Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:17, контрольная работа
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.
Введение
1 Предприятия в России: от истоков к современному этапу
2 Специфика предприятий и их роль в экономике
3 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
4 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт
внешнеэкономических связей, экономики и права»
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт
внешнеэкономических связей экономики и права» в г. Перми
Заочное отделение
Кафедра экономики и менеджмента
Специальность 080507 «Менеджмент организации»
Контрольная работа
По дисциплине Корпоративная Социальная Ответственность
Тема: Социальная роль предприятий в России
Студента 2 курса
Преподаватель
Научная
степень, звание
Пермь 2013
Введение
1 Предприятия в России: от истоков к современному этапу
2 Специфика предприятий и их роль в экономике
3 Современные проблемы
развития малого и среднего
4 Основные направления
государственной поддержки
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.
Все вышеперечисленные факты
обуславливают целесообразность проанализировать
в данной работе ситуацию, связанную
с развитием предприятий в
нашей стране. В список поставленных
задач входит рассмотрение вопросов,
связанных с тем положительным
влиянием, которое оказывают предприятия
на экономику государства, анализ положения
предприятий в России, выявление
трудностей и барьеров, встающих на
пути развития бизнеса, а также возможные
пути преодоления возникающих
Основу информационной базы
работы составляют аналитические материалы
специализированных периодических
изданий и ресурсы тематических
источников информации сети Интернет.
Для общего представления субъекта
анализа и рассматриваемых
Тематика рассматриваемого явления весьма обширна и включает в себя множество вопросов и проблем, материалов для рассмотрения и анализа. Осветить все аспекты анализируемых вопросов в рамках одной работы невозможно. Поэтому были выбраны приоритетные темы для рассмотрения. За рамками работы остается вопрос истории развития предприятий в нашей стране, западный опыт в данной сфере. Акцент в работе делается на детальное рассмотрение всех проблем, обусловивших замедление развития предприятий в России, поиск путей преодоления выявленных препятствий. Завершением проделанной работы являются выводы по данной теме, позволяющие составить представление как о самой проблеме, так и о необходимых действиях по исправлению создавшийся негативной ситуации.
1 Предприятия в России: от истоков к современному этапу
Во всех развитых странах бизнесу принадлежит немалый удельный вес в суммарных показателях функционирования экономики. Так, например, в США в настоящее время функционируют 25 млн. малых и средних предприятий и это составляет 99,6 % всех американских предприятий. На долю малого и среднего бизнеса в Америке приходится две трети всех занятых в экономике и больше половины валового национального продукта.1Аналогичная ситуация характерна и для других индустриальных стран. В России темпы развития бизнеса и фактические показатели присутствия предприятий на рынке существенно занижены, по сравнению с западными странами. На долю бизнеса приходится всего лишь 6,2 % от общего объема произведенной продукции, количество работников предприятий в нашей стране представляет собой только 13 % от всех занятых в экономике, они производят 10-11 % валового внутреннего продукта.
Основной правительственный
замысел развития индивидуального
и малого предпринимательства в
России в конце 1980-х годов связывался
главным образом с
На 1 июля 1999г. в России действовали
890 тыс. предприятий, что составило 30
процентов от общей численности
российских предприятий. Количество предприятий
выросло на два с половиной
процента по сравнению с положением
дел на 1 января 1999г. Значительно
выросло число субъектов
Для сравнения, в США этот показатель составляет 74 предприятия, в Италии - 68, Японии - 50, Великобритании - 46 и во Франции - 35.2По оценкам экспертов, для создания эффективной конкурентной среды оптимальным было бы доведение числа субъектов малого предпринимательства, по крайней мере, до 3,5 млн. к 2005 году.
Специфической особенностью
развития сферы предприятий в
нашей стране является сосредоточение
мелких фирм в области торгово-
Целесообразно особо отметить, что по некоторым оценкам, примерно девять десятых предприятий в России, независимо от заявленных сфер деятельности, выживают только за счет посредничества и торговли.
Несмотря на увеличение общего
числа предприятий в стране, темпы
роста их количества замедлены. Бизнес
в России поставлен в трудные
условия существования, сопряженные
с множеством проблем, которые заставляют
фирмы уходить в тень, действовать
за рамками законодательства, либо
ведут к разорению и
Хотя в настоящее время
мало кто отрицает значение развития
бизнеса для развития российской
экономики, а критика государственной
власти в отношении слабой эффективности
экономической политики не прекращается,
само государство все еще не уделяет
в достаточной степени внимание
этой проблеме. Следует признать, что
система государственной
2 Специфика предприятий и их роль в экономике.
Во всех развитых индустриальных
странах сфера бизнеса играет
важную роль в экономической системе
государства. На предприятия малого
бизнеса возложены вполне определенные
функции, которые не выполняются
или выполняются в
Поскольку любая экономическая
система не идеальна и на практике
приходится иметь дело с несовершенной
конкуренцией, крупные компании стремятся
монополизировать свою деятельность,
установить контроль над рынком. В
этих условиях существование небольших
предприятий ставится под угрозу.
Обоснованность деятельности бизнеса
и его выживаемость в условиях
рынка обуславливается
Для решения вышеупомянутых
производственно-технических
·большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;
·мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;
·более экономичное
·снижение косвенных расходов,
связанных с содержанием
·повышенная скорость обращения капитала.
Развитие сферы
Следует особо отметить, что понятие предприятия не имеет четкого объективного определения. Деление хозяйственных структур на мелкие и крупные можно осуществлять по целому ряду признаков и поэтому не существует единого универсального определения для предприятия. Вопрос об определении предприятия как решается на уровне законодательной власти всех стран, но общий принцип заключается в выборе критерия оценки и установке ограничений на выбранный признак. Выделяют количественный, качественный и комбинированный подходы к определению предприятий. В определениях малых предприятий, основанных на количественном подходе, чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Основное достоинство количественных определений - удобство их использования. Основными недостатками количественных подходов являются их абсолютность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения, и трудность их использования для сравнительного анализа. Качественные варианты определений предусматривают использование качественных критериев. Часто используют дополнение качественного определения некоторыми количественными показателями. Делаются также попытки определить размер ""малого,"среднего" и "крупного" предприятий через рассмотрение "эффектов" или последствий влияния размера на характер деятельности фирмы. К преимуществам качественного подхода можно отнести достижение некоторой степени его теоретического обоснования и учет широкого спектра "интуитивно" присущих разным предприятиям качественных критериев, таких, как "система менеджмента", "система контроля производительности", "система мотивации производительности" и т.д. Основными недостатками этого подхода являются сложность практического его применения, обусловленная, в частности, трудностью доступа к внутрифирменной информации, а также достаточно широкий спектр самих критериев. Иллюстрацией комбинированного подхода может служить определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания).Болтонский комитет предложил так называемые "экономическое" и "статистическое" определения малой фирмы: