Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 15:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Концепции современного естествознания".
Наблюдение –эксперимент- гипотеза – эксперимент- теорет з-н - научная т-я – научная картина мира
верификация фальсификация Фальсификация- может быть опровергнуто.
6 Методы естественнонаучного познания природы.
Научное познание – это объективно истинное знание о природе, обществе и человеке, полученное в результате научно-исследовательской деятельности и, как правило, доказанное практикой. Естественнонаучное познание структурно состоит из эмпирического и теоретического направлений научного исследования. Отправной точкой любого из этих направлений научного исследования является получение научного эмпирического факта. К эмпирическим метода исследования относятся: Наблюдение – это длительное, целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений объективного мира. Следующая структура – эксперимент. Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. Измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным сторонам или свойствам. Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления признаков сходства или различия между этими объектами. Эксперимент – это научно поставленный опыт, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в точно учитываемые условия. Отличительная особенность: его способен воспроизвести каждый исследователь в любое время. Моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его модели (копии), замещающих оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. На основании эмпирических исследований могут быть сделаны эмпирические обобщения. На теоретическом уровне познания помимо эмпирических фактов требуются понятия, которые создаются заново или берутся из других разделов науки. К теоретическим методам относятся. Формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Аксиоматизация – построение теории на основе аксиом (утверждение, доказательство истинности которых не требуется). Анализ – фактическое или мысленное расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства) с целью его всестороннего изучения. Синтез – фактическое или мысленное воссоединение целого из частей, элементов, сторон и связей, выделенных с помощью анализа. Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод о свойствах предметов и явлений строится на основе отдельных фактов или частных посылок. Дедукция – это переход от общих рассуждений или суждений к частным. Обобщение – логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, при этом устанавливаются общие свойства и признаки исследуемых объектов. Аналогия – прием познания, который представляет собой умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов в одних свойствах, связях, делается вывод об их сходстве и в других свойствах и связях. Математизация – это проникновение аппарата математической логики в естественные и другие науки. Абстрагирование – метод познания, при котором происходит мысленное отвлечение и отбрасывание тех предметов, свойств и отношений, которые затрудняют рассмотрение объекта исследования в «чистом» виде, необходимом на данном этапе изучения. Особые методы применяются для изучения какой либо одной стороны изучаемого явления. Частные методы – это специальные методы, которые пользуются в пределах какой либо одной науки (кольцевание птиц)
7 Модели науки.
Развитие науки связано с развитием структуры научных знаний. Все модели науки имеют основу по Куну и Лакатосу
Кун выделяет два этапа 1) период нормального развития науки 2) кризис
При нормальном развитии науки новые научные знания развиваются на основ6е тех знаний., которые были уже известны ранее. Новые научные знания объясняются с помощью старых теорий. Но при появлении новых научных фактов, которые не могут быть объяснены, начинают создаваться новые теории, которые позволяют лучше объяснить старые явления. И предсказать новые явления в будущем. В результате наука отказывается от старых парадигм и формулирует новые. Момент смены парадигм Кун называет кризисом в науке. Выбирая новую парадигму научные сообщества основываются как на рациональных, так и на нерациональных основаниях. Т.е они верят, что новая парадигма решает задачи лучше, но опирается на прежние знания.
Модель развития науки по Лакатосу подобно модели Куна. По Лакатолсу развитие науки происходит чесрез смену научно-исследовательских программ. Лакатос разделяет процесс развития науки на 2 этапа: 1)прогресс; 2) регресс.
На границы (насыщение, т.е. научное сообщество выбирает более совершенное знание, которое не просто объясняет известный фактор, но и предсказывает новые, неизвестные на данный момент факты).Постепенно старая научная программа вытесняется новой и через некоторое время ее принимает все научное сообщество. Процесс смены научных программ называется научной революцией.
По мнению Лакатоса схему развития науки можно представить как борьбу различных научных программ, конкурирующих между собой. Лакатос предлагает различать внутреннюю и внешнюю историю. Внутренняя история связана с использованием идей и методов. Внешняя история связана с отдельными личностями, т.е. с деятельностью самого ученого. Другие модели науки так же рассматривают различные аспекты ее развития. Одни ученые рассматривают рациональное как иррациональных моментов, или только иррациональные, или только иррациональные. Считают, что внутри может существовать множество равноправных знаний. А развитие науки идет за счет их конкуренции.
Три модели: 1. История науки
как кумулятивный, поступательный,
прогрессивный процесс. 2. История
науки как развитие через научные
революции. 3. История науки как
совокупность индивидуальных, частных
ситуаций. Модель Куна: Создавая новое,
старое не отбросить, а пересмотреть,
дополнить его новыми знаниями парадигма
(признание всеми научные
8 Научные революции.
Научных революций в истории развития науки вообще и естествознания в частности можно выделить три.
