Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:17, контрольная работа
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.
Введение
1 Предприятия в России: от истоков к современному этапу
2 Специфика предприятий и их роль в экономике
3 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
4 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
-фирма владеет относительно
небольшой долей рынка в
-управление фирмой
-фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).
Статистическое определение
предполагалось использовать для выявления
вклада предприятий бизнеса в
валовой национальный продукт, в
решение проблемы занятости, экспортную
деятельность, развитие инноваций и
т.д., а также для анализа изменений
соответствующих показателей во
времени и обеспечения
3 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России.
На деятельность малых
и средних предприятий в России
оказывают влияние сразу
В данной работе хотелось бы
акцентировать внимание на внешние
факторы воздействия на малый
и средний бизнес, так как рассматриваем
проблемы предприятий с
Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.
Внешняя среда подразумевает
собой совокупность внешних по отношению
к данному предприятию
Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:
1. как источник ресурсов;
2. как потребитель результатов
деятельности предприятия и
3. как фактор, определяющий
поведение, образ действий
Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая - это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая - формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.
Одной из самых существенных
черт предпринимательства является
его рисковый характер. Таким образом,
граждане, решившие создать и осуществлять
собственное дело, помнят, что они
рискуют, так как действуют в
условиях неопределенности. Кроме того,
предпринимательству
Малые предприятия, как субъект
управления в рыночной экономике, характеризуются,
прежде всего, как неустойчивая предпринимательская
единица, наиболее зависимая от колебаний
рынка. А это значит, что непредвиденные
неблагоприятные изменения
Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:
- в способах разделения труда;
- расстановке кадров;
- распределения прав и ответственности;
- проведения маркетинговой политики;
- налаживания финансовых потоков на предприятии;
- получении информации и т.д.
В настоящее время, по оценкам
самих предпринимателей, в своей
деятельности они сталкиваются с
проблемами, такими как высокие налоги,
дороговизна материально-
Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами.
Потеря административного
управления, экономический хаос и
законодательная неразбериха
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая
арендная плата за помещение и
оборудование, отсутствие фондового
рискового капитала - все это затрудняет
продолжение эффективной
О сложностях взаимоотношений предпринимателей и региональных властей свидетельствуют также данные экспертного опроса, проведенного Союзом промышленников и предпринимателей. В опросе приняли участие 919 человек, отнесенных к категории «эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех федеральных кругов РФ, Москвы и Санкт-Петербурга. Из них 79,0% считают, что региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так как преследует свои интересы близких к ней предпринимателей. Проводимая административная реформа, по мнению 42% слушателей Академии народного хозяйства при правительстве РФ, вряд ли изменит или даже ухудшит отношения между бизнесом и властью.
На низком уровне предприниматель также сталкивается с непониманием и субъективным отношением к малому бизнесу со стороны местной бюрократии. По мнению президента всероссийской ассоциации предпринимателей «Честное дело», Н.В. Бархатовой, «мелкий чиновник - это самое опасное, что может быть для бизнеса».
Но главной причиной слабого
развития малых предприятий является
низкий уровень финансовой обеспеченности
большинства малых предприятий
вследствие трудностей с первоначальным
накоплением капитала, невозможность
получения кредитов на приемлемых условиях,
неэффективность налоговой
Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов бизнеса. В частности, 31 декабря 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон РФ №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Данным законом внесены существенные изменения, касающиеся налогообложения субъектов малого бизнеса, в частности, с 1 января 2002 г. индивидуальные предприниматели и организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, становятся плательщиками единого социального налога (ЕСН). К сожалению, это лишь «малая капля» в облегчении жизненного пути малого предпринимательства.
Существует и ряд других
проблем, которые неблагоприятно влияют
на развитие предпринимательства, такие,
например, как: несовершенство нормативно-правовой
базы; трудности при решении
Еще одной из не менее
важной проблемы является низкая квалификация
самих предпринимателей и наемных
работников. Некомпетентность управляющих
или недостаточная способность
персонала принимать решения
стала главной причиной разорения
малых фирм. Во многих странах с
рыночной экономикой разрабатываются
специальные программы
Специфическими проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%).
Усилия предпринимателей
по преодолению указанных проблем
направлены в основном на улучшение
технологии, снижении затрат, повышение
профессионального уровня работников.
Государство же, по мнению предпринимателей,
должно направлять свои усилия на снижение
налогов (64%), обеспечение доступности
кредитов (62,8%), совершенствование
Удельные издержки производства
и обращения у малых
В России по мере развития малого
и среднего бизнеса и укрепления
рыночных отношений возникли общественные
организации малого и среднего предпринимательства,
например, Союз предпринимателей России.
Существуют также федеральные и
местные фонды финансовой помощи,
основной задачей которых является
стимулирование развития приоритетных
производственных видов деятельности
малых предприятий. Ежегодно проводятся
различные экономические
В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России.
4 Основные направления
государственной поддержки
Механизм формирования и осуществления поддержки малого бизнеса может сложится только под влиянием тех задач, которое поставит перед собой государство.
Опыт развитых стран показывает,
что для вовлечения предпринимательского
потенциала в развитие экономики
требуется содействие государства
в создании необходимых предпосылок
для нормального
К сожалению, в России система
развития и поддержки малого предпринимательства
осуществляется в условиях заметного
ослабления государственного воздействия
на данные процессы. Деятельность многочисленных
государственных и
Однако отметим, ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. И в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям: