Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:38, реферат
Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений наблюдаемых явлений. В начале объяснения носят проблематичный характер. Дальнейшее исследование вносит поправки в эти объяснения. В итоге наука и практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и противоречия и достигают объективно истинных результатов.
Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, является гипотеза.
Введение. 3
1. Понятие гипотезы и ее структура 4
2. Виды гипотез 6
3. Построение гипотезы и этапы ее развития. 9
4. Способы подтверждения и опроверждения гипотез 12
5. Заключение 13
6. Список литературы 15
1. Самым действенным
способом подтверждения
Примерами могут служить открытие планеты Нептун, обнаружение ряда островов
в Северном Ледовитом океане, открытие
явления искусственной радиоактивности
и т.д.
2. Основной способ подтверждения гипотез
- выведение следствий и их верификация.
В процессе верификации большая роль принадлежит
различным экспериментам. Эксперимент
учитывает чаще всего влияние не одного
фактора, а многих, поэтому надо планировать
эксперимент так, чтобы результат был
получен за более короткое время, более
эффективно и по возможности не дорого.
3. Косвенный способ превращения гипотезы
в достоверное знание состоит в опровержении
всех ложных гипотез, после чего заключают
об истинности одного оставшегося предположения.
Для этого применяется разделительно-категорическое
умозаключение, отрицающе-утверждающий
модус. Структура его та же, что и при косвенном
доказательстве.
СХЕМА.
Явление А могло быть вызвано либо В, либо
С, либо Д.
Явление А не вызвано ни В, ни С.
______________________________
Явление А вызвано Д.
Необходимо выполнить два условия: во-первых, перечислить все возможные гипотезы,
причем дизъюнкция может быть как строгой,
так и нестрогой, во-вторых, следует опровергнуть
все ложные гипотезы.3
Опровержение гипотез
осуществляется путем опровержения их следствий. При этом может обнаружиться,
что многие или все необходимые следствия
рассматриваемой гипотезы не имеют места
в действительности. Кроме того, возможно,
будут найдены факты, противоречащие выведенным
следствиям.
Опровержение гипотез происходит в форме
отрицающего модуса условно-категорического
умозаключения, имеющего форму: (( а ? б
)? б?)? а. Этот модус всегда дает достоверное
заключение.
Структура опровержения гипотезы такова:
Если имела место причина
(гипотеза) Н, то должны быть следствия:
С1, и С2, и С3, и ...., и С?.
Следствия С1, или С2, или С3, ...., или С? отсутствуют.
______________________________
Причина Н не имела места.
В символической логике
это умозаключение можно
? ? ? С1 ??С2 ? С3 ? ... ? С? )
_____________________________
С1 ??С2 ? С3 ? ... ? С?
______________________
?
Чем большее число
следствий отсутствует, тем выше степень опровержения высказанной
гипотезы. Гипотеза окончательно опровергается,
если обнаруживаются факты, обстоятельства,
явления, противоречащие вытекающим из
данной гипотезы следствиям.
1 . Войшвилло А.Д. ЛОГИКА . М.- Наука .1996.
2 . Кириллов В.И. ,Старченко А.А. ЛОГИКА
.М.-Юрист. 1998 .
3 . Свинцов А.Н. ЛОГИКА . М.- Просвещение
. 1994.
Объективная реальность бесконечно разнообразна. Существующие в ней предметы более или менее отличаются друг от друга. Например, каждый человек отличается друг от друга и тем более от других живых существ. Вместе с тем это не значит, что объективная ре-альность состоит сплошь из отдельных, изолированных явлений, предметов, процессов. Все предметы объективной реальности имеют общий признак - они материальны. И данный факт обусловливает содержание такого процесса, как познание. Все дело в том, что познание предметов объективной реальности, выявление их сути и оперирование ими в реальной жиз-ни требует средств, которые выражали бы эти предметы реального мира и служили бы инст-рументом развития человеческого знания и наук. Ими являются понятия.
Следовательно, в реальности понятия делают естественный язык общения и языки науки информационно более емкими, более насыщенными, давая возможность зафиксиро-вать и передать знания с помощью наименьшего количества знаковых средств.
Для логики же понятия - это ее предмет исследования, средство и инструментарий по-строения выводов, суждений, умозаключений, гипотез, доказательств, теорий. Следует отме-тить также, что более глубокое понимание и уяснение сути, смысла и содержания понятий осветит обучаемому путь познания, его своеобразную "ширину", "профиль".
Научно-методологической основой экологического права являются современные теоре-тические представления о взаимодействии человека, общества и природы.
Взаимодействие общества и природы как естественный и объективный процесс, необ-ходимое условие существования человека проявляется в двух основных формах.
Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни. Использование природных ресурсов, вы-ступая одной из форм взаимодействия общества и природы, обеспечивает экономические интересы общества.
В процессе этой деятельности на протяжении многих веков люди оказывали активное преобразующее воздействие на природу. В условиях современной научно-технической рево-люции его масштабы существенно изменились, хозяйственная деятельность человека пре-вратилась в фактор глобального характера, сопоставимый с действием сил самой природы. В результате стали очевидными критические пределы влияния на природу сразу во многих от-ношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегу-ляции в биосфере что привело к резкому и негативному изменению условий существования самого человека.
1. Понятие гипотезы и ее
В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от
неполного знания к более полному. Нам приходится выдвигать и затем
обосновывать различные предпол
другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их
подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или,
наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.
Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или
закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества,
мышления.
Специфика гипотезы - быть формой развития знаний - предопределяется
основным свойством мышления, его постоянным движением - углублением и
развитием, стремлением человека к раскрытию новых закономерностей и
причинных связей, что диктуется потребностями практической жизни. Ф.Энгельс
писал в своей книге "Диалектика природы" :"Наблюдение открывает какой-
нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения фактов,
относящихся к той же группе. С
этого момента возникает
способах объяснения, опирающихся сперва только на ограниченное число фактов
и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипотез,
устраняет один из них, исправляет другие, пока не будет установлен в чистом
виде закон".
О познании каких бы явлений не шла речь - явлений природы или
общественной жизни, единичных предметов или закономерностей, новое знание
всегда возникает первоначально в форме гипотезы. Этим и объясняется
необходимый и тем самым всеобщий характер гипотезы как формы развития
человеческих знаний.
Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения,
объясняющего исследуемое
суждения или системы
или закономерных связей явлений. Суждение является проблематичным
суждением, в котором выражено первоначальное предположительное знание о
причинах или свойствах
Чтобы превратиться в достоверное знание, предположение подлежит
научной и практической проверке. Процесс проверки гипотезы, протекающий с
использованием различных логических приемов, операций и форм вывода,
приводит в итоге либо к подтверждению гипотезы, либо к ее опровержению. В
связи с этим следует строго различать гипотезу и доказанные с ее помощью
положения. Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в поверке вероятное
знание. Доказанное же с ее помощью положение уже не является собственно
гипотезой, ибо содержит в себе проверенное и не вызывающее сомнений
истинное знание.
Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в
результате анализа
наблюдений. Значит, гипотеза - это не любая догадка, фантазия или
допущение, а лишь обоснованное, опирающееся на конкретные материалы
положение. В соответствии с этим и возникновение гипотезы - это не
хаотический и не подсознательный, закономерный логический процесс.
Построение гипотезы - это сложный логический процесс с участием
различных форм умозаключений. В отдельных случаях гипотеза возникает как
результат уподобления двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает
аналогия, в других случаях она - результат дедуктивных выводов, чаще всего
ее возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического
материала.
Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный
результат рассуждения - предположение. Она включает также обработку
исходных данных и логический подход к предположению. Завершающий этап
познания - проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное
знание или опровергающая его.
1 Свинцов А.Н. ЛОГИКА . М.- Просвещение .
1994. 347 с
2 Кириллов В.И. ,Старченко А.А. ЛОГИКА .М.-Юрист. 1998 . 254 с
3 Войшвилло А.Д. ЛОГИКА . М.- Наука .1996. 267с
Информация о работе Способы подтверждения и опроверждения гипотез