Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:47, реферат
Изучение естествознания нужно не только для того, чтобы мы как культурные люди знали и разбирались в его результатах, но и для понимания самой структуры нашего мышления. Итак, мы отправляемся в безбрежное море познания. Предположим, что вместе с Ньютоном мы лежим под деревом и наблюдаем, падение яблока, которое, по преданию, натолкнуло Ньютона на открытие закона всемирного тяготения. Яблоки падали на голову не только Ньютона, но почему именно он сформулировал закон всемирного тяготения? Что помогло ему в этом: любопытство, удивление (с которого, по Аристотелю, начинается научное исследование) или, быть может, он и до этого изучал тяготение, и падение яблока было не начальным, а завершающим моментом его раздумий? Как бы то ни было, мы можем согласиться с легендой в том, что именно обычный эмпирический факт падения яблока был отправной точкой для открытия закона всемирного тяготения.
Закон природы, по Пуанкаре, - наилучшее выражение гармонии мира. «Закон есть одно из самых недавних завоеваний человеческого ума; существуют еще народы, которые живут среди непрерывного чуда и которые не удивляются этому. Напротив, мы должны были бы удивляться закономерности природы. Люди просят своих богов доказать их существование чудесами; но вечное чудо в том, что чудеса не совершаются беспрестанно. Потому-то мир и божественен, что он полон гармонии. Если бы он управлялся произволом, то что доказывало бы нам, что он не управляется случаем? Этим завоеванием закона мы обязаны астрономии, и оно-то и создает величие этой науки, еще большее, чем материальное величие изучаемых ею предметов» (А. Пуанкаре. Цит. соч. - С. 157).
Итак, естествознание изучает мир с целью творения законов его функционирования, как продуктов человеческой деятельности, отражающих периодически повторяющиеся факты действительности.
О практическом значении
познания законов природы Пуанкаре
пишет так: «Завоевания промышленности,
обогащение стольких практических людей,
никогда не увидели бы света, если
бы существовали только люди практики!..
Необходимо, следовательно, чтобы кто-то
думал за тех, кто не любит думать;
а так как последних
Совокупность нескольких
законов, относящихся к одной
области познания, называется теорией.
В случае, если теория в целом
не получает убедительного эмпирического
подтверждения, она может быть дополнена
новыми гипотезами, которых, однако, не
должно быть слишком много, так как
это подрывает доверие к
Подтвержденная на практике теория считается истинной вплоть до того момента, когда будет предложена новая теория, лучше объясняющая известные эмпирические факты, а также новые эмпирические факты, которые стали известны уже после принятия данной теории и оказались противоречащими ей.
Итак, наука строится из наблюдений, экспериментов, гипотез, теорий и аргументации. Наука в содержательном плане - это совокупность эмпирических обобщений и теорий, подтверждаемых наблюдением и экспериментом. Причем творческий процесс создания -теорий и аргументации в их поддержку играет в науке не меньшую роль, чем наблюдение и эксперимент.
Схематично структуру научного познания можно представить следующим образом:
Эмпирический факт -» научный факт -» наблюдение -» реальный эксперимент -» модельный эксперимент -» мысленный эксперимент -> фиксация результатов эмпирического уровня исследований -» эмпирическое обобщение -» использование имеющегося теоретического знания -» образ -» формулирование гипотезы -» проверка ее на опыте -» формулирование новых понятий -» введение терминов и знаков -» определение их значения -» выведение закона -» создание теории -» проверка ее на опыте -» приятие в случае необходимости дополнительных гипотез.
Итак, чудес не бывает, если не в самой природе, то по крайней мере в формулировании законов ее развития, и от падения яблока на голову Ньютона до открытия им закона всемирного тяготения - дистанция огромного размера, даже если в голове самого Ньютона она может быть пройдена мгновенно.
Соотношение эмпирического и теоретического уровней исследования
Эмпирический и теоретический уровни знания различаются по предмету (во втором случае он может иметь свойства, которых нет у эмпирического объекта), средствам (во втором случае это мыслительный эксперимент, метод моделирования, аксиоматический метод и т. д.) и результатам исследования (в первом случае эмпирическое обобщение, во втором - гипотеза и теория).
Различие между
эмпирическим и теоретическим уровнями
исследований не совпадает с различием
между чувственным и
Процесс научного поиска даже на теоретическом уровне не является строго рациональным. Непосредственно перед стадией научного открытия важно воображение, создание образов, а на самой стадии открытия - интуиция. Поэтому открытие нельзя логически вывести, как теорему в математике. О значении интуиции в науке хорошо свидетельствуют слова выдающегося математика Гаусса:
«Вот мой результат, но я пока не знаю, как получить его». Результат интуитивен, но нет аргументации в его защиту. Интуиция присутствует в науке (так называемое «чувство объекта»), но она ничего не значит в смысле обоснования результатов. Нужны еще объективные рациональные методы, которые все люди могут оценить.
Логика действует на стадии так называемой «нормальной науки» в рамках определенной парадигмы для обоснования выдвинутой гипотезы или теории. Однако следует помнить, имея в виду значение логики, что рассуждения в естествознании не являются доказательствами, а только выводами. Вывод свидетельствует об истинности рассуждения, если посылки верны, но не говорит об истинности посылок. Определение также сдвигает проблему значения к определяющим терминам, истинность которых гарантирует опыт.
Несмотря на методологическую
ценность выделения эмпирического
и теоретического, разделить эти
два уровня в целостном процессе
познания полностью невозможно, что
показали неудачные попытки в
рамках неопозитивизма. Вопросу соотношения
эмпирического и теоретического
уровней исследования посвящено
следующее замечание А. Эйнштейна:
«Но с принципиальной точки зрения
желание строить теорию только на
наблюдаемых величинах
Общие закономерности
Наука является основой
всякого прогресса, облегчающего жизнь
человечества и уменьшающего его
страдания.
М. Склодовская-Кюри
Основные наиболее общие закономерности современного естествознания позволяют сделать следующие выводы: