Закономерности и модели развития науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки:
- Каменный век (около 2 млн лет назад) – когда человек начал приобретать и передавать практически значимое.
- V век до н.э. (в Древней Греции) – как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического.
- Период позднего средневековья - когда была осознана значимость опытного знания.

Содержание работы

Введение
1. Общие модели развития науки
2. Анализ взглядов Т. Куна на проблему революций в науке
3. Изложение идеи И. Локатоса на закономерности развития науки
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

закономерности и модели развития науки.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

  1. Общие модели развития науки
  2. Анализ взглядов Т. Куна на проблему революций в науке
  3. Изложение идеи И. Локатоса на закономерности развития науки

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Наука – это система  сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний о мироустройстве и их систематизацию. Она включает:

- Субъект – это  ученые, научные сотрудники, специалисты,  их объединения.

- Объект – это все  состояние бытия, требующее изучения - явления, законы и случайности.

- Цель – это описание, объяснение, предсказание, истолкование  процессов и явлений.

- Средства – это  правила и методы мышления; правила  и методы опытного исследования; система научных приборов, устройств,  зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность; денежно-кредитное обеспечение науки, язык, разумно-рассудочный уровень мышления.

- Социальные условия  – это система организации  научной деятельности в обществе, государстве; уровень потребности  общества и государства в истинных знаниях; создание сети научных учреждений (академии, министерства, научно-исследовательские институты); государственная и частная поддержка науки денежными средствами; материально-энергетическое обеспечение; коммуникационное обеспечение (издание монографий, журналов, проведение конференций); подготовка научных кадров.

- Активность субъекта  – без инициативных действий  ученых, научных сообществ научное  творчество не может быть реализовано.

- Конечный продукт (результат) – это итог осуществленных действий в получении знаний, отражающий объективную истинность, логическую обоснованность и полноту для данного уровня познания, открытость для компетентной критики (открытия одних ученых проверяют другие), практическая применимость.

Так как человеческое существование эволюционировало от простейших состояний к более сложным и совершенным, то и наука прошла тот же путь эволюции.

Существует несколько  точек зрения о времени возникновения  науки:

- Каменный век (около 2 млн лет назад) – когда человек начал приобретать и передавать практически значимое.

- V век до н.э. (в Древней Греции) – как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического.

- Период позднего средневековья - когда была осознана значимость опытного знания.

- XVI-XVII в.в. – когда появились работы немецкого ученого Иоганна Кеплера (1571-1630) (установил 3 закона движения планет вокруг солнца, изобрел телескоп); нидерландского ученого Христиана Гюйгенса (1629-1695) (изобрел маятниковые часы и установил законы колебаний маятника, заложил основы теории удара, создал волновую теорию света, стал одним из первых авторов теории вероятностей); итальянского ученого Галилео Галилея (1564-1642) (заложил основы современной механики, инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что подвергнулся суду инквизиции (1633), вынудившему его отречься от учения Н. Коперника); английского ученого Исаака Ньютона (1643-1727) – математика, физика, механика и астронома (открыл дисперсию и хроматическую аберрацию света, его интерференцию и дифракцию, высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярную и волновую теории света, построил зеркальный телескоп, сформулировал основные законы классической механик, открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел). К этой эпохе относится и создание социальных условий для развития науки: в 1666 году создается Парижская академия наук, в 1672 году возникает Лондонское Королевское общество (первое научное объединение ученых) – с 1703г его президентом стал Исаак Ньютон.

- Конец 1-й трети XIX в. – когда произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования на основе общей научно-исследовательской программы. Их создатели - немецкий филолог, языковед, государственный деятель, основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) и немецкий химик Юстус Либих (1803-1873) (один из создателей агрохимии, открыл изомерию, создал теории радикалов, гниения и брожения, минерального питания растений, получил ряд органических соединений).

Рассматривая перечисленные  точки зрения, мы видим, что наука  от исходных «преднаучных» состояний  переросла в V-м в. до н.э. в специфический вид деятельности ученых-одиночек, а в XVII в. возникла уже как полноценное социально-духовное образование.

Современная наука охватывает огромную область знаний – около 15 тысяч дисциплин. Более 90% всех важнейших  достижений научно-технического уровня приходится на последние 100 лет.

Современная наука имеет  очень сложную систему структуризации. Ее дисциплины объединяются как комплексы естественных, общественных, технических, гуманитарных, антропологических наук. Она непрерывно развивается и меняется, разветвляется, усложняется, сопровождается переплетением новых знаний и обвальным перечеркиванием складывающейся веками картины мира.

Научное знание добывается при помощи особого метода его  организации.

В одной китайской  притче рыболов делится уловом с  голодным крестьянином. Но когда тот  приходит за рыбой и во второй, и  в третий раз, стало ясно, что решить проблему можно, научив крестьянина самого ловить рыбу. Научить, КАК ловить рыбу, - значит, дать метод, т.е. систему правил и приемов практики. Но ведь и рыбак когда-то не знал, как ловить рыбу, его тоже когда-то научили этому определенным методом. Так и обучение в школе, институте – оно строится по определенному методу, по определенной программе. В любой познавательной деятельности важен метод. Правильно организовать, улучшить качество и эффективность научных исследований помогает самостоятельная научная дисциплина «Методология научного познания».

Основными элементами научного знания являются:

- факты - твердо установленные  и подтвержденные наблюдениями, экспериментами, измерениями, проверками;

- законы – которые  устанавливаются на основе закономерностей, общих факторов изучаемой проблемы;

- теории, дающие объяснение  исследованных фактов, закономерностей,  часто на основе переосмысления  добытого материала;

- научные картины мира, в которых сведены воедино  все теории, допускающие взаимное  согласование.

 

1. Общие модели развития науки

 

Проблема метода научного познания рассматривалась еще в 17-м веке английским философом Фрэнсисом  Бэконом (1561-1626) и французским философом, математиком, физиком и физиологом Рене Декартом (1596-1650). Они предложили две разнонаправленные методологические программы развития науки: эмпирическую (индукционистскую) и рационалистическую (дедукционистскую). Индукция – это движение познания от частного к общему, дедукция – от общего к частному. Эти методологические программы сыграли весьма важную роль в истории развития науки.

В наше время стандартная  модель научного знания выглядит примерно так. Познание начинается с установления путем наблюдения или экспериментов  различных фактов. И если в них  обнаруживается повторяемость или  регулярность, то в принципе можно утверждать, что найдено первичное эмпирическое обобщение. Но рано или поздно, как правило, обнаруживаются факты, которые не вписываются в обнаруженную регулярность. Тогда начинается перестройка известной реальности, чтобы эти факты вписались в единую схему и перестали противоречить найденной эмпирической закономерности. Обнаружить новую схему наблюдением нельзя. Первоначально ее надо сотворить умозрительно – в виде теоретической гипотезы. Если гипотеза удачна и снимает найденное между фактами противоречие, а еще лучше – позволяет предсказывать получение новых фактов, это значит, что родилась новая теория, найден теоретический закон. К примеру, долгое время в теории наследственности считалось, что наследуемые признаки должны усредняться (при скрещивании белого цветка с красным полученный гибрид должен быть розовым). На основе этой теории британский инженер Ф. Дженкин математическим путем рассчитал, что любой самый выгодный признак, имеющийся в организме, рано или поздно должен раствориться, исчезнуть. Эту проблему успешно решил Г.Мендель. Он предложил гипотезу: наследование носит не промежуточный характер, а дискретный, наследуемые признаки передаются дискретными частицами. Сегодня мы их называем генами. При передаче факторов наследственности от поколения к поколению идет их расщепление, а не смешивание. Наблюдение показывает, что за наследование признака отвечает не один, а множество генов. В результате гипотеза Дженкина не подтвердилась.

Таким образом, традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов > первичное эмпирическое обобщение > обнаружение отклоняющихся от правила фактов >изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения > логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность. Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Подобная модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким способом.

Теория является высшей формой организации научного знания, дающей целостное представление  о существенных связях в какой-либо области реальности.

В XX-м веке развернулась дискуссия, какое же знание можно и нужно считать научным. Было сформулировано несколько принципов для признания знания научным:

- Принцип верификации (проверка, эмпирическое подтверждение);

- Принцип фальсификации – только  то знание можно назвать научным,  которое в принципе опровержимо.

Развитие науки непрерывно наталкивается на различные преграды и границы. Некоторые границы пришлось признать фундаментальными, так как преодолеть их, видимо, не придется никогда:

- Опыт – одна из первых  границ. Опыт человечества по  сравнению с вечностью ограничен.  И неизвестно, можно ли закономерности, подтвержденные человеческим опытом, распространять на всю Вселенную.

- Рационализм. Он отстаивает  дедуктивную модель развития  знаний (от частного к общему). Учитывая, что все частные утверждения  и законы теории выводятся из общих первичных допущений, постулатов, аксиом, по сути не выводимых, не доказуемых, а просто принимаемых за истинность – значит они всегда могут быть опровергнуты. К примеру, мы говорим о бесконечности мира – но это не доказано, это вероятностно.

- Природа человека. Человек – существо макромира (мира, сопоставимого по своим размерам с человеком) и мы никогда не сможем до конца понять и узнать суть микромира (к примеру, электроны в нашем представлении все одинаковы, хотя это может быть и совсем не так).

- Сама наука. Любая теория, «разрешая»  одни явления, «запрещает» другие. К примеру, теория относительности  «запретила» превышение скорости  света (она установила, что скорость движения не может быть больше скорости света)

- Инструментальная природа науки. Наука может знать, как делать, как чего-то добиться, но молчит, во имя чего она это делает. Эту задачу человек должен решить сам.

Наука развивается и качественно  меняется во времени. Она наращивает свой объем, разветвляется, усложняется. Развитие это оказывается неравномерным, дробным и хаотичным.

Тем не менее, существует логика развития науки. Она означает уяснение закономерностей  научного прогресса, его движущих сил, причин и исторической обусловленности. Прежде полагали, что в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных открытий и все более точных теорий. Ныне логика такова: наука развивается не только путем накопления новых фактов и идей, но и через фундаментальные теоретические сдвиги, заставляющие ученых перекраивать привычную картину мира и перестраивать свою деятельность на базе новых, принципиально иных мировоззренческих установок. Логику неспешной эволюции науки сменила логика научных революций и катастроф. Ввиду новизны и сложности проблемы пока еще не сложилось общепризнанного подхода или модели логики развития научного знания. Таких моделей множество. Но некоторые все-таки приобрели приоритет.

 

 

2. Анализ взглядов Т. Куна на проблему революций в науке

 

Наибольшее число сторонников, начиная с 60-х годов ХХ-го века, имеет концепция развития науки, предложенная американским историком и философом Томасом Куном (1922г.р.). Отправным пунктом размышлений Т.Куна над проблемами эволюции научного знания стал отмеченный им любопытный факт: ученые-обществоведы славятся своими разногласиями по фундаментальным вопросам, исходным основаниям социальных теорий; представители же естествознания по такого рода проблемам дискутируют редко, преимущественно в периоды так называемых кризисов в их науках. В обычное же время они относительно спокойно работают.

Способность исследователей длительное время работать в некоторых определенно  заданных рамках, согласно фундаментальным  научным открытиям, стала важным элементом логики развития науки  в концепции Т.Куна.

Он ввел в методологию принципиально новое понятие – «парадигма». Буквальный смысл этого слова – образец. Под ним подразумевается особый способ организации знания, в котором задается определенный набор предписаний видения мира, соответственно влияющих на выбор направлений исследования.

В парадигме содержатся также и  общепринятые образцы решения проблем. Парадигма дает систему отсчета и является предварительным условием и предпосылкой построения и обоснования различных теорий. Парадигма определяет дух и стиль научных исследований. По словам Т.Куна, парадигму составляют «…признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу»1.

Информация о работе Закономерности и модели развития науки