Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:55, контрольная работа
Начало современному анализу потребления и сбережений положил Джон Мейнард Кейнс. Он впервые ввел понятие функции потребления, связывающей текущее потребление с текущим доходом. Этот подход, явившийся важным шагом в развитии экономического анализа, был впоследствии вытеснен исследованием потребления и сбережений с учетом фактора многопериодности, основанным на идее о том, что домашнее хозяйство распределяет свой доход между потреблением и сбережениями с целью максимизации полезности.
Введение 3
«Психологический закон» Дж. М. Кейнса как основа
для моделирования потребления 4
Нормы (склонности) потребления и сбережения - основа
для прогнозирования поведения домашних хозяйств. 5
Потребление и сбережение. 7
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Содержание
Введение
«Психологический закон» Дж. М. Кейнса как основа
для моделирования потребления
Нормы (склонности) потребления и сбережения - основа
для прогнозирования поведения
домашних хозяйств.
Потребление и сбережение.
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
Начало современному анализу потребления и сбережений положил Джон Мейнард Кейнс. Он впервые ввел понятие функции потребления, связывающей текущее потребление с текущим доходом. Этот подход, явившийся важным шагом в развитии экономического анализа, был впоследствии вытеснен исследованием потребления и сбережений с учетом фактора многопериодности, основанным на идее о том, что домашнее хозяйство распределяет свой доход между потреблением и сбережениями с целью максимизации полезности. Домашние хозяйства, предпочитающие больше потреблять сегодня (и поэтому сберегающие меньше), вынуждены потреблять меньше в будущем. На макроэкономическом уровне совокупный эффект решений домашних хозяйств относительно объема потребления и сбережений помогает определить темп роста экономики, сальдо торгового баланса, объем выпуска и уровень занятости.
«Психологический закон» Дж. М. Кейнса как основа для моделирования потребления
Суть этого «закона» Дж. М. Кейнса такова: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». И в этом определении его недвусмысленная теоретико-методологическая позиция, в соответствии с которой для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».
В частности, поэтому Дж.М.Кейнс утверждает, что «воспитание... государственных деятелей на принципах классической политической экономии» не позволит им «выбрать какой-либо лучший путь», стимулирующий увеличение богатства, кроме как надежда на «сооружение пирамид, землетрясения, даже войны»! Отсюда, по его мнению, «ecли только психологические склонности участников экономического процесса действительно оказываются примерно такими, какими мы их здесь предполагали, то можно считать, что существует закон, согласно которому расширение занятости, непосредственно связанное с инвестициями, неизбежно должно оказать стимулирующее влияние на те отрасли, которые производят потребительские блага, и, таким образом, повести к увеличению совокупной занятости, причем такое увеличение превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями».
Потребление, наряду со сбережениями, представляет собой способ использования (национального) дохода. Поэтому функция потребления записывается как C = C(Y). В основе предложений Дж. М, Кейнса лежит «основной психологический закон». Этот закон был сформулирован Дж. М. Кейнсом априорно (на основе его наблюдений за особенностями группового поведения людей), без выведения на основе какой-либо оптимизационной модели. В формальном виде данный закон описывается следующим образом:
0 < DC/DY < 1; C¢(Y) > 0; C¢¢(Y) < 0,
где DC/DY = c называется предельной склонностью к потреблению.
Отсюда следует, что с расширением дохода увеличивается разрыв между Y и С; следовательно, для того, чтобы возросший доход не сократился, необходимо заполнить этот разрыв другим компонентом совокупного спроса - инвестициями.
При этом сбережения, будучи разностью между доходом и потреблением, представляют собой просто «остаток», пассивную переменную, не являющуюся объектом принятия решения. Такой подход противоречил неоклассическому отношению к сбережениям, являющимся активной переменной и трактуемым как «будущее потребление».
Идея «основного психологического
закона» позволила Дж. М. Кейнсу сформулировать
концепцию мультипликатора
Нормы (склонности) потребления и сбережения - основа для прогнозирования поведения домашних хозяйств.
Наблюдая за поведением домашних хозяйств, можно констатировать, что к числу факторов, определяющих их спрос на рынке благ, относятся:
1) доход от участия в
2) налоги и трансфертные платежи;
3) размер имущества;
4) доход с имущества.
Принимая во внимание, что сектор домашних хозяйств есть агрегатная величина, к названным факторам следует добавить еще два:
5) степень дифференциации
6) численность и возрастную
Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой из оставшихся факторов - располагаемый доход, размер имущества или его доходность - считать наиболее значимым, можно построить несколько разновидностей функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, получившей название «функция потребления».
В своей концепции
В отличие от представителей классической школы Кейнс считал, что распределение дохода на потребление и сбережение зависит не от процентной ставки, а от предпочтений потребителя. Кейнс сформулировал так называемый основной психологический закон, характеризующий поведение потребителей, склонных, как правило, увеличивать свое потребление с ростом доходов, но не в той мере, в какой растет их доход.
Желание людей сберегать их доход обусловлено:
К такому выводу Кейнс пришел исходя из «знания человеческой природы» и «детального изучения прошлого опыта». Психологический фактор отражается в средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению.
