Правовое положение иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Положение иностранцев определяется прежде всего Конституцией РФ. Статья 62 Конституции устанавливает: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обя­занности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации». Поскольку в России в течение определенного вре­мени сохранялось действие

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие иностранный гражданин и лицо без гражданства…………...4-9
Законодательные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………...10-14
Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства…...15-21
Правовой статус беженцев……………………………………………22-25
Правой статус вынужденных переселенцев…………………………26-32
Заключение………………………………………………………………..33
Список используемой литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

конституционное право.docx

— 56.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Понятие иностранный гражданин и лицо без гражданства…………...4-9
  3. Законодательные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………...10-14
  4. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства…...15-21
  5. Правовой статус беженцев……………………………………………22-25
  6. Правой статус вынужденных переселенцев…………………………26-32
  7. Заключение………………………………………………………………..33
  8. Список используемой литературы ……………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В связи с расширением  международных связей Российской Федерации  остро встала проблема урегулирования отношений, участниками которых являются иностранные граждане и лица без гражданства.  Таковые отношения имеют место в международном частном праве; а когда указанные лица прибывают на территорию Российской Федерации, то становятся субъектами российского права.  Основу же их статуса определяет конституционное право, руководствующееся положениями Основного закона РФ.

Иностранец подчиняется  как бы двум правопорядкам: отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойственности — своеобразие правового положения иностранца, чей конституционный статус будет далее подробно проанализирован. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. В настоящей работе термин  «иностранец» применя­ется как адекватный термину «иностранный гражданин».

Положение иностранцев определяется прежде всего Конституцией РФ. Статья 62 Конституции устанавливает: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обя­занности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации». Поскольку в России в течение определенного вре­мени сохранялось действие

Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г., следует проанализировать некоторые его положения, а также заметить, что закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» уже находится на заключительной стадии принятия. Определение статуса иностранных граждан – весьма острая проблема, часто зависящая от политической ситуации в мире, от международной политики, проводимой Россией.  Поэтому необходимо выделить положения, которые не могли бы быть поколеблены охлаждением отношений между странами; положений, которые незыблемо стояли бы на страже прав и свобод личности, находящейся на территории РФ и считающейся иностранным гражданином.

 

 

 

 

 

Понятие иностранный  гражданин и лицо без гражданства

 Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности и взаимных прав, и обязанностей. Иногда гражданство называют принадлежностью лица к государству. Гражданство - устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается. Гражданство регулируется внутренним законодательством государства. Гражданство - понятие, неразрывно связанное с государственностью.

Безгражданство - это правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства.

 Безгражданство может  быть абсолютным и относительным.  Абсолютное безгражданство - безгражданство  с момента рождения.

Относительное безгражданство - безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. Лица без гражданства (апатриды). Внутреннее законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Согласно Закону о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 г. документом, подтверждающим гражданство, является, прежде всего, паспорт, а до его получения - свидетельство о рождении. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России действует административная процедура так называемого выяснения гражданства. Во многих зарубежных странах, в первую очередь в тех, где нет внутренних паспортов, существует судебная процедура выяснения гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) составляют категорию иностранцев, входящую в состав населения Российской Федерации. Термин «иностранец» поддерживается далеко не всеми российскими учеными. Законодательство Российской Федерации (постановления Правительства Российской Федерации, связанные с регулированием правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, и т.п.) избегает применения термина «иностранец» вследствие его неопределенности и неоднозначности. В отдельных случаях отделение иностранных граждан от апатридов при рассмотрении их статуса обоснованно. В то же время во многих случаях отечественное законодательство и международные обязательства России не устанавливают различий в статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, что позволяет, с некоторыми оговорками употреблять термин «иностранец»

  По мнению Т.Н. Кирилловой, иностранцем является лицо, имеющее  постоянную политическую, экономическую  и правовую связь с государством  своего гражданства и находящееся  во временной экономической и  правовой связи с другими государствами. В данном случае напрашивается вывод, что постоянно проживающих в Российской Федерации иностранцев нельзя относить к этой категории, так как их экономическая и правовая связь с родным государством очень условна.

