Принципиальные особенности современной научной картины мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 08:48, контрольная работа

Описание работы

Универсальный эволюционизм позволяет рассмотреть в диалектической взаимосвязи не только живую и социальную материю, но и включить неорганическую материю в целостный контекст развивающегося мира. Он создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в развитии нашей Вселенной, ответственного за состояние мира, в который он сам погружен.
Принципы универсального эволюционизма становятся доминантой синтеза знаний в современной науке. Это та стержневая идея, которая пронизывает все существующие специальные научные картины мира и является основой построения целостной общенаучной картины мира, центральное место в которой начинает занимать человек.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности научной картины мира 4
2. Основные принципы построения научной картины мира 8
3. Общие контуры современной естественно-научной картины мира 10
Заключение 11
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

КСЕ.docx

— 35.06 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ


Факультет финансово-кредитный

Кафедра философии, истории и права

 

Направление «Экономика»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант №8

По дисциплине «Концепции современного естествознания»

   

ТЕМА: принципиальные особенности современной научной картины мира.

Студент _________________________ Левченко Лариса Сергеевна

(подпись)

Группа 2БЭп-2 Номер личного дела 11ФЛД11855
Преподаватель  Менькин Николай Павлович

 

 

 

Барнаул 2013

Оглавление

Введение 3

1. Особенности  научной картины мира 4

2. Основные  принципы построения научной  картины мира 8

3. Общие контуры  современной естественно-научной  картины мира 10

Заключение 11

Список литературы 13

 

Введение

Переход науки к постнеклассической стадии развития создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира. Длительное время идея этого единства существовала как идеал. Но в последней трети XX века возникли реальные возможности объединения представлений о трех основных сферах бытия - неживой природе, органическом мире и социальной жизни - в целостную научную картину на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус.

Формирование таких принципов  было связано с переосмыслением  оснований многих научных дисциплин. Одновременно они выступают как  один из аспектов великой культурной трансформации, происходящей в нашу эпоху.

Если кратко охарактеризовать современные тенденции синтеза  научных знаний, то они выражаются в стремлении построить общенаучную  картину мира на основе принципов  универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и  эволюционного подходов.

Универсальный эволюционизм позволяет рассмотреть в диалектической взаимосвязи не только живую и  социальную материю, но и включить неорганическую материю в целостный контекст развивающегося мира. Он создает основу для рассмотрения человека как объекта  космической эволюции, закономерного  и естественного этапа в развитии нашей Вселенной, ответственного за состояние мира, в который он сам  погружен.

Принципы универсального эволюционизма становятся доминантой синтеза знаний в современной  науке. Это та стержневая идея, которая  пронизывает все существующие специальные  научные картины мира и является основой построения целостной общенаучной  картины мира, центральное место  в которой начинает занимать человек.

Целью данной работы является рассмотрение основных принципиальных особенстей современной научной картины мира.

 

1. Особенности  научной картины мира

Картина мира, как и любой  познавательный образ, упрощает и схематизирует  действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся  на определенном этапе общественно-исторической практики. Вместе с тем, за счет упрощений  и схематизаций картина мира выделяет из бесконечного многообразия реального  мира именно те его сущностные связи, познание которых и составляет основную цель науки на том или ином этапе  ее исторического развития.

При описании картины мира эти связи фиксируются в виде системы научных принципов, на которые  опирается исследование и которые позволяют ему активно конструировать конкретные теоретические модели, объяснять и предсказывать эмпирические факты. В свою очередь, поле приложения этих моделей к практике содержит потенциально возможные спектры технико-технологических феноменов, которые способны порождать человеческая деятельность, опирающаяся на теоретическое знание [4].

Понятие «научная картина  мира» активно используется в  естествознании и философии с  конца XIX в. Специальный анализ его содержания стал проводиться более или менее систематически с 60-х годов XX в., но до сих пор однозначное его понимание не достигнуто. Вероятно, это связано с объективной размытостью, неопределенностью самого понятия, занимающего промежуточное положение между собственно философским и естественнонаучным уровнями обобщения и отражения результатов, методов и тенденций развития научного познания.

Существуют общенаучные  картины мира и картины мира с  точки зрения отдельных наук —  физическая, биологическая, астрономическая, с точки зрения каких-то господствующих, просто авторитетных в то или иное время представлений, методов, стилей мышления — вероятностно-статистическая, эволюционистская, системная, информационно  кибернетическая, синергетическая  и т.п. картины мира. В мировоззренческом и методологическом отношении научные картины мира выполняют функции связующего звена между философией и отдельными науками, специальными научными теориями.

Научная картина мира включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание  мира и места человека в нем. В нее не входят более частные сведения о свойствах различных природных систем, о деталях самого познавательного процесса. При этом научная картина мира не является совокупностью общих знаний, она представляет целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях природы.

Научная картина мира в  отличие от строгих теорий обладает необходимой наглядностью, характеризуется  сочетанием абстрактно-теорети-ческих знаний и образов, создаваемых с помощью моделей. Наиболее показательные особенности различных картин мира выражаются в присущих им парадигмах (определенных стереотипах в понимании объективных процессов и способов их познания, интерпретации), стилях мышления и т.п. Таким образом, научная картина мира — это особая форма систематизации знаний, преимущественно качественное обобщение и мировоззренческо-методологический синтез различных научных теорий.

