Принципиальные особенности современной научной картины мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 08:48, контрольная работа

Описание работы

Универсальный эволюционизм позволяет рассмотреть в диалектической взаимосвязи не только живую и социальную материю, но и включить неорганическую материю в целостный контекст развивающегося мира. Он создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в развитии нашей Вселенной, ответственного за состояние мира, в который он сам погружен.
Принципы универсального эволюционизма становятся доминантой синтеза знаний в современной науке. Это та стержневая идея, которая пронизывает все существующие специальные научные картины мира и является основой построения целостной общенаучной картины мира, центральное место в которой начинает занимать человек.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности научной картины мира 4
2. Основные принципы построения научной картины мира 8
3. Общие контуры современной естественно-научной картины мира 10
Заключение 11
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

КСЕ.docx

— 35.06 Кб (Скачать файл)

Но в то же время эта картина величественно проста, стройна и где-то даже элегантна. Эти качества ей придают в основном уже рассмотренные нами ведущие принципы построения и организации современного научного знания:

- системность;

- глобальный эволюционизм;

- самоорганизация;

- историчность.

Данные принципы построения научной картины мира в целом  соответствуют фундаментальным  закономерностям существования  и развития самой Природы.

Системность означает воспроизведение  наукой того факта, что Вселенная  предстает как наиболее крупная  из известных нам систем, состоящая  из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности  и упорядоченности.

Под системой обычно понимают некое упорядоченное множество  взаимосвязанных элементов. Эффект системности обнаруживается в появлении у целостной системы новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов. Другой важной характеристикой системной организации является иерархичность, субординация — последовательное включение систем нижних уровней в системы более высоких уровней [5].

Системный способ объединения  элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включении  систем разных уровней друг в друга  каждый элемент любой системы  оказывается связан со всеми элементами всех возможных систем. Подобным образом организуются и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны — сейчас уже нет практически ни одной "чистой" науки. Все пронизано и преобразовано физикой и химией.

Глобальный эволюционизм — это признание невозможности  существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной, кроме того, свидетельствует  о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного  процесса начатого Большим взрывом.

Самоорганизация — наблюдаемая  способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур I ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней.

Эти принципиальные особенности  современной естественно-научной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное [5].

3. Общие  контуры современной естественно-научной картины мира

Словосочетание «научная картина мира» подразумевает  некую аналогию между совокупностью  описывающих реальный мир научных  абстракций и этаким огромным живописным полотном, на котором художник компактно  разместил все предметы мира. Как и все прочие аналогии, она довольно приблизительно отражает суть дела, но в целом удачно.

Удачные же аналогии обладают удивительным свойством — их можно  развернуть дальше, сделать подробнее, и при этом сходство с объектом аналогии сохранится! Попробуем проделать  эту операцию с нашими «картинами мира».

Настоящие живописные полотна  имеют один существенный недостаток: степень сходства с изображаемым объектом порой бывает и лека от желаемой. В стремлении добиться максимально точного изображения человечество изобрело фотографию. Точность повысилась, но заметное неудобство стала причинять статичность, безжизненность изображения. Человечество подумало и изобрело кинематограф: изображаемые объекты ожили, задвигались, возможности адекватного воспроизведения реальности увеличились. Любопытно, но последовательно сменявшие друг друга научные картины мира (античная, ньютоновская и современная) претерпели очень похожие превращения.

Античный ученый мир рисовал  свою «картину» с большой долей  фантазии и выдумки, сходство же с  реальностью было минимальным. Ньютоновская картина мира стала суше, строже и во много раз точнее (этакая черно-белая фотография, местами, правда, неясная).

Нынешняя научная картина  мира «оживила» неподвижную доселе Вселенную, обнаружила в каждом ее фрагменте  эволюцию, развитие! Описание истории Вселенной потребовало уже не фотографии, а киноленты, каждый кадр которой соответствовал бы определенному этапу ее развития. Это главная принципиальная особенность современной естественно-научной картины мира — принцип глобального эволюционизма [3].

Однако есть еще одна особенность  современной научной картины  мира, отличающая ее от прежних вариантов. Она заключается в признании историчности, а, следовательно, и принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картины мира. Та, которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его ценностных ориентации, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составной часть» включен и человек, меняют стратегию научного поиска, само отношение человека к миру [5].

Заключение

В конце XX столетия возникли принципиально новые тенденции развития научного знания, которые привели к воссозданию общенаучной картины мира как целостной системы научных представлений о природе, человеке и обществе. Эта система представлений, формирующаяся на базе принципов глобального эволюционизма, становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе интенсивного междисциплинарного синтеза знаний. Вбирая в себя совокупность фундаментальных научных результатов и синтезируя их в рамках целостного образа развития Вселенной, живой природы, человека и общества, современная научная картина мира активно взаимодействует с мировоззренческими универсалиями культуры, в контексте которых происходит ее развитие. С одной стороны, она адаптируется к ним, но с другой - она вносит кардинальные изменения в сложившиеся культурные менталитеты.

Как базисные основания современной  общенаучной картины мира принципы универсального эволюционизма демонстрируют  свою ценность именно сейчас, когда  наука перешла к изучению нового типа объектов - саморазвивающихся (в  отличие от простых и саморегулирующихся систем, исследуемых на предшествующих этапах функционирования науки). Саморазвивающиеся  объекты характеризуются иерархией  уровней и появлением по мере развития все новых уровней, которые воздействуют на ранее сложившиеся и видоизменяют их. Включив в орбиту исследования новый тип объектов, наука вынуждена искать и новые основания их анализа. С этих позиций общенаучная картина мира, базирующаяся на принципах универсального эволюционизма, выступает глобальной исследовательской программой, которая определяет стратегию исследования такого рода объектов. Причем эта стратегия исследования реализуется как на дисциплинарном, так и на междисциплинарном уровнях.

 

Список литературы

1. Солопов Е.Ф. КСЕ: Учебное пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г.

2. А.А. Горелов. КСЕ: Учебное пособие, практикум, хрестоматия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998г.

3. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания//М: изд-во «Юнити», 2003 г.

4. Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. М., 1982 г.

5. Концепция современного естествознания: учебник студентов для вузов/ под редакцией Лавриненко В.Н., В.П. Ратникова – 4-е издан. перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2008г.

 


Информация о работе Принципиальные особенности современной научной картины мира