Виды избирательных ситстем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в теоретико-правовом анализе видов избира тельной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательной системы и избирательного права.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Понятие и принципы избирательного права
2. Виды избирательных систем
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

prudnikova_kursovaia_rabota.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Красноярский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

Виды избирательных  систем

Фамилия студента

Прудникова

Имя студента

Елена

Отчество студента

Владимировна

№ контракта

0560611400109012


 

Содержание

 

  Основные данные о работе

  Содержание

  Введение

  Основная часть

    1. Понятие и принципы  избирательного права

    2. Виды избирательных  систем

  Заключение

  Глоссарий

  Список использованных источников

  Приложения

Введение

 

Одним из принципов демократического режима является выборность и сменяемость  центральных и местных

органов государственной власти, их легитимность. Актуальность выбранной  темы «Виды избирательных систем»  заключается в

исключительно высокой роли избирательной системы в развитии политической системы общества. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти - от местных органов самоуправления до президента. Все мы граждане своей страны. У каждого из нас есть свои права и обязанности. Мы обладаем политическими правами и должны, на мой взгляд, участвовать в политической жизни страны. Ведь от нас, граждан, зависит, как будет развиваться наше государство. Это мы можем осуществить через выборы.

В научной литературе термин

«избирательная система» употребляется  обычно в двух значениях - широком  и узком. В широком смысле избирательная  система- это непосредственно порядок  формирования выборных органов государства  и местного самоуправления. А также  принципы и условия участия в формировании избираемых органов, организацию и порядок выборов. Избирательная система в узком смысле - это система непосредственного распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Избирательная система в узком смысле подразделяется на: мажоритарную, пропорциональную и смешанные системы. В свою очередь мажоритарная система делиться на: мажоритарную систему относительного большинства, мажоритарную систему абсолютного большинства. Пропорциональная система

делиться на: пропорциональную и  полупропорциональную системы.

Наиболее распространена на выборах  система большинства, которая именуется  мажоритарной. При этой системе избранными считаются те кандидаты, которые  получили установленное большинство голосов. Мажоритарная система относительного большинства - это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, т.е. больше голосов, чем любой другой кандидат. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Мажоритарная система абсолютного большинства - данная система отличается от мажоритарной системы относительного большинства тем, что кандидат считается победившим на выборах, если он получил абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа. При этом устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися.

Система пропорционального представительства  политических партий и движений, сокращенно называется пропорциональной системой. Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Требование пропорционального представительства подчас поднимается на конституционный уровень. Полупропорциональная система - под этим названием объединены системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, то есть на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные

возможности представительства и  меньшинству избирателей. Это достигается  благодаря применению так называемого  ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а

за меньшее.

Следующая система – это смешанная  избирательная система. Данная система  основана на сочетании двух систем представительства – мажоритарной и пропорциональной. Она создается с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить.

Цель данной работы состоит в  теоретико-правовом анализе видов избира тельной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательной системы и избирательно

го права. В ыяс

нить какие существуют виды избирательных  систем, и дать им характеристику.

Изучив большое количество учебной литературы, в данной работе я решила придерживать ся научных, учебных трудов следующих авторов: Баглай М.В., Козлова Е.И.,

Кутафин О.Е, Конституционное право  зарубежных стран. Учебник для вузов.

Основная часть

1 Понятие и принципы избирательного права

 

 Избирательное право – достаточно  сложное политико-правовое понятие,  достаточно неоднозначно трактуемое  в науке и практике.

Особенностью русскоязычной юридической  лексики является наличие у понятия  «право» всегда, как минимум, двух основных смыслов – 1) «объективного» - как одного из видов регуляторов общественных отношений – совокупности правил поведения, определённым образом формализованных и подкреплённых силой государственного принуждения; 2) «субъективного» - индивидуальной возможности субъекта общественного отношения действовать по своему усмотрению (в определённых рамках).

Эта особенность касается и понятия  «избирательное право». При большом  количестве существующих в общественных науках определений оно используется в двух основных смыслах.

1) В первом смысле – как  объективное избирательное право  – это один из важнейших  институтов (подотраслей) российского  конституционного права, представляющий  собой совокупность правовых  норм, регулирующих общественные  отношения, связанные с организацией и проведением выборов в Российской Федерации1.

Для правильного понимания данного  определения необходимо, естественно, прояснить и понятие выборов. В соответствии с определением, закреплённым в п. 9) ст. 2 Федерального закона «Об  основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ2, выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица (в соответствии с российским избирательным и муниципальным законодательством в муниципальных выборах может участвовать строго определённая категория иностранных граждан, о чём подробнее – при рассмотрении правого статуса избирателя).

Вообще выборы – не менее дискуссионное  понятие, нежели избирательное право. Так, например, известный французский учёный М. Прело понятием «выборы» обозначал состязание юридически квалифицируемых воль с целью провести назначение2.

В любом случае, выборы отличаются от референдума, который в законодательстве РФ определяется как «форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме» (та же категория иностранных граждан, которая может участвовать в муниципальных выборах, может участвовать и в местном референдуме). Таким образом, избирательное право и референдумное право – хотя и близкие и тесно связанные понятия, однако не совпадающие полностью по смыслу и содержанию3.

