Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:26, контрольная работа
Целью моей контрольной работы является рассмотрение эволюции естествознания, как развивался в это время системный подход, концепция глобального эволюционизма и вместе с ним антропного принципа.
Введение
1.Системный подход
1.1. Эволюция системных представлений.
1.2. Необходимость системного подхода.
2. Эволюция естествознания.
2.1 Натурфилософия и ее место в истории естествознания.
2.2. Естествознание эпохи к Средневековья.
2.3.Глобальная научная революция XVI—XVII вв.
2.4.Классическое естествознание Нового времени.
2.5.Глобальная научная революция конца XIX — начала XX в.
2.6. Основные черты современного естествознания и науки.
3. Глобальный эволюционизм.
3.1.Становление эволюционных идей в науке.
3.2. Концепция глобального эволюционизма.
4. Антропный принцип.
4.1. Развитие антропного принципа.
4.2.Современный антропный принцип.
Заключение.
Список использованной литературы.
Принцип эволюционизма уходит корнями к воззрениям античных философов (Гераклита, Эмпедокла, Демокрита, и др.), которые высказывали идеи об изменяемости окружающего мира. В естествознание идея развития мира начала активно внедряться в XVIII в. Принцип эволюционизма в простейших своих формах использовался при описании живой природы, особенно в трудах трансформистов, которые высказывались в пользу изменения и превращения органических форм и происхождения одних организмов от других (Р. Гук, Э. Дарвин (дед Ч. Дарвина), Д. Дидро, Ж.Л. Бюффон, Э.Ж. Сент-Илер, И.В. Гёте, К.Ф. Рулье, Ж.Б. Ламарк). В понимании сущности эволюции явлений в неживой природе большую роль сыграли идеи И. Канта, который в своей работе “Всеобщая естественная история и теория неба” (1755) предпринял попытку объяснить происхождение мира исходя из физических законов.
Эволюционное учение достигает
своего расцвета в XIX в. Теоретическому
моделированию развивающихся
Эволюционные идеи проникали
в геологию, биологию, географию
в XIX - первой половине XX в. В каждой из
отраслей естествознания они имели
свои формы реализации. Поэтому не
было выработано единых концептуальных
основ, позволявших посмотреть на проблему
с общих позиций. Этому мешало
и то, что в арсенал физических
и химических отраслей знания эволюционные
идеи вошли достаточно поздно. Вплоть
до второй половины XX в. в этих отраслях
господствовала исходная абстракция закрытой
обратимой системы, в которой
фактор времени не играет роли. В
конечном счете изучались закрытые
равновесные системы, а неравновесные
процессы рассматривались как
3.2. Концепция глобального эволюционизма.
Одна из важнейших идей
европейской цивилизации — идея
развития мира. В своих простейших
и неразвитых формах (преформизм, эпигенез,
кантонская космогония) она начала
проникать в естествознание еще
в XVIII в. Но уже XIX век по праву
может быть назван веком эволюции.
Проникновение идеи развития в геологию,
биологию, социологию, гуманитарные науки
в XIX — первой половине XX в. происходило
независимо в каждой из этих отраслей
познания. Философский принцип развития
мира (природы, общества, человека) не имел
общего, стержневого для всего
естествознания (а также для всей
науки) выражения. В каждой отрасли
естествознания он имел свои (независимые
от другой отрасли) формы теоретико-
Только к концу XX в. естествознание
нашло теоретические и
Под концепцией глобального эволюционизма понимается монистическое мировоззрение, признающее, что во всей Вселенной совершается великий и единый, неудержимо шествующий вперед процесс прогрессивного развития, процесс преобразования простых форм в более совершенные, которому подчинены все состояния и формы явлений: возникновение и движение небесных тел, образование земной коры и горных пород, растительного и животного мира на земле, жизнь человеческих обществ, все произведения человеческого духа: язык, литература, религия, мораль, право, искусство.
