Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:26, контрольная работа
Целью моей контрольной работы является рассмотрение эволюции естествознания, как развивался в это время системный подход, концепция глобального эволюционизма и вместе с ним антропного принципа.
Введение
1.Системный подход
1.1. Эволюция системных представлений.
1.2. Необходимость системного подхода.
2. Эволюция естествознания.
2.1 Натурфилософия и ее место в истории естествознания.
2.2. Естествознание эпохи к Средневековья.
2.3.Глобальная научная революция XVI—XVII вв.
2.4.Классическое естествознание Нового времени.
2.5.Глобальная научная революция конца XIX — начала XX в.
2.6. Основные черты современного естествознания и науки.
3. Глобальный эволюционизм.
3.1.Становление эволюционных идей в науке.
3.2. Концепция глобального эволюционизма.
4. Антропный принцип.
4.1. Развитие антропного принципа.
4.2.Современный антропный принцип.
Заключение.
Список использованной литературы.
Содержание.
Введение
1.Системный подход
1.1. Эволюция системных представлений.
1.2. Необходимость системного подхода.
2. Эволюция естествознания.
2.1 Натурфилософия и ее место в истории естествознания.
2.2. Естествознание эпохи к Средневековья.
2.3.Глобальная научная революция XVI—XVII вв.
2.4.Классическое естествознание Нового времени.
2.5.Глобальная научная революция конца XIX — начала XX в.
2.6. Основные черты современного естествознания и науки.
3. Глобальный эволюционизм.
3.1.Становление эволюционных идей в науке.
3.2. Концепция глобального эволюционизма.
4. Антропный принцип.
4.1. Развитие антропного принципа.
4.2.Современный антропный принцип.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Современное научное познание, представленное совокупностью различных научных дисциплин, например, как физика, где изучаются свойства явлений и процессов неорганической формы материальной действительности на уровне макро- и микро-мира, астрофизика, предметом которой являются свойства и эволюция локальных астрономических объектов, космология, моделирующая эволюцию крупномасштабной структуры Вселенной, биология, изучающая процессы развития и функционирования живых объектов, и др., характеризуется осознанием целостности, глобальности своих объектов исследования и их взаимосвязанностью.
На основе обобщения эволюционных знаний, полученных и различных областях естествознания, в аспекте изучения интегративных явлений в науке стали говорить об идее "глобального эволюционизма". Глобальный эволюционизм выступает как концепция, подход, целью которого является создание естественнонаучной модели универсальной эволюции, выявление общих законов природного процесса, связывающего в единое целое космогенез, геогенез, биогенез.
Создание естественнонаучной модели универсальной эволюции невозможно без системного подхода. Под системным подходом в широком смысле понимают метод исследования окружающего мира, при котором интересующие нас предметы и явления рассматриваются как части или элементы определенного целостного образования.
Эти части и элементы, взаимодействуя друг с другом, формируют новые свойства целостного образования (системы), отсутствующие у каждого из них в отдельности. Таким образом, мир с точки зрения системного подхода предстает перед нами как совокупность систем разного уровня, находящихся в отношениях иерархии.
Целью моей контрольной работы является рассмотрение эволюции естествознания, как развивался в это время системный подход, концепция глобального эволюционизма и вместе с ним антропного принципа.
1.Системный подход
Особенностью современного
естествознания является осознанное внедрение
идей системности во все его отрасли.
Системность реализуется в
Под системным подходом в
широком смысле понимают метод исследования
окружающего мира, при котором
интересующие нас предметы и явления
рассматриваются как части или
элементы определенного целостного
образования. Эти части и элементы,
взаимодействуя друг с другом, формируют
новые свойства целостного образования
(системы), отсутствующие у каждого
из них в отдельности.
Для обозначения этой целостности в науке выработано понятие системы.Система занимает центральное место в системном подходе. Поэтому разные авторы, анализируя это понятие, дают определения системы с различной степенью формализации, подчеркивая разные ее стороны.Определим систему как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих некую целостность.
Системам независимо от их природы присущ ряд свойств:
1. Целостность - принципиальная
несводимость свойств
2. Структурность - возможность
описания системы через
3. Иерархичность систем,
т.е. каждый компонент системы
в свою очередь может
4. Множественность описания
системы, т.е. в силу
Известно большое количество классификаций систем. Так, системы можно разделить на материальные и абстрактные. Материальные системы представляют собой целостные совокупности материальных объектов и в свою очередь делятся на системы неорганической природы (физические, химические, геологические и др.) и на живые (начиная с простейших биологических систем через организмы, виды, экосистемы к социальным системам). Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления. Это разного рода понятия, гипотезы, теории, концепции и т.д.
