Шпаргалка по "Концепциям современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 15:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Концепции современного естествознания".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО КСЕ.docx

— 155.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58. Основы генетики.

Генетика-это наука о  наследственности и изменчивости живых  организмов. А так же способности  организмов передавать свои признаки потомкам из поколения в поколение. Основные понятия – гены.

Ген-это элементарная ед  наследственности, обеспечивающая передачу какого то признака. Ген находится в молекуле нукл к-ты ДНК или РНК.  Состоит из набора триплетов , каждый триплет состоит из набора нуклеотидов (триплетов в гене может быть много) гены в молекуле нукл к-ты  отвечают каждый за проявление отдельного признака. Генетика  изучает, каким образом живой организм передает свои признаки потомству, приобретает новые качества, и сохраняет их в ряду поколений. Благодаря изменчивости идет естественный отбор, потому что возникает возможность отбирать организмы, обладающие признаками, которые в лучшей степени отвечают условиям внешней среды. Ответственность бывает наследственной и ненаследственной. Если изменение закреплено в генах – оно передается потомкам, если нет – не передается. Генетика базируется на трех з-ах Грегора Менделя, их три. Впоследствии Томас Морган создал хромосомную теорию наследственности, т.к во времена Менделя было неизвестно . . .

Совокупность всех генов  организма называется генотипом. Рез-т  вз-я генотипа о окр среды образуют фенотип. В основе изменчивости  (наследственной) лежат мутации, которые связаны с изменением: 1) структуры генов,2)количества хромосомов в организме.   Мутации бывают положительные, отрицательные и нейтральные. Положительные помогут выжить организму в окр среде. Отрицательные приведут к гибели. Нейтральные – никак не отразятся. В разных условиях среды одна и та же мутация м.б. и положительна и отрицательна. Чаще всего мутации возникают в рецессивных генах

Рецессивный ген-  это ген, действие которого проявляется только гомозиготном состоянии. Действие доминантного гена проявляется всегда Мутации могут приводить либо к изменению организма, либо к его гибели.

АА; аа - гомозиготные                     Аа – гетерозиготные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59. Синтетическая  теория эволюции.

Экспериментальное изучение факторов и причин, вызывающих  приспособительное  преобразование популяций, и обобщение  их с учетом достижений генетики, экологии, математического моделирования  и др наук  стали основой синтетической теории эволюции (СТЭ),  представляющий современный дарвинизм. СТЭ заменила организмоцентрический подход в понимании единицы эволюции популяционным. В основе эволюции лежат противоречия  не в системе «организм - абиотическая среда», а в системе « популяция – биогеоценоз». Эта теория не опровергает идеи Дарвина, а дополняет ее новыми элементами. К ним относятся достижение генетики и молекулярной биологии. Впервые представления о современной теории эволюции дал Четверяков, который создал учение о популяционной генетике, которая утверждает, что естественному отбору подвергается не отдельный организм (генотип),а вся популяция. В отличие от теории Дарвина, где определяются различия между макро- и микро эволюцией, СТЭ таких элементов не делает. Микроэволюция преобразуется внутри вида, рода, в результате преобразований образует новые виды. Макро эволюция – это процессы, в результате которых происходят образования. Приводящих к возникновению новых семей, отрядов, классов. Микроэв происходит чаще, макроэв- длительнее. Основные положения:1) главный движущий фактор: естественный отбор и борьба за существование. Основной фактор- мутация, изоляция, дрейф генов. 2)Эвол протекает постепенно, через отбор случайных мутаций. Новые формы отбираются путем естественного отбора случайных мутаций. Новые формы отбираются путем естественного отбора окр средой. Как правило рассматриваются крупные изменения. 3) Эволюц изменения случайны и ненаправлены. Исходным материалом служат мутации, возникающие в популяции, а действие окр среды определяет процесс в наследственном изменении. 4) макроэв идет через микроэв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60. Этапы становления  человека.