 Согласно ст. 2 Федерального  закона «О правовом положении  иностранных граждан в Российской  Федерации» от 25 июля 2002 года иностранным  гражданином признается физическое  лицо, не являющееся гражданином  Российской Федерации и не  имеющее доказательств наличия  гражданства (подданства) иностранного  государства. Лицом без гражданства  признается физическое лицо, не  являющееся гражданином Российской  Федерации и не имеющее доказательств  наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

  Различие между иностранцами  и лицами без гражданства в  основном состоит в том, что  иностранцы имеют юридическую  связь с отечественным государством  и это государство несет определенную  ответственность за своего гражданина  и обязано в случае возникновения  необходимости прийти к нему  на помощь. Что же касается  лиц без гражданства, то единственным  защитником их прав и свобод  является государство места их  пребывания. На это обстоятельство  указывает Н.В. Витрук, который  пишет: Правовой статус гражданина  и лица без гражданства всегда  один: он определяется тем государством, гражданином которого данное  лицо является или на территории  которого лицо без гражданства  проживает. Правовой статус иностранца  по существу имеет двойной характер: это правовой статус гражданина конкретного государства и правовой статус собственно    иностранца. Последний определяется тем государством, на территории которого данное лицо пребывает как иностранный гражданин.

 Правовой статус - это емкое понятие. Объем прав и обязанностей общего правового статуса регулируется почти всеми отраслями права. Исходя из особенностей общественных отношений, являющихся предметом регулирования каждой из отраслей права, допустимо говорить об отраслевом аспекте правового положения гражданина, в частности гражданском, уголовном, уголовно-процессуальном и т.д. То же самое можно сказать и об иностранцах. Основы правового статуса иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, определяются ст. 62 Конституции Российской Федерации, содержащей норму прямого действия: Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации. В России в специальном порядке регулирует правовое положение и деятельность иностранных граждан в Российской Федерации - Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 июня 2002 года и одобренный Советом Федерации 10 июля 2002 года. Статья 1 Федерального закона гласит, что данный Закон определяет правовое 1положение иностранных граждан, а также регулирует отношения между иностранными гражданами с одной стороны и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов - с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

   Иностранные граждане  могут быть временно пребывающие  в Российской Федерации. Срок  временного пребывания иностранного  гражданина в Российской Федерации  определяется сроком действия выданной ему визы.Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.    Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте.

  Действующее законодательство  Российской Федерации предусматривает  возможность вступления этих  лиц в российское гражданство.  На основании ст. 13 и 14  Федерального  Закона  «О гражданстве Российской  Федерации» от 31 мая 2002 г. обычным  условием получения гражданства  нашей страны является проживание  на территории Российской Федерации  со дня получения вида на  жительство и до дня обращения  с заявлениями о приеме в  гражданство Российской Федерации  в течение пяти лет непрерывно, за исключением следующих случаев:

 а) рождения лица  на территории РСФСР и наличия  у него в прошлом гражданства СССР;

б) состояния в браке  с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

 в) наличия у нетрудоспособного  лица дееспособных сына или  дочери, достигших возраста   восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;

г) наличия у лица высоких  достижений в области науки, техники  и культуры; обладания лицом профессией либо квалификацией, представляющими  интерес для Российской Федерации;

д) предоставления лицу политического  убежища на территории Российской Федерации;

е) признания лица беженцем в порядке, установленном федеральным  законом.

    Наличие хотя  бы одного из перечисленных  положений дает основание для  сокращения срока проживания  на территории Российской Федерации  и приема в гражданство Российской Федерации до одного года.

     В следующую  категорию относятся  иностранные  граждане  постоянно проживающие  в Российской Федерации. В течение  срока действия разрешения на  временное проживание и при  наличии законных оснований иностранному  гражданину по его заявлению  может быть выдан вид на  жительство. Заявление о выдаче  вида на жительство подается  иностранным гражданином в территориальный  орган федерального органа исполнительной  власти, ведающего вопросами внутренних  дел, не позднее чем за шесть  месяцев до истечения срока  действия разрешения на временное  проживание. До получения вида  на жительство иностранный гражданин  обязан прожить в Российской  Федерации не менее одного  года на основании разрешения  на временное проживание. Вид  на жительство выдается иностранному  гражданину на пять лет. По  окончании срока действия вида  на жительство данный срок  по заявлению иностранного гражданина  может быть продлен на пять  лет. Количество продлений срока  действия вида на жительство не ограничено.С учетом вышеизложенного под понятием иностранный гражданин подразумевается лицо, которое состоит в гражданстве или подданстве иного государства, подтвержденном соответствующими 2документами, не является гражданином Российской Федерации или не имеет гражданства или подданства какого-либо другого государства. В понятиях иностранный гражданин и лицо без гражданства содержится объединяющий эти категории лиц признак - они не имеют гражданства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

      

Законодательные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

 Законодательство о  правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации  основывается на Конституции  Российской Федерации и состоит  Федерального закона «О правовом  положении иностранных граждан  в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115 – ФЗ,  и иных  федеральных законов. Наряду с  этим правовое положение иностранных  граждан в Российской Федерации  определяется международными 3договорами Российской Федерации.Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии со ст. 62 Конституции РФ пользуются в Российской Федерации правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. К таким законам относится, прежде всего, Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Информация о работе Правовое положение иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в РФ