Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:14, курсовая работа
Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки:
- Каменный век (около 2 млн лет назад) – когда человек начал приобретать и передавать практически значимое.
- V век до н.э. (в Древней Греции) – как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического.
- Период позднего средневековья - когда была осознана значимость опытного знания.
Введение
1. Общие модели развития науки
2. Анализ взглядов Т. Куна на проблему революций в науке
3. Изложение идеи И. Локатоса на закономерности развития науки
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний о мироустройстве и их систематизацию. Она включает:
- Субъект – это ученые, научные сотрудники, специалисты, их объединения.
- Объект – это все
состояние бытия, требующее
- Цель – это описание, объяснение, предсказание, истолкование процессов и явлений.
- Средства – это
правила и методы мышления; правила
и методы опытного
- Социальные условия
– это система организации
научной деятельности в
- Активность субъекта
– без инициативных действий
ученых, научных сообществ научное
творчество не может быть
- Конечный продукт (результат) – это итог осуществленных действий в получении знаний, отражающий объективную истинность, логическую обоснованность и полноту для данного уровня познания, открытость для компетентной критики (открытия одних ученых проверяют другие), практическая применимость.
Так как человеческое существование эволюционировало от простейших состояний к более сложным и совершенным, то и наука прошла тот же путь эволюции.
Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки:
- Каменный век (около 2 млн лет назад) – когда человек начал приобретать и передавать практически значимое.
- V век до н.э. (в Древней Греции) – как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического.
- Период позднего средневековья - когда была осознана значимость опытного знания.
- XVI-XVII в.в. – когда появились работы немецкого ученого Иоганна Кеплера (1571-1630) (установил 3 закона движения планет вокруг солнца, изобрел телескоп); нидерландского ученого Христиана Гюйгенса (1629-1695) (изобрел маятниковые часы и установил законы колебаний маятника, заложил основы теории удара, создал волновую теорию света, стал одним из первых авторов теории вероятностей); итальянского ученого Галилео Галилея (1564-1642) (заложил основы современной механики, инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что подвергнулся суду инквизиции (1633), вынудившему его отречься от учения Н. Коперника); английского ученого Исаака Ньютона (1643-1727) – математика, физика, механика и астронома (открыл дисперсию и хроматическую аберрацию света, его интерференцию и дифракцию, высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярную и волновую теории света, построил зеркальный телескоп, сформулировал основные законы классической механик, открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел). К этой эпохе относится и создание социальных условий для развития науки: в 1666 году создается Парижская академия наук, в 1672 году возникает Лондонское Королевское общество (первое научное объединение ученых) – с 1703г его президентом стал Исаак Ньютон.
- Конец 1-й трети XIX в. – когда произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования на основе общей научно-исследовательской программы. Их создатели - немецкий филолог, языковед, государственный деятель, основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) и немецкий химик Юстус Либих (1803-1873) (один из создателей агрохимии, открыл изомерию, создал теории радикалов, гниения и брожения, минерального питания растений, получил ряд органических соединений).
Рассматривая перечисленные точки зрения, мы видим, что наука от исходных «преднаучных» состояний переросла в V-м в. до н.э. в специфический вид деятельности ученых-одиночек, а в XVII в. возникла уже как полноценное социально-духовное образование.
Современная наука охватывает огромную область знаний – около 15 тысяч дисциплин. Более 90% всех важнейших достижений научно-технического уровня приходится на последние 100 лет.
Современная наука имеет
очень сложную систему
Научное знание добывается при помощи особого метода его организации.
В одной китайской притче рыболов делится уловом с голодным крестьянином. Но когда тот приходит за рыбой и во второй, и в третий раз, стало ясно, что решить проблему можно, научив крестьянина самого ловить рыбу. Научить, КАК ловить рыбу, - значит, дать метод, т.е. систему правил и приемов практики. Но ведь и рыбак когда-то не знал, как ловить рыбу, его тоже когда-то научили этому определенным методом. Так и обучение в школе, институте – оно строится по определенному методу, по определенной программе. В любой познавательной деятельности важен метод. Правильно организовать, улучшить качество и эффективность научных исследований помогает самостоятельная научная дисциплина «Методология научного познания».
Основными элементами научного знания являются:
- факты - твердо установленные и подтвержденные наблюдениями, экспериментами, измерениями, проверками;
- законы – которые
устанавливаются на основе
- теории, дающие объяснение
исследованных фактов, закономерностей,
часто на основе
- научные картины мира, в которых сведены воедино все теории, допускающие взаимное согласование.
1. Общие модели развития науки
Проблема метода научного познания рассматривалась еще в 17-м веке английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561-1626) и французским философом, математиком, физиком и физиологом Рене Декартом (1596-1650). Они предложили две разнонаправленные методологические программы развития науки: эмпирическую (индукционистскую) и рационалистическую (дедукционистскую). Индукция – это движение познания от частного к общему, дедукция – от общего к частному. Эти методологические программы сыграли весьма важную роль в истории развития науки.
В наше время стандартная модель научного знания выглядит примерно так. Познание начинается с установления путем наблюдения или экспериментов различных фактов. И если в них обнаруживается повторяемость или регулярность, то в принципе можно утверждать, что найдено первичное эмпирическое обобщение. Но рано или поздно, как правило, обнаруживаются факты, которые не вписываются в обнаруженную регулярность. Тогда начинается перестройка известной реальности, чтобы эти факты вписались в единую схему и перестали противоречить найденной эмпирической закономерности. Обнаружить новую схему наблюдением нельзя. Первоначально ее надо сотворить умозрительно – в виде теоретической гипотезы. Если гипотеза удачна и снимает найденное между фактами противоречие, а еще лучше – позволяет предсказывать получение новых фактов, это значит, что родилась новая теория, найден теоретический закон. К примеру, долгое время в теории наследственности считалось, что наследуемые признаки должны усредняться (при скрещивании белого цветка с красным полученный гибрид должен быть розовым). На основе этой теории британский инженер Ф. Дженкин математическим путем рассчитал, что любой самый выгодный признак, имеющийся в организме, рано или поздно должен раствориться, исчезнуть. Эту проблему успешно решил Г.Мендель. Он предложил гипотезу: наследование носит не промежуточный характер, а дискретный, наследуемые признаки передаются дискретными частицами. Сегодня мы их называем генами. При передаче факторов наследственности от поколения к поколению идет их расщепление, а не смешивание. Наблюдение показывает, что за наследование признака отвечает не один, а множество генов. В результате гипотеза Дженкина не подтвердилась.
Таким образом, традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов > первичное эмпирическое обобщение > обнаружение отклоняющихся от правила фактов >изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения > логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность. Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Подобная модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким способом.
Теория является высшей формой организации научного знания, дающей целостное представление о существенных связях в какой-либо области реальности.
В XX-м веке развернулась дискуссия, какое же знание можно и нужно считать научным. Было сформулировано несколько принципов для признания знания научным:
- Принцип верификации (проверка, эмпирическое подтверждение);
- Принцип фальсификации –
Развитие науки непрерывно наталкивается на различные преграды и границы. Некоторые границы пришлось признать фундаментальными, так как преодолеть их, видимо, не придется никогда:
- Опыт – одна из первых
границ. Опыт человечества по
сравнению с вечностью
- Рационализм. Он отстаивает дедуктивную модель развития знаний (от частного к общему). Учитывая, что все частные утверждения и законы теории выводятся из общих первичных допущений, постулатов, аксиом, по сути не выводимых, не доказуемых, а просто принимаемых за истинность – значит они всегда могут быть опровергнуты. К примеру, мы говорим о бесконечности мира – но это не доказано, это вероятностно.
- Природа человека. Человек – существо макромира (мира, сопоставимого по своим размерам с человеком) и мы никогда не сможем до конца понять и узнать суть микромира (к примеру, электроны в нашем представлении все одинаковы, хотя это может быть и совсем не так).
- Сама наука. Любая теория, «разрешая»
одни явления, «запрещает»
- Инструментальная природа
Наука развивается и качественно меняется во времени. Она наращивает свой объем, разветвляется, усложняется. Развитие это оказывается неравномерным, дробным и хаотичным.
Тем не менее, существует логика развития науки. Она означает уяснение закономерностей научного прогресса, его движущих сил, причин и исторической обусловленности. Прежде полагали, что в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных открытий и все более точных теорий. Ныне логика такова: наука развивается не только путем накопления новых фактов и идей, но и через фундаментальные теоретические сдвиги, заставляющие ученых перекраивать привычную картину мира и перестраивать свою деятельность на базе новых, принципиально иных мировоззренческих установок. Логику неспешной эволюции науки сменила логика научных революций и катастроф. Ввиду новизны и сложности проблемы пока еще не сложилось общепризнанного подхода или модели логики развития научного знания. Таких моделей множество. Но некоторые все-таки приобрели приоритет.
2. Анализ взглядов Т. Куна на проблему революций в науке
Наибольшее число сторонников, начиная с 60-х годов ХХ-го века, имеет концепция развития науки, предложенная американским историком и философом Томасом Куном (1922г.р.). Отправным пунктом размышлений Т.Куна над проблемами эволюции научного знания стал отмеченный им любопытный факт: ученые-обществоведы славятся своими разногласиями по фундаментальным вопросам, исходным основаниям социальных теорий; представители же естествознания по такого рода проблемам дискутируют редко, преимущественно в периоды так называемых кризисов в их науках. В обычное же время они относительно спокойно работают.
Способность исследователей длительное время работать в некоторых определенно заданных рамках, согласно фундаментальным научным открытиям, стала важным элементом логики развития науки в концепции Т.Куна.
Он ввел в методологию принципиально новое понятие – «парадигма». Буквальный смысл этого слова – образец. Под ним подразумевается особый способ организации знания, в котором задается определенный набор предписаний видения мира, соответственно влияющих на выбор направлений исследования.
В парадигме содержатся также и общепринятые образцы решения проблем. Парадигма дает систему отсчета и является предварительным условием и предпосылкой построения и обоснования различных теорий. Парадигма определяет дух и стиль научных исследований. По словам Т.Куна, парадигму составляют «…признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу»1.