Антропогенез – учение о происхождении человека. Антропосоциогенез – учение о происхождении человеч. общ-ва. Существует религиозная (мифологическая) и научная точка зрения о происхождении человека. Предположение о животном происхождении чел-а было высказано еще в Др. Греции Анаксимандром. Он считал, что человек произошел от рыбообразных предков. Впоследствии естественнонаучное происхождение чел-а было доказано Ч. Дарвином. Как биолог. вид человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих (плацентарных), отряду приматов, виду Homo Sapiens. О животном происхождении чел-а говорит: наличие атавизмов и рудиментов, клеточное строение, состав белков (20 аминокислот). Считают, что человек ведет свое начало от первых приматов, появившихся 70 млн. лет назад в Сев. Америке от древних насекомоядных. Однако считают, что была промежут. группа между насекомоядными и приматами (микросеопиды). Затем приматы эволюционировали в обезьян. 30 млн. лет назад появились настоящие обезьяны, которые разделились на узконосых и широконосых. 25-5 млн. лет назад они распространились по всей планете (кроме Антарктиды и Австралии). В это время наблюдается гибель лесов и дриопитеки перешли к наземному образу жизни. Дриопитеки были похожи на современных шимпанзе. Человек впервые мог возникнуть в Северо-вост. Африке (где на поверхность выходят урановые руды) или в Азии. Считают, что 10 млн. лет назад в подсемейство понгиды входили рамапитек и гигантопитек. Предполагают, что рамапитек дал начало австралопитеку, гигантопитек вымер. Австралопитеки появились 3-4 млн. лет назад. Они передвигались на задних конечностях (бипедия). Австралопитеки отличались от обезьян размерами мозга (?500см3). Они не изготовляли орудия труда, но использовали их; жили стадами из особей разного пола и возраста. 1 млн. лет назад появились настоящие люди: человек умелый и человек прямоходящий. Они умели использовать огонь, изготовляли орудия труда, V мозга 800-1100см3. Но сохранялся надбровный валик, сутулость, неуверенная походка и речь из отдельных звуков. Эректусов считают переходной группой между питекантропом (древнейшим человеком) и человеком разумным. Этот вид появился 300-400 тыс. лет назад. К нему относится вымерший подвид неандерталец. Он вымер 30 тыс. лет назад с появлением кроманьонца. Неандертальцы обладали бочкообразным телом, сохраняли надбровный валик, длинные руки, небольшую сутулость, плохоразвитую речь. Жили семейными стадами. Размер мозга до 1600см3. Ранние неандертальцы жили в эпоху оледенения, поздние – в эпоху потепления. Считают, что неандерталец не может быть предком кроманьонца (сросшиеся тазовые кости, плохообозначенный подбородок). Кроманьонец появился 40 тыс. лет назад, хотя отдельные находки говорят о возрасте в 100 тыс. лет. Кроманьонцы высокого роста, округлая голова 1400см3, без сутулости, начали появляться расовые различия. Основной фактор эволюции – увеличение размеров головного мозга, которое произошло благодаря введению в рацион у дриопитеков белковой (мясной) пищи.

Общ-во могло возникнуть только на основе стадного образа жизни, свойственного низшим обезьянам. Высшие обезьяны образуют семейные группы с лидером. Для первобытного стада огромное значение имели совместная охота и защита от хищников. Далее шло развитие социал. отношений. Намечалось разделение труда, связанное с полом и возрастом. Совместный труд стимулировал общение и развитие речи. Огромную роль сыграло овладение огнем. Жизнь в пещерах. Во главе стада находились наиболее опытные и сильные его члены. Трудовые навыки передавались потомству. С появлением кроманьонца эти процессы получили дальнейшее развитие. Возникли зачатки искусства и религии (тотемизма, фетишизма).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60. Этапы становления  человека

В эволюции человека (Homo) различают три этапа:

1. Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп и гейдельбергский                      

человек  (вид человек  прямоходящий – Homo erectus).

2. Древние люди – неандертальцы (первые представители вида человек разумный –

    Homo sapiens).

3. Современные  (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).

 Линия человека отделилась  от общего с обезьянами ствола  не ранее 10 и не позднее 6 млн. лет назад. Первые представители  рода Homo появились около 2 млн. лет, а современный человек – не позднее 50 тыс. лет назад. Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5 – 2,8 млн. лет (орудия из Эфиопии). Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя  борьбу за существование.

             Древнейшие люди жили 2 млн. –  500 тыс. лет назад.

             Питекантроп – «обезьяночеловек».  Останки были обнаружены сначала  на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест. Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился, они пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанных камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом – все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.

          Синантроп, останки которого найдены  в 1927 – 1937 гг. в пещере близ  Пекина, во многом сходен с  питекантропом, это географический  вариант человека прямоходящего.  Синантропы  уже умели поддерживать  огонь.

   Основным фактором  эволюции древнейших людей был  естественный отбор.

   Древние люди характеризуют  следующий этап антропогенеза,  когда в эволюции начинают  играть роль и социальные факторы:  трудовая деятельность в группах,  которыми они жили, совместная  борьба за жизнь и развитие  интеллекта. К ним относятся неандертальцы,  останки которых были обнаружены  в Европе, Азии, Африке. Свое название  они получили по месту первой  находки в долине р. Неандер (ФРГ).