Научная картина мира служит промежуточным звеном между философией и теорией конкретной науки (например физики, если речь идет о физической картине мира). Научная картина мира, с одной стороны, основывается на идеях, представлениях философии; с другой стороны — опирается на эмпирический базис соответствующей науки. Из взаимодействия этих источников и рождаются новые теоретические принципы и категории конкретной науки. [1]

В современной философской  и специально-научной литературе термин "научная картина мира" применяется, например, для обозначения  мировоззренческих структур, лежащих  в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом значении используются также термины "образ мира", "модель мира", "видение мира", характеризующие целостность мировоззрения.

Четкого разграничения понятий "картина мира" и "научная  картина мира" пока не проведено. В философско-методологической литературе термин "картина мира" применяется  не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле - тогда, когда речь заходит о научных  онтологиях, т.е. тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания.

В этом значении научная  картина мира выступает как специфическая  форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному  этапу ее функционирования и развития [4].

Научная картина мира может  быть рассмотрена и как форма  теоретического знания, показывающая предмет исследования соответственно определенному историческому этапу  развития науки, форма, посредством  которой интегрируются и систематизируются  конкретные знания, полученные в различных  областях научного поиска.

Поскольку существуют различные  уровни систематизации знания в научной  картине мира, различают три основных ее типа. Соответственно можно указать  на три основных значения, в которых  применяется понятие "научная  картина мира" при характеристике процессов структуры и динамики науки.

Во-первых, оно обозначает особый горизонт систематизации знаний, полученных в различных науках. В этом значении говорят об общей научной картине мира, которая выступает как целостный образ мира, включающий представления и о природе, и об обществе.

Во-вторых, термин "научная  картина мира" применяется для  обозначения системы представлений  о природе, складывающихся в результате синтеза достижений естественнонаучных дисциплин. Аналогичным образом  это понятие может обозначать совокупность знаний, полученных в  гуманитарных и общественных науках; в-третьих, им обозначается горизонт систематизации знаний в отдельной науке, фиксируя целостное видение предмета данной науки, которое складывается на определенном этапе ее истории и меняется при  переходе от одного этапа к другому. Соответственно указанным значениям  понятие "научная картина мира" расщепляется на ряд взаимосвязанных  понятий, каждое из которых обозначает особый тип научной картины мира как особый уровень систематизации научных знаний - "общенаучную", "естественнонаучную" и "социально-научную", "специальную научную" картины  мира.

Каждый из типов научной  картины мира на разных этапах функционирования науки испытывал воздействие  мировоззренческих структур и, вместе с тем, вносил свой вклад в их формирование и развитие.

Наиболее обще понятие  «научная картина мира» можно  определить как систематизированные, исторически полные образы и модели природы и общества [4].

От других отраслей культуры сфер человеческой деятельности науку  отличает целый ряд признаков.

Так, от искусства наука  отличается рациональностью, не останавливающейся  на уровне образов, а доведенной до уровня теорий. В отличие от техники  наука нацелена не на использование  полученных знаний о мире для его  преобразования, а на познание мира. По сравнению с идеологией научные  истины общезначимы и не зависят  от интересов определенных слоев  общества.

От философии науку  отличает то, что ее выводы допускают  эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос "почему?", а на вопрос "как?", "каким образом?"

Наука отличается от религии  тем, что разум и опора на чувственную  реальность имеют большее значение, чем вера.В отличие от мифологии наука стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.

Отличие науки от мистики  заключается в стремлении не к  слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию  и воспроизведению. Теоретическим освоением действительности наука отличается от обыденного сознания.

Остановимся более подробно на соотношении науки и религии, тем более, что существуют различные точки зрения по данной проблеме. В атеистической литературе пропагандировалось мнение, что научное знание и религиозная вера несовместимы, и каждое новое знание уменьшает область веры, вплоть до утверждений, что поскольку космонавты не увидели Бога, то стало быть его нет.

Водораздел между наукой и религией проходит в соответствии с соотношением в этих отраслях культуры разума и веры. В науке преобладает  разум, но и в ней имеет место  вера, без которой познание невозможно — вера в чувственную реальность, которая дается человеку в ощущениях, вера в познавательные возможности  разума и в способность научного знания отражать действительность. Без такой веры ученому трудно было бы приступить к научному исследованию. Наука не исключительно рациональна, в ней есть место и интуиции, особенно на стадии формулирования гипотез. С другой стороны, и разум, особенно в теологических исследованиях, привлекался для обоснования веры и далеко не все церковные деятели соглашались с афоризмом Тертуллиана: "Верую, потому что абсурдно".

Итак, области разума и  веры не разделены абсолютной преградой. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на внечувственное. Научная картина мира, ограничиваясь сферой опыта, не имеет прямого отношения к религиозным откровениям, и ученый может быть как атеистом, так и верующим. Другое дело, что в истории культуры известны случаи резких конфронтации между наукой и религией, особенно в те времена, когда наука обретала свою независимость, скажем, во времена создания гелиоцентрической модели строения мира Коперником. Но так не обязательно должно быть всегда.

Существует еще и область  суеверий, которая не имеет отношения  ни к религиозной вере, ни к науке, а связана с остатками мистических  и мифологических представлений, а  также с различными сектантскими ответвлениями от официальной религии  и бытовыми предрассудками. Суеверия, как правило, далеки и от подлинной  веры и от рационального знания [2].

2. Основные  принципы построения научной  картины мира

Картина мира, рисуемая современным  естествознанием, необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна она потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Идеи начала времени; корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов; внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко "безумный" вид.

Информация о работе Принципиальные особенности современной научной картины мира