В качестве оформившейся концепции и значимого элемента современной картины мира глобальный эволюционизм дал о себе знать в последней трети XX в. в трудах специалистов по космологии Н.Н. Моисеева и А.Д. Урсула.
В основе схемы глобального эволюционизма, согласно Н. Н. Моисееву, лежат следующие исходные принципы:
Важным в теории глобального эволюционизма является понятие «коэволюция», обозначающее новый этап согласованного существования природы и человека. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы.
В настоящее время идея глобального эволюционизма — это не только констатирующее положение, но и регулятивный принцип. С одной стороны, он дает представление о мире как о целостности, позволяет мыслить общие законы бытия в их единстве, а с другой — ориентирует современное естествознание на выявление конкретных закономерностей глобальной эволюции материи на всех ее структурных уровнях, на всех этапах ее самоорганизации.
4. Антропный принцип.
4.1. Развитие антропного принципа.
АП был сформулирован
в естествознании, но он имеет длительную
мировоззренческую предысторию, начало
которой теряется в истоках человеческой
культуры. Идея единства человека и
Вселенной разрабатывалась во многих
философских и религиозных
Собственно научная история АП включает, примерно, три этапа, которые за неимением лучших терминов можно условно обозначить так: дорелятивистский, макроскопически-релятивистский и современный. Последний выделен тем, что здесь в контекст антропных аргументов впервые вошла связь микрофизических параметров нашего мира с его глобальными свойствами.
Первый этап открывается работами Уоллеса. Поставив своей целью заново обосновать концепцию астрономического антропоцентризма, отвергнутую коперниканской революцией, Уоллес стремился найти конкретные аргументы в ее пользу из анализа современной ему естественнонаучной картины мира. Уоллес завершает свои рассуждения выводом, в котором легко угадывается основная идея АП: "Человек - этот венец сознательной органической жизни - мог развиться здесь, на Земле, только при наличии всей этой чудовищно обширной материальной Вселенной, которую мы видим вокруг нас".
Второй этап разработки АП охватывает 50-60-е годы. На этом этапе впервые выясняются конкретные макроскопические свойства Вселенной, без которых появление человека в ней было бы невозможно.
Отличие аргументов ученых
второго этапа от современного понимания
АП состоит в том, что ими рассматривались
только макроскопические условия для
эволюционного процесса, в частности
из крупномасштабных свойств Метагалактики,
без которых возникновение
4.2.Современный антропный принцип.
Несколько десятилетий назад Б. Картер выдвинул так называемый антропный принцип (АП), декларирующий наличие взаимосвязи между параметрами Вселенной и существованием в ней разума.
Взаимосвязь между параметрами Вселенной и появлением в ней разума была выражена Картером в двух формулировках – сильной и слабой. Слабый АП лишь констатирует, что имеющееся во Вселенной условия не противоречат существованию человека: «Наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием как наблюдателей». Сильный АП выдвигает более жесткую взаимосвязь параметров Вселенной с возможностью и необходимостью появления в ней разума: «Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит), должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей» .
Можно сформулировать два
крайних предположения
Вероятностная гипотеза объяснения
АП, низводит его с позиции глобальной
эвристической идеи взаимосвязи
появления разумной жизни и строения
Вселенной к абсолютно
Заключение.
Целью моей контрольной работы было рассмотрение системного подхода в современном естествознании, особенностей эволюции естествознания, развитие и значение глобального эволюционизма и антропного принципа.
Проанализировав каждую тему с разных сторон и точек зрения, мы можем видеть какой путь прошло естествознание в своей эволюции, как зародился, развивался и протекает системный подход, как с ним связана идея глобального эволюционизма, а также антропаный принцип. Я выяснила значение и роль системного подхода и идеи глобального эволюционизма в современном естествознании и в обществе в целом.
Список использованной литературы.
изд. центр ВЛАДОС, 1998.
Информация о работе Системный подход в современном естествознании. Идея глобального эволюционизма