 Неандертальцы жили  в ледниковую эпоху 200 – 35 тыс.  лет назад в пещерах, где  постоянно поддерживали огонь,  одевались в шкуры. Орудия труда  неандертальцев много совершеннее  и имеют некоторую специализацию:  ножи, скребла, ударные орудия. Неандертальцы  жили группами по 50 – 100 человек.  Мужчины коллективно охотились,  женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими окончательно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современного человека.

          Современные люди. Возникновение  людей современного физического  типа произошло относительно  недавно, около 50 тыс. лет назад.  Их останки найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В  гроте Кроманьон (Франция) было обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современного типа, которых и назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексом физических особенностей, который характеризует хорошо развитая членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные – все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид – Homo sapiens – человек разумный; этот вид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад.

          В эволюции большое значение  имели социальные факторы, неизмеримо  выросла роль воспитания, передачи  опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

61. Сходство и  различие между человеком и  животным.

Отлич признаки чел 1)способность производить орудие труда для сознательного воздействия на окр мир. 2)прямо хождение и положение внутренних органов, соответствующих вертикальному положению тела 3) высокая степень положение руки, позволяющая изготавливать орудия труда. 4) членораздельная речь(общение с помощью слов). 5) высокая степень развития головного мозга и его вместилища – черепа (разум). 6)кожа, большая часть которой лишена волосяного покрова.7) способность к труду. Важное значение имеет структура мозга, кол-во нервных клеток в нем, интенсивность кровоснабжения, чел по этим показателям существенно превосходит всех животных.  Сходства 1) вещественным составом и строением (мы состоим из тех же белков и нукл к-т, многие структуры и ф-ии нашего тела –как у животных) 2) челов зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эвол живого 3) у чел имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные ф-ии у животных и сохранились у чел, хотя не нужны ему.

62. Единство биологического и социального в человеке.

В биологическом плане  человек выступает как организм, как особь вида Человек Разумный, в социальном – как личность, включенная в систему общественных отношений с другими людьми - личностями. Биол и соц в чел неразрывно взаимосвязаны. Биол в чел – это з-ны обмена в-в  и энергии, обусловленные морфофизеологическими особенностями организма. Биол – это морфофункциональная основа, обеспечивающая индивидуальное приспособление организма в окр среде. В чел оно выступает в роли «рабочих механизмов» для осуществления его соц функций.  Под социальным мы понимаем систему материальных и духовных факторов  общественного происхождения и совокупность межчеловеческих коммуникативных и психоэмоциональных отношений, оказывающих влияние на жизнедеятельность чел, на формирование его здоровья, а так же на возникновение заболеваний. Биологическое есть необходимое, но недостаточное условие становления и функционирования социального, присущего только людям, объединенным экономическими, политическими, духовными и др отношениями. Чел воспроизводит себя и по з-ам биол и по з-ам  соц развития. Генетическая связь соц и биол , проявляющаяся в историческом происхождении соц и биол и сохранение второго как природной основы первого, дополняется подчинением биол-го соц-му

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

65. Биосфера Земли.

Кроме геологич. оболочек Земли, которые последовательно сменяют друг друга от верхних границ атмосферы до центра Земли, выделяется биосфера. Это часть земного шара, в пределах которой существует жизнь. В нее входят часть атмосферы, вся гидросфера и верхний слой литосферы. Каждая из этих оболочек связана с другими сложными биохим. циклами, миграцией живого в-ва и энергии. Верхний предел ограничен высокой концентрацией ультрафиолета, нижний предел – высокой tо недр. Крайние пределы биосферы населяют низшие организмы. Биосфера не образует сплошной оболочки, она пронизывает др. сферы планеты. В литосфере жизнь до глубины 2-3 км (бактерии нефтяных месторождений). Океан населен полностью до самого дна, даже на глубине 10-11 км есть жизнь.

Впервые термин “биосфера” был введен в 1873 г. биологом Зюсом, развернутое учение о биосфере создал В.И.Вернадский на основе работ Докучаева, его учения о почвах. Учение о биосфере – распространение учения Докучаева на более широкую область. Вернадский понимал биосферу как единство живого и неживого в-ва. Биосфера – тонкая оболочка Земли, в которой все процессы идут под действием живых организмов. Вернадский разделил в-во биосферы по составу (физико-химическому), т.к. считал его разнородным: 1.живое в-во; 2.биогенное (мертвое в-во – торф, ил, янтарь, кам. уголь); 3.косное (в-во неорг. происхождения – руды Ме, вода, газы кроме CH4); 4.биокосное (сложные композиции косно-живых структур, несуществующих друг без друга – почва, вода рек и морей, воздух); 5.радиоактивное; 6.рассеянное (хим. элементы, содержащиеся на планете в мизерных кол-вах); 7.в-во космического происхождения (метеориты).

Информация о работе Шпаргалка по "Концепциям современного естествознания"