Жизнь - одно из сложнейших, если
не самое сложное явление природы.
Для нее особенно характерны
обмен веществ и воспроизведение,
а особенности более высоких
уровней ее организации обусловлены
строением более низких уровней.
Современная
теория происхождения жизни основана
на идее о том, что биологические
молекулы могли возникнуть в далеком
геологическом прошлом неорганическим
путем. Сложную химическую эволюцию
обычно выражают следующей обобщенной
схемой: атомы ? простые соединения ? простые
биоорганические соединения ? макромолекулы
? организованные системы. Начало этой
эволюции положено нуклеосинтезом в Солнечной
системе, когда образовались основные
элементы, в том числе и биогенные. Начальное
состояние -нуклеосинтез -быстро переходит
в процесс образования химических соединений.
Этот процесс протекает в условиях первичной
Земли со все нарастающей сложностью,
обусловленной общекосмическими и конкретными
планетарными предпосылками.
Первое необходимое условие имеет
общекосмический характер. Оно связано
с единой химической основой
Вселенной. Жизнь развивается
на этой единой основе, отражающей
как количественные, так и качественные
особенности отдельных химических
элементов. Это допущение приводит
к заключению, что на любой планете во
Вселенной, которая похожа на нашу по массе
и расположению относительно центральной
звезды, может возникнуть жизнь. Согласно
представлениям видного американского
астронома X. Шепли, во Вселенной имеется
108 космических тел (планет или звезд-лилипутов),
на которых может возникнуть и существовать
жизнь.
Главное условие возникновения
жизни имеет планетарную причину
и определяется массой планеты.
Такое утверждение, быть может,
имеет несколько геоцентрический
и антропоцентрический характер, но жизнь,
подобная земной, могла возникнуть и развиться
на планете, масса которой имеет строго
определенную величину. Если масса планеты
больше чем 1/20 массы Солнца, на ней начинаются
интенсивные ядерные реакции, что повышает
ее температуру и она светится, как звезда.
Таковы планеты Юпитер, Сатурн, Уран и
Нептун. Планеты с малой массой (Меркурий)
имеют слабое гравитационное поле и не
могут продолжительное время удерживать
атмосферу, которая необходима для развития
жизни. Здесь интересно отметить, что по
ряду подсчетов Земля приобрела 80% своей
массы в первые 100 млн. лет своего существования.
Из планет Солнечной системы
кроме Земли подходящую массу
имеют Венера и Марс, но там
отсутствуют другие условия. По
мнению советского астрофизика В. Г.
Фесенкова, во Вселенной 1% планет имеет
подходящую массу.
Особенно важной предпосылкой
возникновения и развития жизни
является относительно постоянная
и оптимальная радиация, получаемая
планетой от центральной звезды.
Обычно оптимальную радиацию получают
планеты имеющие орбиту, близкую к круговой,
и подвергающиеся поэтому относительно
постоянному облучению.
Обязательным условием возникновения
жизни является наличие воды.
Парадоксально, что, хотя вода
- чуть ли не самая распространенная
молекула во Вселенной, поразительно мало
планет имеют гидросферу: в нашей Солнечной
системе только Земля имеет гидросферу,
а на Марсе имеется лишь незначительное
количество воды.
Значение воды для жизни исключительно.
Это обусловлено ее специфическими
термическими особенностями: огромной
теплоемкостью, слабой теплопроводностью,
расширением при замерзании, хорошими
свойствами как растворителя и др. Эти
особенности обусловливают круговорот
воды в природе, который играет исключительную
роль в геологической истории Земли.
Из
сказанного выше можно сделать следующий
вывод: возникновение жизни на Земле
есть часть общей эволюции материи
во Вселенной, а не некий сверхъестественный
акт. Налицо были исходные органические
соединения, оптимальная масса Земли,
оптимальная солнечная радиация, наличие
гидросферы. В этих условиях эволюция
материи с высокой степенью вероятности
осуществляется по пути возникновения
жизни.
За
последние 20 лет были получены интересные
сведения о наличии органических
соединений во Вселенной. Источники этих
сведений естественные посланцы космоса
на Землю, метеориты.
Все ранее рождавшиеся теории
идеалистов, сторонников религиозных
течений и даже материалистов
были несостоятельными и до
конца необоснованными из-за нехватки
знаний тогдашних ученых.
И только с наступлением капитализма,
который отличался прогрессом
в науке и технике, когда
был накоплен большой научный
потенциал, стали зарождаться
научно обоснованные теории о
происхождении жизни на земле.
2.2
Зарождение и развитие
эволюционной идеи.
Первые проблески эволюционной
мысли зарождаются в недрах
диалектической натурфилософии
античного времени, рассматривавшей
мир в бесконечном движении, постоянном
самообновлении на основе всеобщей
связи и взаимодействия явлений
и борьбы противоположностей.
Выразителем стихийного диалектического
взгляда на природу был Гераклид,
эфесский мыслитель (около 530-470
гг.. до н. э.) его высказывания
о том, что в природе все
течет все изменяется в результате
взаимопревращений первоэлементов
космоса - огня, воды, воздуха, земли, содержали
в зародыше идею всеобщего, не имеющего
начала и конца развития материи.
Крупнейшие представители ионийской
школы философов - Фалес из
Милета считал, что все возникло
из первичного материала - воды
в ходе естественного развития.
Анаксимандр исходил из того,
что жизнь возникла из воды
и земли под действием тепла.
Согласно Анаксимену основным элементом
является воздух, способный разрежаться
и уплотняться, и этим процессом Анаксимен
объяснял причину различий веществ. Он
утверждал, что человек и животное произошли
из земной слизи.
Представителями
механистического материализма были философы
более позднего периода (460-370 гг. До н. э.
). По Демокриту мир состоял из бесчисленного
множества неделимых атомов, расположенных
в бесконечном пространстве. Атомы находятся
в постоянном процессе случайного соединения
и разъединения. Атомы находятся в случайном
движении и различны по величине, массе
и форме, то тела, появившиеся вследствие
скопления атомов, могут быть также различными.
Более легкие из них поднялись вверх и
образовали огонь и небо, более тяжелые,
опустившись, образовали воду и землю,
в которых и зародились различные живые
существа: рыбы, наземные животные, птицы.
Механизм происхождения живых
существ первым пытался истолковать
древнегреческий философ Эмпедокл
(490-430 гг. до н. э.). Развивая мысль
Гераклида о первичных элементах,
он утверждал, что их смешение создает
множество комбинаций, одни из которых
- наименее удачные- разрушаются, а другие
- гармонирующие сочетания -сохраняются.
Комбинации этих элементов и создают органы
животных. Соединение органов друг с другом
порождает целостные организмы. Примечательной
была мысль, что сохранились в природе
только жизнеспособные варианты из множества
неудачных комбинаций.
Зарождение биологии как науки
связано с деятельностью великого
мыслителя из Греции Аристотеля
(387-322 гг. до н. э.). В своих капитальных трудах
он изложил принципы классификации животных,
провел сравнение различных животных
по их строению, заложил основы античной
эмбриологии.
В работе "О частях животных"
приводится мысль о взаимосвязи
(корреляции ) органов, о том, что
изменение одного органа влечет за собой
изменение другого, связанного с ним функциональными
отношениями.
В труде "Возникновение животных"
Аристотель разработал сравнительно
анатомический метод и применил
его в эмбриологических исследованиях.
Он обратил внимание на то, что у разных
организмов эмбриогенез (развитие эмбриона
) проходит через последовательный ряд:
в начале закладываются наиболее общие
признаки, затем видовые и, наконец, индивидуальные.
Обнаружив большое сходство начальных
стадий в эмбриогенезе представителей
разных групп животных, Аристотель пришел
к мысли о возможности единства их происхождения.
Этим выводом Аристотель предвосхитил
идеи зародышевого сходства и эпигенеза
(эмбриональных новообразований ), выдвинутые
и экспериментально обоснованные в середине
XVIII в.
