Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 21:07, контрольная работа
Основой, фундаментом всех естественных наук является физика, предметом которой являются тела, их движения, превращения и формы проявления на различных уровнях. Внутри физики выделяется большое число подразделов, различающихся специфическим предметом и методами исследования. Важнейшим среди них является механика — учение о равновесии и движении тел (или их частей) в пространстве и времени.
Следующей ступенькой является химия, изучающая химические элементы, их свойства, превращения и соединения. В химии выделяют неорганическую и органическую химию, химию материалов и другие разделы.
1. Структура естествонаучного знания 3
2. Место и роль науки в общественной жизни современного человека 4
3. Современные проблемы астрофизики 5
4. Проблемы соотношения сохранения и эволюции 6
5. Основные проблемы генетики и роль воспроизводства в развитии живого 7
6. Гипотеза Геи-Земли как единого организма и ее естественнонаучное обоснование 8
7. Модель «расширяющегося сознания» и ее соотношение с классическими представлениями 9
8. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека 10
Список литературы 11
Оглавление
1. Структура естествонаучного знания 3
2. Место и роль науки в общественной жизни современного человека 4
3. Современные проблемы астрофизики 5
4. Проблемы
соотношения сохранения и
5. Основные
проблемы генетики и роль
6. Гипотеза
Геи-Земли как единого
7. Модель
«расширяющегося сознания» и
ее соотношение с
8. Соотношение
глобальной экологии, социальной
экологии и экологии человека 1
Список литературы 11
Современное естествознание
характеризуется
В середине 19-го века немецкий химик Кекуле составил иерархическую последовательность наук по степени возрастания их сложности (а точнее, по степени сложности объектов и явлений, которые они изучают).
Такая иерархия естественных наук позволяла как бы «выводить» одну науку из другой. Так физику называли механикой молекул, химию, физикой атомов, биологию – химией белков или белковых тел. Эта схема достаточно условна. Систему естественных наук можно представить в виде своеобразной лестницы, каждая ступенька которой является фундаментом для следующей за ней науки, и в свою очередь, основывается на данных предшествующей науки.
Основой, фундаментом всех естественных наук является физика, предметом которой являются тела, их движения, превращения и формы проявления на различных уровнях. Внутри физики выделяется большое число подразделов, различающихся специфическим предметом и методами исследования. Важнейшим среди них является механика — учение о равновесии и движении тел (или их частей) в пространстве и времени.
Следующей ступенькой является химия, изучающая химические элементы, их свойства, превращения и соединения. В химии выделяют неорганическую и органическую химию, химию материалов и другие разделы.
В свою очередь, химия лежит в основе биологии — науки о живом, изучающей клетку и все от нее производное. В основе биологических знаний — знания о веществе, химических элементах. Среди биологических наук следует выделить ботанику, зоологию. Анатомия, физиология и эмбриология изучают строение, функции и развитие организма. Цитология исследует живую клетку, гистология — свойства тканей, палеонтология — ископаемые останки жизни, генетика — проблемы наследственности и изменчивости.
Науки о Земле являются следующим элементом структуры естествознания. В эту группу входят геология, география, экология и др. Все они рассматривают строение и развитие нашей планеты, представляющей собой сложнейшее сочетание физических, химических и биологических явлений и процессов.
Завершает эту грандиозную пирамиду знаний о Природе космология, изучающая Вселенную как целое. Частью этих знаний являются астрономия и космогония, которые исследуют строение и происхождение планет, звезд, галактик и т.д. На этом уровне происходит новое возвращение к физике. Это позволяет говорить о циклическом, замкнутом характере естествознания, что, очевидно, отражает одно из важнейших свойств самой Природы.
Структура естествознания не ограничивается названными выше науками. Дело в том, что в науке идут сложнейшие процессы дифференциации и интеграции научного знания. Дифференциация науки — это выделение внутри какой-либо науки более узких, частных областей исследования, превращение их в самостоятельные науки.
Интеграция науки —
это появление новых наук на стыках
старых, процесс объединения научного
знания. Примерами такого рода наук
являются: физическая химия, химическая
физика, биофизика, биохимия, геохимия,
биогеохимия, астробиология и др.
Таким образом, построенная пирамида естественных
наук значительно усложняется, включая
в себя большое количество дополнительных
и промежуточных элементов.
Необходимо также отметить, что система
естествознания отнюдь не является незыблемой,
в ней не только постоянно появляются
новые науки, но и меняется их роль, периодически
происходит смена лидера в естествознании.
ХХ век стал веком победившей
научной революции. НТП ускорился
во всех развитых странах. Постепенно
происходило все большее
И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Очень важны функции науки
как социальной силы в решении
глобальных проблем современности.
В качестве примера здесь можно
назвать экологическую
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).
Эта проблема, будучи философской,
по своему характеру, в то же время
имеет большую практическую значимость.
Осмысление специфики науки является
необходимой предпосылкой внедрения
научных методов в управление
культурными процессами. Оно необходимо
и для построения теории управления
самой наукой в условиях НТР, поскольку
выяснение закономерностей
Основные проблемы современной
астрофизики связаны с
Космические гамма-всплески
относятся к наиболее загадочным
астрономическим явлениям, открытым
в последние 25 лет, и до сих пор
вызывают оживленный интерес ученых.
Гамма-всплески были открыты случайно
американскими спутниками серии Vela, предназначенными
для обнаружения наземных ядерных взрывов.
К настоящему времени различными космическими
аппаратами зарегистрировано около 1500
всплесков. Они представляют собой импульсы гамма-излучения (
В космологии основные проблемы, состоят в выборе модели развития Вселенной (открытой с неограниченным космологическим расширением или закрытой, в которой первоначальное расширение из сверхплотного состояния сменится последующим сжатием) и в выяснении сценария первоначального расширения Вселенной после момента Большого Взрыва.
Возможность существования сверхмассивных черных дыр в центрах галактик можно проверить, изучая движение вокруг них звезд и межзвездного вещества. Построение теоретических моделей "микроквазаров" требует анализа физических процессов вблизи черных дыр и отыскания механизмов, которые приводят к появлению электрон-позитронных пар, генерации рентгеновского и гамма-излучения, ускорению частиц в джетах до релятивистских скоростей и генерации их радиоизлучения. Все эти проблемы еще ждут своего решения.
Идея эволюции включает два
непременных противоположных
Теория эволюции занимает особое место в изучении истории жизни. ЭВОЛЮЦИЯ подразумевает всеобщее постепенное развитие, упорядоченное и последовательное. Применительно к живым организмам эволюцию можно определить как развитие сложных организмов из предшествующих, более простых организмов с течением времени.
История развития эволюционной теории показывает, что концепция непрерывности или постепенного развития более сложных видов из предшествующих, более простых форм возникла у ряда философов и естествоиспытателей еще до формального провозглашения в XIX в. эволюционных гипотез.
Теория эволюции, предложенная Дарвином и Уоллесом, была расширена и разработана в сфере современных данных генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, экологии, этологии и получила название «неодарвинизм».
Неодарвинизм можно определить как теорию органической эволюции путем естественного отбора признаков, детерминированных генетически.
Термин «эволюция» может означать как сам этот процесс, так и его результат; соответственно, разные аспекты неодарвинизма опираются на доказательства разного типа. Для того чтобы признать сформулированную неодарвинистскую эволюционную теорию, необходимо:
1) установить факт изменения форм жизни во времени (эволюция в прошлом);
2) выявить механизм, производящий
эволюционные изменения (
3) продемонстрировать эволюцию,
происходящую в настоящее
Не существует пока твердо
установленных законов
В современном понимании эволюция – это серия последовательных изменений с исторически значимым результатом. Мы не обязаны оговаривать, что изменяется (генотип, признак, популяция, вид), как (непрерывно, прерывисто, скачкообразно, направленно, обратимо – эти эпитеты более или менее условны, как мы еще увидим) и с каким конкретным результатом (видообразование, филогенез, общее развитие жизни и т. п.). Но мы должны признать, что эволюция распознается апостериорно: изменение, происходящее на наших глазах, может быть или не быть эволюцией.
Генетика-наука о наследстве
Генетика – дисциплина,
изучающая механизмы и
К глобальным фундаментальным вопросам современной генетики можно отнести следующие проблемы:
1. Изменчивость наследственного аппарата организмов (мутагенез, рекомбиногенез и направленная изменчивость), играющая важнейшую роль в селекции, медицине и теории эволюции.
2. Экологические проблемы,
связанные с генетическими
3. Рост и размножение
клеток и их регуляция,
4. Проблема защиты организма,
иммунитета, тканевой совместимости
при пересадке тканей и
5. Проблема старения и долголетия.
6. Возникновение новых вирусов и борьба с ними.
7. Частная генетика разных
видов растений, животных и микроорганизмов,
позволяющая выявлять и
8. Проблема продуктивности
и качества