По другому основанию
можно разделить системы на статические,
состояние которых в течение
времени не меняется (например, газ
в герметичной емкости и
1.1. Эволюция системных представлений.
Многие исследователи полагают, что системность всегда, осознанно или неосознанно, была методом любой науки. Считается, что первые представления о системах возникли в античности. В трудах Евклида, Платона, Аристотеля, стоиков разрабатывались идеи системности знания, аксиоматического построения логики, геометрии. Представления системности бытия развивались в концепциях Б. Спинозы и Г.В. Лейбница, в научной систематике XVII-XVIII вв., стремившейся показать естественно-научную системность мира; примером такой систематики может служить классификация растений и животных К. Линнея. Принципы системной природы знания разрабатывались в немецкой классической философии. Так, согласно И. Канту, научное знание есть система, в которой целое главенствует над частями, Ф.В. Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель трактовали системность познания как важнейшее требование диалектического мышления.
Первым в явной форме вопрос о научном подходе к управлению сложными системами поставил в 1834-1843 гг. М.А. Ампер, который выделил специальную науку об управлении государством и назвал ее кибернетикой. Почти в то же время польский философ Б. Трентовский начал читать курс лекций, изложенный им в книге “Отношение философии к кибернетике как искусству управления народом”. Трентовский ставил целью построение научных основ практической деятельности руководителя (“кибернета”). Он подчеркивал, что управление будет действительно эффективным, если учитывает все важнейшие внешние и внутренние факторы, влияющие на объект управления.
Общество середины XIX в. оказалось не готовым воспринять идеи кибернетики. Лишь в конце XIX в. системная проблематика снова появилась в поле зрения науки. На этот раз внимание было сосредоточено на вопросах структуры и организации систем. В 1890 г. Е.С. Федоров опубликовал свои выводы о том, что может существовать только 230 разных типов кристаллической решетки, хотя любое вещество при определенных условиях может кристаллизоваться. Безусловно, это открытие касалось прежде всего минералогии и кристаллографии, но его более общий смысл и значение отметил Федоров. Важно было осознать, что все невообразимое разнообразие природных тел реализуется из ограниченного и небольшого количества исходных форм. Это верно и для лингвистических устных и письменных построений, архитектурных конструкций, строения вещества на атомном уровне, музыкальных произведений, других систем. Развивая системные представления, Федоров выявил и некоторые закономерности развития систем, в частности он установил, что главным средством жизнеспособности и прогресса систем является не их приспособленность, а способность к приспособлению (“жизненная подвижность”), не стройность, а способность к повышению стройности.
Следующий шаг в изучении
системности как
Массовое усвоение системных
понятий, осознание системности
мира, общества и человеческой деятельности
началось в 1948 г., когда американский
математик Н. Винер опубликовал
книгу “Кибернетика”. Первоначально
он определил кибернетику как
науку об управлении и связи в
животных и машинах. Однако уже в
следующей своей книге Винер
анализирует с позиций
Научное сообщество отреагировало
на появление кибернетики
Параллельно и в определенной степени независимо от кибернетики развивается еще один подход к науке о системах - общая теория систем. В естествознании осознанная системность часто развивается именно на основе этого подхода. Идея построения теории, которая может быть использована в изучении систем любой природы, была выдвинута австрийским биологом Л. фон Берталанфи, опубликовавшим свои соображения в книге “Общая теория систем” в 1968 г.. Один из путей реализации этой идеи он видел в том, чтобы отыскивать структурное сходство законов, установленных в различных дисциплинах, и, обобщая их, выводить общесистемные закономерности.
Прогресс в области системности в исследовании систем связан с бельгийской школой во главе с И. Пригожиным. Развивая термодинамику неравновесных физических систем, он понял, что обнаруженные им закономерности характерны для систем любой природы. Наряду с переоткрытием уже известных положений (иерархичность уровней организации систем; несводимость друг к другу и невыводимость друг из друга закономерностей разных уровней организации; наличие наряду с детерминированными случайных процессов на каждом yровне организации и др.) Пригожий предложил новую теорию системодинамики. Согласно его взглядам, материя не является пассивной субстанцией, ей присуща спонтанная активность, вызванная неустойчивостью неравновесных состояний, в которые рано или поздно приходит любая система в результате взаимодействия с окружающей средой. После опубликования в 1978 г. (на русском - в 1980 г.) работы Г. Хакена “Синергетика”, направление, занимающееся изучением сложных саморазвивающихся систем, стало называться синергетикой. По Хакену, в рамках синергетики анализируется совместное действие отдельных частей неупорядоченной системы, результатом которого является самоорганизация системы.
Информация о работе Системный подход в современном естествознании. Идея глобального эволюционизма