Системный подход в современном естествознании. Идея глобального эволюционизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Целью моей контрольной работы является рассмотрение эволюции естествознания, как развивался в это время системный подход, концепция глобального эволюционизма и вместе с ним антропного принципа.

Содержание работы

Введение
1.Системный подход
1.1. Эволюция системных представлений.
1.2. Необходимость системного подхода.
2. Эволюция естествознания.
2.1 Натурфилософия и ее место в истории естествознания.
2.2. Естествознание эпохи к Средневековья.
2.3.Глобальная научная революция XVI—XVII вв.
2.4.Классическое естествознание Нового времени.
2.5.Глобальная научная революция конца XIX — начала XX в.
2.6. Основные черты современного естествознания и науки.
3. Глобальный эволюционизм.
3.1.Становление эволюционных идей в науке.
3.2. Концепция глобального эволюционизма.
4. Антропный принцип.
4.1. Развитие антропного принципа.
4.2.Современный антропный принцип.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

КСЕ контрольная.docx

— 64.82 Кб (Скачать файл)

Принцип эволюционизма уходит корнями к воззрениям античных философов (Гераклита, Эмпедокла, Демокрита, и др.), которые высказывали идеи об изменяемости окружающего мира. В естествознание идея развития мира начала активно внедряться в XVIII в. Принцип эволюционизма в простейших своих формах использовался при описании живой природы, особенно в трудах трансформистов, которые высказывались в пользу изменения и превращения органических форм и происхождения одних организмов от других (Р. Гук, Э. Дарвин (дед Ч. Дарвина), Д. Дидро, Ж.Л. Бюффон, Э.Ж. Сент-Илер, И.В. Гёте, К.Ф. Рулье, Ж.Б. Ламарк). В понимании сущности эволюции явлений в неживой природе большую роль сыграли идеи И. Канта, который в своей работе “Всеобщая естественная история и теория неба” (1755) предпринял попытку объяснить происхождение мира исходя из физических законов.

Эволюционное учение достигает  своего расцвета в XIX в. Теоретическому моделированию развивающихся объектов стали уделять все большее  и большее внимание. Cначала в науках о Земле и биологии, а далее в социологии. Гегель создал систематическую теорию диалектики, где центральным понятием было развитие, а противоречие выступало внутренним источником развития. Широкую популярность эволюционное учение получило после появления концепции Ч. Дарвина об эволюции живых объектов путем естественного отбора. Заслуга формулирования ряда законов, которые раскрывают сущность эволюционных процессов в обществе, безусловно, принадлежит К. Марксу. Немецкий языковед А. Шлейхер, рассматривавший естественные языки как единый организм, заложил основы теории эволюции естественных языков.

Эволюционные идеи проникали  в геологию, биологию, географию  в XIX - первой половине XX в. В каждой из отраслей естествознания они имели  свои формы реализации. Поэтому не было выработано единых концептуальных основ, позволявших посмотреть на проблему с общих позиций. Этому мешало и то, что в арсенал физических и химических отраслей знания эволюционные идеи вошли достаточно поздно. Вплоть до второй половины XX в. в этих отраслях господствовала исходная абстракция закрытой обратимой системы, в которой  фактор времени не играет роли. В  конечном счете изучались закрытые равновесные системы, а неравновесные  процессы рассматривались как возмущения, второстепенные отклонения, которыми можно пренебречь в окончательном  описании познаваемого объекта.Это и привело к построению единой модели универсальной эволюции- концепции глобального эволюционизма.

3.2. Концепция глобального  эволюционизма.

Одна из важнейших идей европейской цивилизации — идея развития мира. В своих простейших и неразвитых формах (преформизм, эпигенез, кантонская космогония) она начала проникать в естествознание еще  в XVIII в. Но уже  XIX век  по праву  может быть назван веком эволюции. Проникновение идеи развития в геологию, биологию, социологию, гуманитарные науки  в XIX — первой половине XX в. происходило  независимо в каждой из этих отраслей познания. Философский принцип развития мира (природы, общества, человека) не имел общего, стержневого для всего  естествознания (а также для всей науки) выражения. В каждой отрасли  естествознания он имел свои (независимые  от другой отрасли) формы теоретико-методологической конкретизации.

Только к концу XX в. естествознание нашло теоретические и методологические средства для создания единой модели универсальной эволюции, выявления  общих законов природы, связывающих  в единое целое происхождение  Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Такой моделью является концепция глобального эволюционизма.

 

Под концепцией глобального  эволюционизма понимается монистическое  мировоззрение,  признающее, что  во всей Вселенной совершается  великий  и  единый,  неудержимо шествующий  вперед процесс прогрессивного  развития, процесс  преобразования простых форм в более совершенные, которому подчинены все состояния  и формы явлений: возникновение  и  движение небесных тел, образование  земной коры и горных пород, растительного  и животного мира на земле, жизнь  человеческих обществ, все произведения человеческого духа: язык, литература, религия, мораль, право, искусство.

В качестве оформившейся концепции  и значимого элемента современной  картины мира глобальный эволюционизм дал о себе знать в последней  трети XX в. в трудах специалистов по космологии  Н.Н. Моисеева и А.Д. Урсула.

В основе схемы глобального  эволюционизма, согласно Н. Н. Моисееву, лежат следующие исходные принципы:

  1. Вселенная - это единая саморазвивающаяся система;
  2. эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;
  3. во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;
  4. во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;
  5. динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные;
  6. принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний, в результате последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, ибо вступают в силу случайные факторы, действующие в период перехода.

Важным в теории глобального  эволюционизма является понятие  «коэволюция», обозначающее новый этап согласованного существования природы и человека.  Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы.

В настоящее время идея глобального эволюционизма —  это не только констатирующее положение, но и регулятивный принцип. С одной  стороны, он дает представление о мире как о целостности, позволяет мыслить общие законы бытия в их единстве, а с другой — ориентирует современное естествознание на выявление конкретных закономерностей глобальной эволюции материи на всех ее структурных уровнях, на всех этапах ее самоорганизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Антропный принцип.

4.1. Развитие антропного  принципа.

АП был сформулирован  в естествознании, но он имеет длительную мировоззренческую предысторию, начало которой теряется в истоках человеческой культуры. Идея единства человека и  Вселенной разрабатывалась во многих философских и религиозных учениях. В ряде случаев (например, в восточной  философии) эта идея принимала форму "растворения" человека в мире. В других, наоборот, форму антропоцентризма (Аристотель) или "предустановленной  гармонии" (Лейбниц). На рубеже XIX- XX вв. проблема единства человека и Вселенной  стала все больше привлекать внимание естествоиспытателей, что почти  сразу привело к появлению  формулировок, словесно очень близких  к современным версиям АП. Разумеется, помимо формулировок важен концептуальный фон, на котором раскрывается их смысл, - научная картина мира. Поскольку  на протяжении XX в. этот фон радикально изменился, современные трактовки  АП существенно богаче его ранних формулировок, хотя бы они и выражались сходными словами.

Собственно научная история  АП включает, примерно, три этапа, которые  за неимением лучших терминов можно  условно обозначить так: дорелятивистский, макроскопически-релятивистский и современный. Последний выделен тем, что здесь в контекст антропных аргументов впервые вошла связь микрофизических параметров нашего мира с его глобальными свойствами.

Первый этап открывается работами Уоллеса. Поставив своей целью заново обосновать концепцию астрономического антропоцентризма, отвергнутую коперниканской революцией, Уоллес стремился найти конкретные аргументы в ее пользу из анализа современной ему естественнонаучной картины мира. Уоллес завершает свои рассуждения выводом, в котором легко угадывается основная идея АП: "Человек - этот венец сознательной органической жизни - мог развиться здесь, на Земле, только при наличии всей этой чудовищно обширной материальной Вселенной, которую мы видим вокруг нас".

Второй этап разработки АП охватывает 50-60-е годы. На этом этапе впервые выясняются конкретные макроскопические свойства Вселенной, без которых появление человека в ней было бы невозможно.

Отличие аргументов ученых второго этапа от современного понимания  АП состоит в том, что ими рассматривались  только макроскопические условия для  эволюционного процесса, в частности  из крупномасштабных свойств Метагалактики, без которых возникновение жизни  вряд ли оказалось бы возможным, выделяется лишь ее расширение. Тонкая связь параметров микро- и мегамира еще не включалась в число таких объектов. Наиболее глубокие и принципиальные аспекты антропных аргументов появились лишь в новой познавательной ситуации, для которой характерно все более тесное взаимопроникновение физики мега- и микромира.

4.2.Современный  антропный принцип.

Несколько десятилетий назад  Б. Картер выдвинул так называемый антропный  принцип (АП), декларирующий наличие  взаимосвязи между параметрами  Вселенной и существованием в  ней разума.

