Современная наука: основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

Толчком, началом новейшей революции в естествознании, приведшей к появлению современной науки, был целый ряд ошеломляющих открытий в физике, разрушивших всю картезианско-ньютоновскую космологию. Сюда относятся открытие электромагнитных волн Г. Герцем, коротковолнового электромагнитного излучения К. Рентгеном, радиоактивности А. Беккерелем, электрона Дж. Томсоном, светового давления П.Н.Лебедевым, введение идеи кванта М. Планком, создание теории относительности А. Эйнштейном, описание процесса радиоактивного распада Э.Резерфордом.

Содержание работы

1 Введение…………………………………………………………………..2
2 Становление современной науки………………………………………..3
3 Специфика современных экспериментальных и теоретических исследований………………………………………………………………………9
4 Основные черты современного естествознания как науки……………9
5 Важнейшие достижения современного естествознания……………...11
6 Заключение……………………………………………………………...18
7 Список используемых источников…………………………………….19

Файлы: 1 файл

КСЕ.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

1 Введение…………………………………………………………………..2

2 Становление современной  науки………………………………………..3

3 Специфика современных экспериментальных и теоретических исследований………………………………………………………………………9

4 Основные черты современного естествознания как науки……………9

5 Важнейшие достижения  современного естествознания……………...11

6 Заключение……………………………………………………………...18

7 Список используемых  источников…………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Толчком, началом новейшей революции в естествознании, приведшей  к появлению современной науки, был целый ряд ошеломляющих открытий в физике, разрушивших всю картезианско-ньютоновскую космологию. Сюда относятся открытие электромагнитных волн Г. Герцем, коротковолнового электромагнитного излучения К. Рентгеном, радиоактивности А. Беккерелем, электрона Дж. Томсоном, светового давления П.Н.Лебедевым, введение идеи кванта М. Планком, создание теории относительности А. Эйнштейном, описание процесса радиоактивного распада Э.Резерфордом. В 1913 – 1921 гг. на основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н. Бор создает модель атома, разработка которой ведется в соответствии с периодической системой элементов Д.И. Менделеева. Это – первый этап новейшей революции в физике и во всем естествознании. Он сопровождается крушением прежних представлений о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Это привело к кризису физики и всего естествознания, являвшегося симптомом более глубокого кризиса метафизических философских оснований классической науки.

Второй этап революции  начался в середине 20-х гг. XX века и связан с созданием квантовой  механики и сочетанием ее с теорией  относительности в новой квантово-релятивистской физической картине мира.

Началом третьего этапа  революции были овладение атомной энергией в 40-е годы нашего столетия и последующие исследования, с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Также в этот период наряду с физикой стали лидировать химия, биология и цикл наук о Земле. Следует также отметить, что с середины XX века наука окончательно слилась с техникой, приведя к современной научно-технической революции.

 

 

Становление современной  науки

Понятие «современная наука» охватывает период с 10–20-х по 70–80-е  годы XX века. В ее фундаменте лежат новые гносеологические предпосылки и методологические основания, часто противоположные основаниям классической науки.

1. Исходной основой  современной науки, тем не менее,  по-прежнему является натурализм  – признание объективности существования природы, управляемой естественными закономерностями, существующей вне и независимо от человека и его сознания. Но если раньше объективность мира понималась как вещественность и наглядность, сейчас эти представления расширяются и понимаются как все, что существует или может существовать независимо от человеческого сознания.

2. Механистичность и  метафизичность классической науки сменились новыми диалектическими установками всеобщей связи и развития. Механика больше не является ведущей наукой и универсальным методом изучения окружающих явлений. Классическая модель мира-часового механизма сменилась моделью мира-мысли, для изучения которого лучше всего подходят системный подход и метод глобального эволюционизма.

Если классическая наука  не видела качественной специфика Жизни и Разума во Вселенной, то современная наука доказывает их неслучайность появления в мире. Это на новом уровне возвращает нас к проблеме цели и смысла Вселенной, говорит о запланированном появлении разума, который полностью проявит себя в будущем.

