Структура естествонаучного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

Основой, фундаментом всех естественных наук является физика, предметом которой являются тела, их движения, превращения и формы проявления на различных уровнях. Внутри физики выделяется большое число подразделов, различающихся специфическим предметом и методами исследования. Важнейшим среди них является механика — учение о равновесии и движении тел (или их частей) в пространстве и времени.
Следующей ступенькой является химия, изучающая химические элементы, их свойства, превращения и соединения. В химии выделяют неорганическую и органическую химию, химию материалов и другие разделы.

Содержание работы

1. Структура естествонаучного знания 3
2. Место и роль науки в общественной жизни современного человека 4
3. Современные проблемы астрофизики 5
4. Проблемы соотношения сохранения и эволюции 6
5. Основные проблемы генетики и роль воспроизводства в развитии живого 7
6. Гипотеза Геи-Земли как единого организма и ее естественнонаучное обоснование 8
7. Модель «расширяющегося сознания» и ее соотношение с классическими представлениями 9
8. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

КСЕ.docx

— 38.76 Кб (Скачать файл)

 

 

6. Гипотеза Геи-Земли  как единого организма и ее  естественнонаучное обоснование

 

Гея — греческая богиня, которая вывела мир из хаоса. Гипотезу Геи выдвинул английский ученый Джеймс Лавлок, работавший в НАСА в начале 1960-х годов, в период, когда только начинались поиски жизни в Солнечной системе. Исходя из того факта, что земная атмосфера значительно отличается от атмосфер безжизненных планет, Лавлок утверждал, что наша планета и ее биосфера представляют собой некий живой организм. Он говорил: «Земля — больше, чем просто дом, это живой организм, и мы являемся его частью».

В этой гипотезе нет четко определенных выводов, которые можно было бы проверить экспериментально, а такая проверка требуется любой научной теории. Некоторые считают, что эту гипотезу лучше рассматривать как литературную метафору — возможно, полезную при рассуждении о планетах, но недостаточно точную. Но у нее есть и свои приверженцы среди серьезных ученых (например, американский биолог Линн Маргулис).

Сторонники  гипотезы отмечают, что она предполагает наличие механизма обратной связи  со стороны живых организмов, благодаря  чему планета остается пригодной  для жизни. Приводится такой пример: повышение содержания углекислого  газа в атмосфере приводит к усилению роста растений, что в свою очередь  снижает уровень углекислого  газа. Однако эти механизмы обратной связи хорошо известны, и для их объяснения не требуется гипотеза Геи.

Значение  же гипотезы состоит в том, что  она способствовала развитию системного подхода к изучению Земли, при  котором планета рассматривается  как единое целое, а не как набор  отдельных частей. Действительно, развитие наук о Земле в последние десятилетия  ХХ века стимулировалось пониманием того, что различные части планеты — например, горные породы или океаны — нельзя исследовать в отрыве друг от друга. Именно поэтому соответствующие факультеты в американских университетах стали чаще называться факультетами науки о земных системах, а не геологическими, как раньше. Во многом эта перемена была вызвана прогрессом в развитии вычислительной техники, но и гипотеза Геи также внесла свой вклад.

 

 

7. Модель «расширяющегося  сознания» и ее соотношение  с классическими представлениями

В материалистической философии  в варианте марксистской философии  под сознанием понимается высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности в форме  чувственных и умственных образов  предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Сознание представляет собой  свойство высокоорганизованной материи - мозга. Сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, а в гносеологическом плане - как идеальное в противоположность  материальному и в единстве с  ним. Социальная практика оказывается  решающей для формирования и развития сознания (как совокупности идей, ценностей, установок, представлений).

В информационной концепции  сознания, развиваемой в рамках когнитивно-эволюционного  подхода, оспаривается тезис о доминирующей роли социальных факторов в феномене сознания и указывается на важнейшую  роль генетически-врожденных факторов (в том числе и культурных генов), под влиянием которых формируется  и реализуется работа когнитивной  системы человека. Подчеркивается, что гипотеза о тождестве физического  и психического - имеется только одно состояние, которое может восприниматься либо психически, либо физиологически - оказалась плодотворной среди нейрофизиологов, психофизиологов, нейробиологов. При  этом постулируется, что позитивное решение психофизиологической проблемы исключает любые формы дуализма, как в марксистском варианте - идеального и материального, так и в картезианском  варианте - независимости души и  тела. В качестве основного аргумента  против дуализма выдвигается сомнение в том, что нематериальная сила приводит в движение мускулы человека и  управляет его мышлением.

Во многом благодаря когнитивно-эволюционному  подходу, удалось прояснить информационную природу когнитивных процессов  и сознания, выявить близость когнитивных  систем высших животных и человека, ввести методики более тонкого анализа  осознаваемых, бессознательных, полуосознаваемых процессов, а также трансформаций  сознания (сон, гипноз, внушение).

В техническом мировоззрении живые существа мыслятся подобно самоорганизующимся техническим устройствам (термины «анализаторы», «обмен информацией», «коммуникации»). Феномен магии языка всесилен и в наши времена - мысля в технических терминах, человек поневоле и относится ко всему также как и к созданной им искусственной технике.

В холотропной модели сознания (например, по С. Грофу) человек имеет  бесконечное поле сознания, которое  соизмеримо со всей целостностью бытия; сознание опосредуется мозгом, но не зарождается  в нем; память может существовать без биофизического материального  субстрата; психика включает в себя весь опыт эволюции Вселенной и в  каждом человеке есть всё. Модель Грофа  прямо связана с мистическими учениями Востока и Запада. В материалистических моделях и в модели «расширяющегося  сознания» понятие сознания употребляется  в разных смыслах. В классике можно  говорить о внешнем сознании, а  в холотропной модели о внешне физическом и внутренне-психическом  сознаниях (глубинном, непроявленном, которое при определенных условиях может проявиться).

В эзотерической традиции дух и материя мыслятся как  два аспекта единой сущности. В  этом смысле неверно сказать, что  идеальные нематериальные процессы управляют материальными. Предполагается, что мироздание имеет иерархически-сложную  структуру, причем каждому уровню соответствуют  свои законы организации материальных форм (например, насчитывают семь форм существования материи, в отличие  от известных науке четырех состояний - твердое, жидкое, газообразное, плазма). Утверждается принцип континуальности, то есть в природе нет пустоты.

8. Соотношение глобальной  экологии, социальной экологии и  экологии человека

 

Глобальная экология, комплексная  научная дисциплина, изучающая биосферу в целом. Основы глобальной экологии разработаны М. И. Будыко (1977), который  ее центральной проблемой считает  круговорот различных веществ в  биосфере. Исследование этой проблемы необходимо для решения основной задачи глобальной экологии — разработки прогнозов возможных изменений  биосферы в будущем под влиянием деятельности человека. Так как от этого прогноза будет существенно  зависеть долгосрочное, хозяйственное  планирование, связанное с крупными капиталовложениями, очевидно, что  он должен обладать высокой достоверностью. Глобальная экология как научная  дисциплина находится в стадии формирования, ее границы точно не определены. Одни ученые считают ее разделом общей  экологии, другие отождествляют с  охраной природы, экологией человека, третьи относят к самостоятельной  научной дисциплине.

Социальная экология (или  социоэкология) — комплекс научных  дисциплин, рассматривающий взаимоотношения  в системе «общество — природная  среда» и разрабатывающий научные  основы оптимизации жизненной среды  человека. Терминология в данной области  не вполне устоялась. С точки зрения одних ученых, социальная экология должна изучать соотношение общества с географической, социальной и культурной средами; согласно позиции других —  это раздел экологии человека, рассматривающий  взаимоотношения социальных групп  общества с природой и т. д. При  этом в одних случаях социоэкология  включает в себя экологию человека, в других — сама социоэкология  является частью экологии человека. 
Тем не менее, социальная экология — признанное во всем мире научное направление. Подобного статуса в системе наук она добилась благодаря устранению биологического детерминизма при определении своего предмета.

Расхождение подходов не ведет  к недооценке проблематики экологии человека. Скорее, наоборот: под ее влиянием происходит "экологизация" различных  наук о человеке. О внимании, уделяемом этой науке, свидетельствуют такие примеры. Как известно, вторая половина 60-х - первая половина 70-х годов нашего столетия были временем реализации Международной биологической программы. Не будет преувеличением сказать, что ее "острие" было направлено на выяснение механизмов и проявлений адаптации человека к разным природным условиям, то есть на тематику по своей сути экологическую. Это подтверждается знакомством с мировыми сводками исследований, проведенных секцией "Адаптация человека" в рамках Международной биологической программы.

Список литературы

 

  1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., Центр, 2007 – 208 с.
  2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник.-М. Высшая школа. 2007. - 334 с.
  3. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.-М.:ЮНИТИ,2009.-287 с.

 


Информация о работе Структура естествонаучного знания