В 6-4 вв до н.э была осуществлена первая революция в познании мира, в результате которой и появляется на свет сама наука. Исторический смысл заключается в отличии науки от других форм познания и освоении мира, в создании определенных норм и образцов построения научного знания. Наиболее ясно наука осознала саму себя в трудах великого древнегреческого философа Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. фактически учение о доказательстве, - гл инструмент выведения и систематизации знания; разработал категориально- понятийный аппарат; утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы «за» и «против», обоснование решения) предметно дифференцировал само научное знание, отделив науки о природе от метафизики (философии). Математики
Важнейшим фрагментом античной
научной картины мира стало последовательное
геоцентрическое учение о мировых
сферах. Геоцентризм той эпохи
вовсе не был «естественным» описанием
непосредственно наблюдаемых
Вторая глобальная научная революция приходит на 16-18 вв. ее исходным пунктом считается как раз переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Это самый заметный признак смены научной картины мира, но он мало отражает суть происшедших в эту эпоху перемен в науке. Их общий смысл обычно определяется формулой: становление классического естествознания. Такими классиками –первопроходцами признаны: Н.Коперник, Г.Галилей, И.Кеплер, Р.Декарт, И.Ньютон. Отличия созданной ими науки от античной:
1)Классическое естествознание
заговорило языком математики. Античная
наука тоже ценила математику,
однако ограничивала сферу ее
применения «идеальными»
2) новоевропейская наука
нашла так же мощную опору
в методах экспериментального
исследования со строго
3) классическое естествознание
безжалостно разрушило
4)Доминантой классического
естествознания, да и всей науки
нового времени стала механика.
5) Формулировался четкий
идеал научного знания: раз и
навсегда установленная
Ее итог:механистическая научная картина мира на базе экспериментально – математического естествознания
«Потрясение основ»- третья научная революция- случилась на рубеже 19-20 вв. в это время последовала целая серия блестящих открытий в физике (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дисперсного характера радиомагнитного излучения). Их общим мировоззренческим итогом явился сокрушительный удар по базовой предпосылке механистической картины мира- убежденности в том. Что с помощью простых сил. Действующих между изменениями объектами, можно описать все явление природы и что универсальный ключ к пониманию происходящего дает в конечном счете механика Ньютона. Наиболее контрастные изменения состояли в следующем:
1)Ньютоновская естественно-научная революция была связана с переходом от геоцентризма к гелиоцентризму. Эйнштейновский переворот в этом плане означал принципиальный отказ от всякого центризма вообще.
2) классическое естествознание
опиралось и на другие
3) неклассическая естественно-
4)Изменилось и представление
научной картины мира о самой
себе: стало ясно, что «единственно
верную», абсолютно точную
9 понятие о научной картине мира.
В конце 19- начале 20-го века в естествознании были сделаны крупнейшие открытия, которые коренным образом изменили наши представления о картине мира. Прежде всего эти открытия, связанные со строением вещества, и открытие взаимосвязи вещества и энергии. Современное естествознание представляет окружающий материальный мир нашей Вселенной однородным, изотропным и расширяющимся. Материя в виде находится в форме вещества и поля. По структурному распределению вещества окружающий мир разделяется на три большие области: микромир, макромир и мегамир. Между структурами происходит 4 фундаментальных вида взаимодействий: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное, которые передаются посредством соответствующих полей. Существуют кванты всех фундаментальных взаимодействий. Если раньше последними неделимыми частицами считали, своеобразными кирпичиками из которых состоит природа, считали атомы, то в конце прошлого века были открыты электроны, входящие в состав атома. Позднее было установлено строение ядер атомов, состоящих из протонов и нейтронов См Гусейханова стр 73-79 Сканирование
10. научные картины
мира в различные периоды
1 натурфилософская.
2. механистическая,
3. эволюционная - современная ест.науч. к.м. основана на принципе саморазвития, она эволюционна и необратима, в ней присутствует человек,а ест.науч. знание связано со знанием гуманитарным.
первая ест.науч. картина мира - это механистическая по которой мир -это механизм, причем любые события, явления определяются теми параметрами , которые заданы изначально абсолютно точно. случайностей в мире не существует. можно получить все данные о вселеной в любой момент времени , точно предсказать будущее и воспроизвести прошлое. Вселеная гиигантский механизм, который работает на основе законов механики. в основе механика Ньютона , а также религипозное воззрение. бог создал мир, он рационален, Бог создалш человека по образу и подобию своему, следовательно человек тоже рационален и может познать мир, но до тех разм, до которых ему позволит Бог. в начале 19 в. с развитием термодинамики это было опровергнуто, тк энергия данная этой машине творцом в конце концов заккончилась бы и мир разрушился. то эта к.м оказалась не состоятельной. теория дарвина это "эволюция жизни",
Информация о работе Шпаргалка по "Концепциям современного естествознания"