Названные черты современной  науки нашли свое воплощение в  новых теориях и концепциях, появившихся  во всех областях естествознания. Среди  важнейших открытий XX века – теория относительности, квантовая механика, ядерная физика, теория физического  взаимодействия; новая космология, основанная на теории Большого взрыва; эволюционная химия, стремящаяся к овладению опытом живой природы; открытие многих тайн жизни в биологии и др. Но подлинным триумфом неклассической науки, бесспорно, стала кибернетика, воплотившая идеи системного подхода, а также синергетика и неравновесная термодинамика, основанные на методе глобального эволюционизма.

Ускорение научно-технического прогресса, связанное с возрастанием темпов общественного развития, привело  к тому, что потенциал современной науки, заложенный в ходе второй глобальной научной революции, во многом оказался исчерпанным. Поэтому современная наука снова переживает состояние кризиса, являющегося симптомом новой глобальной научной революции. [4]

На исходе третьего десятилетия XX века практически все главнейшие постулаты, ранее выдвинутые наукой, оказались опровергнутыми. В их число входили представления об атомах как твердых, неделимых и раздельных «кирпичиках» материи, о времени и пространстве как независимых абсолютах, о строгой причинной обусловленности всех явлений, о возможности объективного наблюдения природы

Предшествующие научные  представления были оспорены буквально  со всех сторон. Ньютоновские твердые  атомы, как ныне выяснилось, почти  целиком заполнены пустотой. Твердое вещество не является больше важнейшей природной субстанцией. Трехмерное пространство и одномерное время превратились в относительные проявления четырехмерного пространственно-временного континуума. Время течет по-разному для тех, кто движется с разной скоростью. Вблизи тяжелых предметов время замедляется, а при определенных обстоятельствах оно может и совсем остановиться. Законы Евклидовой геометрии более не являются обязательными для природоустройства в масштабах Вселенной. Планеты движутся по своим орбитам не потому, что их притягивает к Солнцу некая сила, действующая на расстоянии, но потому, что само пространство, в котором они движутся, искривлено. Субатомные феномены обнаруживают себя и как частицы, и как волны, демонстрируя свою двойственную природу. Стало невозможным одновременно вычислить местоположение частицы и измерить ее ускорение. Принцип неопределенности в корне подрывал и вытеснял собой старый лапласовский детерминизм. Научные наблюдения и объяснения не могли двигаться дальше, не затронув природы наблюдаемого объекта. Физический мир, увиденный глазами физика XX века, напоминал не столько огромную машину, сколько необъятную мысль

Другим результатом  научной революции стало утверждение  неклассического стиля мышления. Стиль научного мышления – принятый в научной среде способ постановки научных проблем, аргументации, изложения научных результатов, проведения научных дискуссий и т.д. Он регулирует вхождение новых идей в арсенал всеобщего знания, формирует соответствующий тип исследователя. Новейшая революция в науке привела к замене созерцательного стиля мышления деятельностным. Этому стилю свойственны следующие черты:

1. Изменилось понимание  предмета знания: им стала теперь  не реальность в чистом виде, фиксируемая живым созерцанием,  а некоторый ее срез, полученный в результате определенных теоретических и эмпирических способов освоения этой реальности

2. Наука перешла от  изучения вещей, которые рассматривались  как неизменные и способные вступать в определенные связи, к изучению условий, попадая в которые вещь не просто ведет себя определенным образом, но только в них может быть или не быть чем-то. Поэтому современная научная теория начинается с выявления способов и условий исследования объекта

3. Зависимость знаний  об объекте от средств познания и соответствующей им организации знания определяет особую роль прибора, экспериментальной установки в современном научном познании. Без прибора нередко отсутствует сама возможность выделить предмет науки (теории), так как он выделяется в результате взаимодействия объекта с прибором

4. Анализ лишь конкретных  проявлений сторон и свойств  объекта в различное время,  в различных ситуациях приводит  к объективному «разбросу» конечных  результатов исследования. Свойства  объекта также зависят от его  взаимодействия с прибором. Отсюда вытекает правомерность и равноправие различных видов описания объекта, различных его образов. Если классическая наука имела дело с единым объектом, отображаемым единственно возможным истинным способом, то современная наука имеет дело с множеством проекций этого объекта, но эти проекции не могут претендовать на законченное всестороннее его описание