Средняя склонность к потреблению (АРС) - это выраженная в процентах доля любого общего дохода, который идет на потребление.
Средняя склонность к сбережению (APS) - это выраженная в процентах доля любого общего дохода, которая идет на сбережения.
Таким образом: APC = C/Y, APS = S/Y.
Потребление и сбережение.
Источником и потребления, и сбережений является располагаемый доход (Y), получаемый индивидуумом - личный доход за вычетом индивидуальных налогов.
Потребление (С) - это использование части располагаемого дохода для текущего приобретения товаров краткосрочного и длительного пользования и услуг.
Сбережения (S) - накопление части дохода для последующего потребления. Таким образом, и потребление, и сбережения являются функциями дохода (ВНП).
Рис. 1. График потребления
Биссектриса на рис. 1 описывает ситуацию, при которой потребление равно доходу, т.е. весь доход потребляется и сбережения равны 0.
В реальной жизни потребляется только часть дохода и кривая потребления обычно принимает вид СС. Анализ этой кривой показывает, что:
Другая часть располагаемого дохода используется для сбережений.
Зависимость сбережений от величины дохода представлена на рис. 2.
Рис. 2 График сбережений
График сбережений показывает, что
Помимо дохода, на потребление и сбережения влияют и другие (недоходные) факторы, приводящие к изменениям потребления и сбережений при том же уровне дохода и смещению кривых потребления и сбережений:
Очевидно, что изменения всех этих
факторов (кроме изменений в
Модели потребления. Теория Кейнса была проверена в 1942 г. на основании статистических данных за 1929-1941 г. На основании этих данных функция потребления выглядела следующим образом:
C = 47,6 + 0,73Y
Исследователи пришли к выводу, что данная формула приемлема только для краткосрочного периода.
В 1946г. американский ученый С. Кузнец на основе обработки данных, а 1869-1940 гг. пришел к выводу, что по мере роста дохода средняя склонность к потреблению не проявляла тенденции к снижению, оставаясь постоянной. Это открытие на протяжении ряда лет представляло загадку для исследователей. Экономисты стремились узнать, почему теория потребления Кейнса подтверждалась на данных бюджетов домохозяйств и при анализе краткосрочных временных рядов и оказалась неприемлемой для долгосрочного периода.
Объяснению «загадки Кузнеца» были посвящены дальнейшие исследования функции потребления. Их основу составил учет фактора времени. Наибольшего успеха добились американские экономисты, будущие лауреаты Нобелевской премии Ф.Модильяни, создавший теорию жизненного цикла, и М.Фридман, разработавший концепцию постоянного (перманентного) дохода. Обе концепции базируются на теории межвременного выбора известного американского экономиста И.Фишера, в которой потребительское поведение анализируется с позиций микроэкономического анализа.
Модель межвременного бюджетного ограничения потребителя (модель Фишера).
И. Фишер разработал модель, с помощью которой можно анализировать межвременной выбор потребителя, т.е. выбор потребителя, учитывающий его доходы, расходы и предпочтения в различные периоды времени.
Это означает, например, что каждый потребитель решает для себя, какую часть дохода использовать в первом периоде жизни, а какую – отложить на второй период. Причем, чем больше потребление в первом периоде, тем меньше оно будет во втором. Исходя из этого функция потребления будет зависеть не только от величины текущего располагаемого дохода, но и от дохода, который предполагается получить в будущем. Такой межвременной выбор потребителя можно смоделировать, используя инструментарий бюджетных ограничений и кривых безразличия.
Межвременное бюджетное
Модель жизненного цикла потребителя (модель Андо-Модильяни).
В 1950-х гг. Франко Модильяни использовал модель межвременного выбора И. Фишера для дальнейшего исследования функции потребления, обратив внимание на то, что уровень располагаемого дохода колеблется на протяжении жизни человека, и что сбережения позволяют потребителям перераспределять доход с периодов, когда его уровень высок, на периоды, когда он низок.
Такое толкование поведения потребителей заложило основу гипотезы жизненного цикла, согласно которой текущее потребление человека зависит не только от его текущего располагаемого дохода, но и от ожидаемого дохода в течение всей его жизни. Из многих причин, по которым уровень дохода на протяжении жизни человека колеблется, важнейшей является выход на пенсию. Он же является и сильным стимулом к сбережению части дохода к моменту выхода на пенсию с целью не допустить резкого снижения потребления в будущем.
Модель перманентного дохода (модель Фридмена).
В 1957 г. М. Фридмен, опираясь на модель межвременного выбора И. Фишера, предложил для объяснения поведения потребителей другую гипотезу - гипотезу постоянного дохода. В отличие от теории жизненного цикла, в которой подчеркивается, что доход имеет предсказуемую динамику на протяжении всей жизни человека, гипотеза постоянного (перманентного) дохода утверждает следующее. Люди в разные годы испытывают случайные и временные изменения в уровне своего дохода, вследствие чего их текущее потребление зависит не только от текущего располагаемого дохода, но и от ожиданий того, каким будет этот доход - постоянным или временным.3
Информация о работе Психологический закон» Дж. М. Кейнса как основа для моделирования потребления