Таким образом, воззрения античных
философов содержали ряд важных
элементов эволюционизма: во-первых,
мысль о естественном возникновении
живых существ и их изменении
в результате борьбы противоположностей
и выживании удачных вариантов, во-вторых,
идею ступенчатого усложнения организации
живой природы; в-третьих, представление
о целостности организма (принцип корреляции)
и об эмбриогенезе как процессе новообразования.
Отмечая
значение античных мыслителей в развитии
философии, Ф. Энгельс писал: "... в многообразных
формах греческой философии уже имеются
в зародыше, и процессе возникновения
почти все позднейшие типы мировоззрений".
Последующий
период, вплоть до XVI в., для развития
эволюционной мысли почти ничего
не дал. В эпоху Возрождения резко
усиливается интерес к античной науке
и начинается накопление знаний, сыгравших
значительную роль в становлении эволюционной
идеи.
Исключительной
заслугой учения Дарвина явилось
то, что оно дало научное, материалистическое
объяснение возникновению высших животных
и растений путем последовательного развития
живого мира, что оно привлекло для разрешения
биологических проблем исторический метод
исследования. Однако к самой проблеме
происхождения жизни у многих естествоиспытателей
и после Дарвина сохранился прежний метафизический
подход. Широко распространенный в научных
кругах Америки и Западной Европы менделизм-
морганизм выдвинул положение, согласно
которому наследственностью и всеми другими
свойствами жизни обладают частицы особенного
генного вещества, сконцентрированного
в хромосомах клеточного ядра. Эти частицы
будто бы когда-то внезапно возникли на
Земле и сохранили свое жизнеопределяющее
строение в основном неизменным в течение
всего развития жизни. Таким образом, проблема
происхождения жизни, с точки зрения менделистов-морганистов,
сводится к вопросу, как могла сразу внезапно
возникнуть наделенная всеми свойствами
жизни частица генного вещества.
Большинство высказывающихся по
этому вопросу зарубежных авторов
(например, Девилье во Франции или
Александер в Америке) подходит к нему
весьма упрощенно. По их мнению, генная
молекула возникает чисто случайно, благодаря
"счастливому" сочетанию атомов углерода,
водорода, кислорода, азота и фосфора,
которые "сами собой" сложились в
чрезвычайно сложно построенную молекулу
генного вещества, сразу же получившую
все атрибуты жизни.
Но такого рода "счастливый
случай" настолько исключителен
и необычен, что он мог якобы
осуществиться всего лишь раз
за время существования Земли.
В дальнейшем шло только постоянное
размножение этой единожды возникшей,
вечной и неизменной генной субстанции.
Это "объяснение", конечно, ничего
по существу не объясняет. Характерной
особенностью всех без исключения
живых существ является то, что
их внутренняя организация чрезвычайно
хорошо, совершенно приспособлена к осуществлению
определенных жизненных явлений: питания,
дыхания, роста и размножения в данных
условиях существования. Как же в результате
чистой случайности могла возникнуть
эта внутренняя приспособленность, которая
так характерна для всех, даже наипростейших
живых форм?
Антинаучно отрицая закономерность
процесса происхождения жизни,
рассматривая это важнейшее в
жизни нашей планеты событие
как случайное, сторонники указанных
взглядов ничего не могут ответить
на этот вопрос и неизбежно скатываются
к самым идеалистическим, мистическим
представлениям о первичной творческой
воле божества и об определенном плане
создания жизни.
Так
в недавно вышедшей книжке Шредингера
"Что такое жизнь с точки
зрения физики", в книге американского
биолога Александера "Жизнь, ее природа
и происхождение" и в ряде других произведений
буржуазных авторов мы находим прямое
утверждение того, что жизнь могла возникнуть
только в результате творческой воли божества.
Менделизм-морганизм пытается идеологически
разоружить ученых биологов в их борьбе
с идеализмом. Он стремится доказать, что
вопрос о происхождении жизни - эта важнейшая
мировоззренческая проблема - неразрешим
с материалистических позиций. Однако
такого рода утверждение насквозь ложно.
Оно легко опровергается, если мы подойдем
к интересующему нас вопросу с позиций
единственно правильной, подлинно научной
философии - с позиций диалектического
материализма…