Принципиальные особенности научной картины мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы выявление особенностей современной научной картины мира.
Задачи:
выявить особенности научной картины мира. Показать отличия научной картины мира от религиозной и философской;
охарактеризовать основные принципы построения научной картины мира;
описать общие контуры современной естественно-научной картины мира

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Особенности научной картины мира ……………………………………. .5
Основные принципы построения научной картины мира ……………. 10
Общие контуры современной естественно-научной картины мира.. 12
Заключение ……………………………………………………………………...15
Литература ……………………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

28134.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Исторически первой естественно-научной картиной мира Нового времени была механическая картина, которая напоминала часы: любое событие однозначно определяется начальными условиями задаваемыми (по крайней мере в принципе) абсолютно точно. В таком мире нет места случайности.

Механическая  картина мира основывалась на следующих  принципах: связь теории с практикой; использование математики; эксперимент реальный и мысленный; критический анализ и проверка данных; главный вопрос «как?», а не «почему?»; нет «стрелы времени» (регулярность, детерминированность и обратимость траекторий). Современная естественно-научная картина мира основывается на принципе саморазвития. В этой картине присутствует человек и его мысли. Она эволюционна и необратима. В ней естественно-научное знание неразрывно связано с гуманитарным. [1]

 

3. Общие контуры  современной естественно-научной  картины мира.

Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна она потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Идеи, начала времени, корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов, внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко "безумный" вид.

Но в то же время эта картина величественно проста, стройна и где-то даже элегантна. Эти качества ей придают в основном ведущие принципы построения и организации современною научного знания;

  • системность;
  • глобальный эволюциониизм;
  • самоорганизация;
  • историчность.

Данные принципы построения научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным  закономерностям существования  и развития самой Природы.

Системность означает воспроизведение наукой того факта, что Вселенная предстает как наиболее крупная из известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.

Под системой обычно понимают некое упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Эффект системности обнаруживается в появлении у целостной системы новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов. Другой важной характеристикой системной организации является иерархичность, субординация - последовательное включение систем нижних уровней в системы более высоких уровней [5].

Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включении систем разных уровней друг в друга каждый элемент любой системы оказывается связан со всеми элементами всех возможных систем. (Например: человек биосфера - планета Земля -Солнечная система - Галактика и т.д.) Именно такой принципиально единый характер демонстрирует нам окружающий мир. Таким же образом организуются соответственно и научная картина мирка, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны сейчас уже нет практически ни одной "чистой" науки. Все пронизано и преобразовано физикой и химией.

Глобальный эволюционизм - это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной, кроме того, свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса, начатого Большим взрывом.

Самоорганизация - это наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней.

Эти принципиальные особенности современной естественно-научной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное. [5]

Идеи самоорганизации  и эволюционизма выступают ядром  формирования современной научной картины мира. Если до синергетики не было концепции, которая позволяла бы свести в единое целое результаты, полученные в различных областях знания, то с ее возникновением открылись принципиально новые возможности формирования целостной общенаучной картины мира. [5]

Однако  есть еще одна особенность современной  научной картины мира, отличающая ее от прежних вариантов. Она заключается в признании историчности, а, следовательно, и принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картины мира. Та, которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его ценностных ориентаций, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составной частью включен и человек, меняет и стратегию научного поиска, и отношение человека к миру.

Но ведь развивается и Вселенная. Конечно, развитие общества и Вселенной осуществляется в разных темпоритмах. Но их взаимное наложение делает идею создания окончательной; завершенной, абсолютно истинной научной картины мира практически неосуществимой. [5]

 

Заключение

В конце XX столетия возникли принципиально новые тенденции развития научного знания, которые привели к воссозданию общенаучной картины мира как целостной системы научных представлений о природе, человеке и обществе. Эта система представлений, формирующаяся на базе принципов глобального эволюционизма, становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе интенсивного междисциплинарного синтеза знаний. Вбирая в себя совокупность фундаментальных научных результатов и синтезируя их в рамках целостного образа развития Вселенной, живой природы, человека и общества, современная научная картина мира активно взаимодействует с мировоззренческими универсалиями культуры, в контексте которых происходит ее развитие. С одной стороны, она адаптируется к ним, но с другой - она вносит кардинальные изменения в сложившиеся культурные менталитеты.

Как базисные основания  современной общенаучной картины  мира принципы универсального эволюционизма  демонстрируют свою ценность именно сейчас, когда наука перешла к изучению нового типа объектов - саморазвивающихся (в отличие от простых и саморегулирующихся систем, исследуемых на предшествующих этапах функционирования науки). Саморазвивающиеся объекты характеризуются иерархией уровней и появлением по мере развития все новых уровней, которые воздействуют на ранее сложившиеся и видоизменяют их. Включив в орбиту исследования новый тип объектов, наука вынуждена искать и новые основания их анализа. С этих позиций общенаучная картина мира, базирующаяся на принципах универсального эволюционизма, выступает глобальной исследовательской программой, которая определяет стратегию исследования такого рода объектов. Причем эта стратегия исследования реализуется как на дисциплинарном, так и на междисциплинарном уровнях.

Литература

  1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М., «Высшее образование», 2007.
  2. Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. - М., 1985.
  3. Капица СП. и др. Синергетика и прогнозы будущего. - М., 2001.
  4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. -М., «Высшая школа», 2004
  5. Лавриненко В.Н., Ратников B.П Концепции современного естествознания- М., «Юнити», 2001.
  6. Лавриненко В.Н., Ратников В».II, Концепции современного естествознания.-М., «Юнити», 2003'.
  7. Лосев А.Ф. Бытие - имя  космос- - М., 1993.
  8. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.
  9. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. - М., 1985.

Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 28134

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 28134




Информация о работе Принципиальные особенности научной картины мира