Взаимосвязь между параметрами  Вселенной и появлением в ней  разума была выражена Картером в двух формулировках – сильной и  слабой. Слабый АП лишь констатирует, что имеющееся во Вселенной условия не противоречат существованию человека: «Наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием как наблюдателей». Сильный АП выдвигает более жесткую взаимосвязь параметров Вселенной с возможностью и необходимостью появления в ней разума: «Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит), должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей» .

Можно сформулировать два  крайних предположения обосновывающих АП: 1) разум в нашей Метагалактике  явление абсолютно случайное, которое  стало возможным лишь благодаря  маловероятному, но реализованному совпадению многих независимых физических параметров; 2) наличие биологической и социальной форм движения закономерное следствие  развития Вселенной, а все ее физические характеристики взаимосвязаны и  взаимообусловлены таким образом, что с необходимостью вызывают появление  разума.

Вероятностная гипотеза объяснения АП, низводит его с позиции глобальной эвристической идеи взаимосвязи  появления разумной жизни и строения Вселенной к абсолютно случайному совпадению, чем, по сути, выводит его  за рамки научного рассмотрения. Но вероятностную гипотезу можно рассматривать лишь как терминологическую – вместо вопроса о возможности появления наблюдателя во Вселенной ставится вопрос о его возможном появлении в совокупности Вселенных. А исходя из понятия категории «Вселенная» мы должны признать, что оно абсолютно тождественно термину «совокупность Вселенных». Можно лишь различать варианты единично- или множественно-определенной Вселенной, что естественно, не существенно с точки решения проблемы о возможности и необходимости появления разума во Вселенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Целью моей контрольной работы было рассмотрение системного подхода  в современном естествознании, особенностей эволюции естествознания, развитие и  значение глобального эволюционизма  и антропного принципа.

Проанализировав каждую тему с разных сторон и точек зрения, мы можем видеть какой путь прошло естествознание в своей эволюции, как зародился, развивался и протекает системный подход, как с ним связана идея глобального эволюционизма, а также антропаный принцип. Я выяснила значение и роль системного подхода и идеи глобального эволюционизма в современном естествознании и в обществе в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. В.Г. Афанасьев, Мир живого: системность, эволюция и управление. - М.: Мысль, 1986.
  2. Л. Берталанфи, Общая теория систем. Системные исследования. - М.: Наука, 1969.
  3. В.А. Канке, Концепции современного естествознания. М., 2007
  4. В.И. Вернадский, Избранные труды по истории науки. М., 1981.
  5. В.И. Кузнецов, Г.М. Идлис, В.Н. Гущина, Естествознание. М., 1996.
  6. Т. Кун, Структура научных революций. М., 1975.
  7. С.Р. Микулинский, Очерки развития историко-научной мысли. М., 1988.
  8. И.А. Резанов, История взаимодействия наук о Земле. М., 1998.
  9. Я.Фолта, Л. Новы, История естествознания в датах. М., 1987.
  10. М.К. Гусейханов, Антропный космологический принцип.
  11. В.В. Казютинский, Ю.В. Балашов, Антропный принцип. История и современность.
  12. А.Г. Болачев, Антропный принцип и глобальный эволюционизм.
  13. Девис П. Случайная Вселенная. М., 1985
  14. В.В. Казютинский, Общие закономерности эволюции и проблема внеземных цивилизаций // Проблема поиска жизни во Вселенной. С. 58
  15. С.Б.  Крымский, В.И. Кузнецов, Мировоззренческие категории в современном естествознании. Киев, 1983
  16. Б.Н. Пановкин, Принципы самоорганизации и проблемы происхождения жизни во Вселенной. С. 62.
  17. Б.Н.Пинмкин, Принципы самоорганизации и проблемы происхождения жизни во Вселенной //Проблема поиска жизни во Вселенной. М., 1986
  18. М.М. Карпов,  Основные закономерности развития естествознания. Ростов н/Д., 1963.
  19. лекция, Характер и особенности научных революций.

 

  1. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. — М.: Гуманит.

изд. центр ВЛАДОС, 1998.

  1. Пуанкаре А. О науке. – М., 1983.
  2. .Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: ЦЕНТР, 2000.
  3. Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современногоестествознания. — М.: Аспект Пресс, 2000.

 


Информация о работе Системный подход в современном естествознании. Идея глобального эволюционизма