый характер межполушарных
взаимоотношений позволяет «оптимизировать"
психическую деятельность и поведение.
3.
Заключение
Итак, мы убедились, что нет главного и
второстепенного, «большого» и «малого»
полушарий. Правое полушарие—база образного
мышления — охватывает мир явлений во
всем его богатстве и разнообразии. Левое
полушарие — база абстрактного мышления
— ищет и находит в этом мире гармонию
причин и следствий. Полноценная психика
предполагает согласованную и уравновешенную
работу обоих полушарий.