Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 00:16, курсовая работа
В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Принципы избирательного права РФ………………….6
1.1 Понятие и система принципов российского избирательного права………………………………………..6
1.2 Принципы организации и проведения выборов………11
1.3 Принципы участия российских граждан в выборах….25
Глава 2. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан………………………………………………………………35
2.1 Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан на участие в референдуме..35
2.2 Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме....42
Заключение.........................................................................................58
Список литературы...........................................................................61
Приложение….....................................................................................63
В таком виде нормы об административной ответственности в сфере избирательных отношений просуществовали до 2001 г. и перекочевали почти в неизменном виде в новый Кодекс РФ об административных правонарушениях. Незначительность внесенных материально-правовых изменений говорит об адекватности данных норм реалиям сегодняшнего дня.
Существенным же, принципиальным новшеством в КоАП РФ по сравнению со старым Кодексом (и в целом, и в данном разделе) является то, что действие нового Кодекса будет распространяться не только на физических, но и на юридических лиц.
Административная ответственность юридических лиц является относительно новым правовым институтом и актуальной проблемой в административно-правовой науке. В отличие от норм об административной ответственности граждан (в том числе должностных лиц), сведенных воедино в КоАП РСФСР, нормы административной ответственности юридических лиц были рассредоточены по различным законодательным актам прямого действия, устанавливающим такую ответственность в определенных областях и сферах общественных отношений (в строительстве, в области природопользования, использования атомной энергии, в избирательных отношениях и т.д.). Концепция нового Кодекса предусматривает, что все федеральные нормы об административной ответственности должны включаться в Кодекс, а это соответствует идее реальной кодификации законодательства об административных правонарушениях. Установление административной ответственности юридических лиц является одним из средств обеспечения исполнения возложенных на них обязательств. Меры административной ответственности должны применяться к юридическим лицам как субъектам административных правонарушений вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Цель кодификации была достигнута, в частности, путем объединения и переработки норм административной ответственности в сфере избирательных отношений физических лиц, установленных КоАП РСФСР, и норм Федерального закона от 6 декабря 1999 г. "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах".
В новом КоАП РФ составы проступков, связанных с нарушением избирательного законодательства, фиксируют 25 статей. С них начинается Особенная часть Кодекса и первая из ее глав - глава 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан". Это лишний раз говорит о значимости избирательных прав граждан и соответствующих общественных отношений, которым причиняется вред правонарушением. Расположение этих статей имеет достаточно упорядоченный характер - в соответствии с логической последовательностью стадий избирательного процесса: от составления списка избирателей до подсчета итогов голосования и опубликования итогов выборов в средствах массовой информации. Аналогичная последовательность свойственна и регламентации данных общественных отношений в законодательных актах РФ о выборах и референдумах.
Из 25 указанных статей
в большинстве случаев субъект
ответственности
Ответственность юридических лиц за нарушение избирательного законодательства наряду с ответственностью физических лиц установлена КоАП РФ в 13 случаях: за неисполнение решения избирательной комиссии; за нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; за нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации; за нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности; за проведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом; за проведение предвыборной агитации лицами, которым запрещено законом участие в ее проведении; за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов; за непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата; за вручение избирателям денежных средств, подарков, бесплатное или льготное оказание услуг; за финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки; за изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней и др.
В некоторых случаях прямо установлено, что субъектом ответственности может быть само избирательное объединение или в равных долях избирательные объединения, входящие (входившие) в избирательный блок, -за незаконное использование им (ими) денежных средств; за принятие и использование незаконной материальной поддержки.
Основным видом
Таким образом, в настоящее время значительное внимание в законодательстве уделяется административной ответственности как простого гражданина, так и должностных лиц и юридических лиц.
Совершение тех или иных правонарушений в сфере избирательных отношений может повлечь за собой изменение или прекращение правоотношений. Так, например, нарушение правил выдвижения и регистрации кандидатов, нарушение условий проведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании, вручение избирателям денежных средств и подарков (фактически их подкуп) и другие подобные действия могут повлечь за собой отмену (аннулирование) регистрации кандидатов. Если судом будет установлено, что данные нарушения избранных кандидатов имели место и не позволяют с достоверностью выявить истинное волеизъявление избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии о результатах голосования, об итогах выборов. Отмена судом решения о результатах голосования и об итогах выборов может быть связана также и с другими нарушениями принципа законности, допущенными при составлении списков избирателей, проведении голосования, наблюдении за голосованием, подсчете голосов и т.д.
Несмотря на возможность привлечения виновных в совершении административных правонарушений к ответственности, граждане должны помнить, что свои нарушенные избирательные права они могут защитить сами, не дожидаясь применения мер административно-правового принуждения к нарушающим принцип законности лицам. В соответствии со ст.1 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и ст.63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. В соответствии с альтернативным порядком обжалования, установленным действующим российским законодательством, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий могут быть обжалованы как в суд, так и в вышестоящую избирательную комиссию, либо одновременно в обе эти инстанции. В последнем случае решение суда является приоритетным.
Решения по жалобам, поступившим
в ходе избирательной кампании, принимаются
в пятидневный срок (десять дней
при необходимости
2.2 Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме
Принимая во внимание
политическую значимость избирательных
прав и права граждан на участие
в референдуме, уголовное законодательство
предусматривает
Уголовную ответственность необходимо рассматривать как крайнюю меру борьбы с правонарушениями в этой сфере, рассчитанную на наиболее вредоносные посягательства на общественные отношения, опосредующие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Поэтому, несмотря на распространенный характер нарушений законодательства о выборах и референдумах, уголовно-правовые санкции на практике имеют достаточно ограниченный масштаб применения.22 В подавляющем большинстве случаев нарушений в организации и проведении выборов и референдумов с юридической точки зрения вполне достаточным бывает использование мер ответственности, закрепленных в избирательном (референдумном) и административном законодательстве.
Действующее уголовное законодательство содержит две статьи, посвященные регулированию ответственности за нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме (ст.141 и ст.142 УК РФ).
В соответствии
с ч.1 ст.141 УК РФ уголовно наказуемо
воспрепятствование
Совершение деяний, предусмотренных ч.1 ст.141 УК РФ, с квалифицирующими признаками, то есть соединенных с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенных лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается согласно ч.2 ст.141 УК РФ штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Объектом преступления,
предусмотренного ст.141 УК РФ, являются
общественные отношения,
Объективную сторону состава данного преступления образуют общественно опасные действия (бездействие). Они выражаются, во-первых, в воспрепятствовании осуществлению гражданином своих избирательных прав; во-вторых, в воспрепятствовании осуществлению гражданином права участвовать в референдуме; в-третьих, в воспрепятствовании работе избирательной комиссии или комиссии референдума как коллегиального органа, отвечающего за организацию и проведение выборов или референдума.
Воспрепятствование
осуществлению гражданином