5. Отказ от созерцательности  и наивной реалистичности установок  классической науки привел к  усилению математизации современной  науки, сращиванию фундаментальных и прикладных исследований, изучению крайне абстрактных, абсолютно неведомых ранее науке типов реальностей – реальностей потенциальных (квантовая механика) и виртуальных (физика высоких энергий), что привело к взаимопроникновению факта и теории, к невозможности отделения эмпирического от теоретического. [3]

Современную науку отличает повышение уровня ее абстрактности, утрата наглядности, что является следствием математизации науки, возможности  оперирования высокоабстрактными структурами, лишенными наглядных прообразов

Изменились также логические основания науки. Наука стала  использовать такой логический аппарат, который наиболее приспособлен для  фиксации нового деятельностного подхода  к анализу явлений действительности. С этим связано использование неклассических (неаристотелевских) многозначных логик, ограничения и отказы от использования таких классических логических приемов, как закон исключенного третьего

Еще одним итогом революции  в науке стало развитие биосферного  класса наук и новое отношение к феномену жизни. Жизнь перестала казаться случайным явлением во Вселенной, а стала рассматриваться как закономерный результат саморазвития материи, также закономерно приведший к возникновению разума. Науки биосферного класса, к которым относятся почвоведение, биогеохимия, биоценология, биогеография, изучают природные системы, где идет взаимопроникновение живой и неживой природы, то есть происходит взаимосвязь разнокачественных природных явлений. В основе биосферных наук лежит естественноисторическая концепция, идея всеобщей связи в природе. Жизнь и живое понимаются в них как существенный элемент мира, действенно формирующий этот мир, создавший его в нынешнем виде

Современная наука имеет  следующие особенности:

1. Она не признает  классическую механику в качестве ведущей науки, заменив ее квантово-релятивистскими теориями, что привело к разрушению классической модели мира-механизма. Ее сменила модель мира-мысли, основанная на идеях всеобщей связи, изменчивости и развития.

Механистичность и метафизичность классической науки сменились новыми диалектическими установками:

– современный вероятностный  детерминизм, предполагающий вариативность  картины мира сменил классический механический детерминизм, абсолютно исключающий  элемент случайного из картины мира;

– деятельностный подход, признающий непременное влияние самого исследователя, приборов и условий на проводимый эксперимент и полученные в ходе него результаты сменили пассивную роль наблюдателя и экспериментатора в классической науке;

– стремление найти конечную материальную первооснову мира сменилось убеждением в принципиальной невозможности сделать это, представлением о неисчерпаемости материи вглубь;

– новый подход к пониманию  природы познавательной деятельности основывается на признании активности исследователя, не просто являющегося зеркалом действительности, но действенно формирующего ее образ;

– научное знание более  не понимается как абсолютно достоверное, но только как относительно истинное, существующее во множестве теорий, содержащих элементы объективно-истинного знания, что разрушает классический идеал точного и строгого (количественно неограниченно детализируемого) знания, обусловливая неточность и нестрогость современной науки.

2. В новых исследовательских  установках преломляется картина  постоянно изменяющейся природы:

– признание зависимости  свойств предмета от конкретной ситуации, в которой он находится;

– отказ от изоляции предмета от окружающих воздействий, что было свойственно классической науке;

– системно-целостная  оценка поведения предмета, которое признается обусловленным как логикой внутреннего изменения, так и формами взаимодействия с другими предметами;

– антиэлементаризм —  отказ от стремления выделить элементарные составляющие сложных структур, системный  анализ динамически действующих  открытых неравновесных систем;

– динамизм – переход  от исследования равновесных структурных  организаций к анализу неравновесных, нестационарных структур, открытых систем с обратной связью.

3. Неслучайность появления Жизни  и Разума во Вселенной доказывают  развитие биосферного класса наук, а также концепции самоорганизации материи; это на новом уровне возвращает нас к проблеме цели и смысла Вселенной, говорит о запланированном появлении разума, который полностью проявит себя в будущем.

Информация о работе Современная наука: основные черты