В этой же связи выборы следует  отличать от иных форм непосредственной демократии – отзыва выборных должностных  лиц, собраний, митингов и т.д.

2) Во втором смысле – как  субъективное избирательное право  – это право граждан Российской Федерации:

а) избирать (активное избирательное  право) в органы государственной  власти и местного самоуправления и

б) быть избранными в органы государственной  власти и местного самоуправления (пассивное  избирательное право).

В этом смысле избирательное право - это свобода действий отдельного гражданина в определённых законом рамках при участии в выборах (выше уже говорилось о том, что для некоторых иностранцев в законодательстве делается исключение в отношении возможности участвовать в муниципальных выборах). Избирательное право относится к числу политических конституционных прав российских граждан.

Необходимо подчеркнуть, что в  отличие от ряда государств (Бельгия, Люксембург, Австрия, Греция, Турция, Бразилия, Венесуэла, Австралия и т.д.) в России участие в выборах является именно правом, а не обязанностью гражданина, т.е. за неучастие в выборах на него не налагаются санкции юридического характера. Разные специалисты неоднозначно оценивают этот факт, так как свобода участия или неучастия в выборах может повлечь такое негативное явление как абсентеизм – равнодушное или отрицательное отношение избирателей к политическому процессу вообще и в том числе выборам.

Между тем, как отмечают Ю.А. Веденеев и В.И. Лысенко «социальная ценность выборов в том и состоит, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения граждан, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающим его автономию, юридически признанной за гражданами и их политическими объединениями возможностью быть субъектами политической власти»4.

К этому можно добавить, что выборы должны выступать механизмом обеспечения  обратной связи между народом  и органами публичной власти (государственными органами и органами местного самоуправления), т.е. управляющий импульс идёт не только от властных органов к гражданам, но и в обратном направлении. Также выборы оформляют политическую ответственность выборных должностных лиц и органов перед избирателями – те из них, кто действовал неэффективно и не выполнил своих предвыборных обещаний, могут быть непереизбраны на очередной срок.

Нельзя не отметить и значение выборов  как самого легитимного из способов формирования персонального состава  должностей и публично-властных органов.

С другой стороны, некоторые учёные (особенно политологи, философы и социологи) начинают отмечать некоторый кризис реализации демократических институтов, например, в западных странах выражающийся в их некоторой театрализации, вышеупомянутом абсентеизме и т.д.6 Однако это не означает отрицания ценности самого института выборов и избирательного права. Возможно, выход следует искать на путях обновления теории и адекватной оптимизации избирательного законодательства.

----------

1  Как уже отмечалось определений  избирательного права, в том  числе объективного, в науке сформулировано множество. Так, например, по одному из подходов избирательное право является даже не подотраслью конституционного права Российской Федерации, а вполне самостоятельной отраслью - см.: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А.В. Иванченко. – М.: Изд-во НОРМА, 1999. С. 2. С другой стороны, проведение выборов на местном уровне регулируется нормами не только конституционного, но и муниципального права, хотя часть учёных, в свою очередь, считают муниципальное право не самостоятельной отраслью, а подотраслью конституционного права – см.: Васильев В.И. Муниципальное право России. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008. с. 9 – 26; Он же. О предмете муниципального права // Журнал российского права, N 5, май 2006 г.;

2  "Парламентская газета", N 110-111, 15.06.2002.

3  Прело М. Конституционное  право Франции. – М., 1957. Цит.  по: Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б.  Избирательное право и процесс  в Российской Федерации. –  Ростов-на-Дону, 2004. С. 263.

4 Хотя в юридической науке существуют и иные мнения – см.: Князев С.Д. Очерки теории российского избирательного права. – Владивосток, 1999.

5 Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный  процесс в Российской Федерации:  политико-правовые и технологические  аспекты // Государство и право. 1997, № 8.

6 См.: Иванов В. Нормативный конституционно-правовой  договор: теория и практика. К  критике современной теории государства.  – М.: Территория будущего, 2008.

2. Принципы избирательного права

  Принципы избирательного права  – это его основополагающие начала. Существуют самые разные подходы к пониманию и классификации принципов избирательного права7, однако в учебных целях следует обратить внимание, прежде всего, на принципы избирательного права, признанные в качестве таковых в нормативно-правовых актах РФ.

С этой точки зрения принципы избирательного права следует разделить на основные (конституционные) и легальные (закреплённые в законодательстве – важнейшее  значение в этом отношении имеет  Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Основные (конституционные) принципы избирательного права – это знаменитая «четырёххвостка» - всеобщее, равное и  прямое избирательное право при  тайном голосовании.

Следует оговориться, что в Конституции России данные принципы закреплены только применительно к выборам Президента РФ, на остальные виды выборов их действие распространено федеральным законодательством, прежде всего – Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Нельзя отрицать значение и остальных принципов избирательного права, которые закреплены в указанном законе, их тоже можно вывести из смысла положений российской Конституции в опосредованной форме. Однако вышеперечисленные четыре принципа являются самыми важными.

1) Принцип всеобщности избирательного  права – означает, что избирательным  правом наделяется как можно  большее число граждан государства.  Устанавливаемые ограничения должны  быть минимальными и разумно  обоснованными. Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Информация о работе Виды избирательных ситстем