Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 10:53, доклад
Современное естествознание рассматривает человека как целостный природный и социокультурный феномен. Можно выделить некоторую часть социоприродных измерений человека и проанализировать их как интегральную, нераздельную совокупность.
Современное естествознание рассматривает человека как целостный природный и социокультурный феномен. Можно выделить некоторую часть социоприродных измерений человека и проанализировать их как интегральную, нераздельную совокупность. В качестве такой совокупности может быть выделена триада измерений, включающая космопланетарное измерение (биосферно-ноосферное, погруженное в космическую среду), эволюционно-экологическое и, наконец, измерение, выражающее состояние человеческого здоровья преимущественно на популяционном уровне. Данная триада в целом отражает фундаментальные неразрывные взаимосвязи человека и окружающего его космопланетарного мира. Совокупность социоприродных измерений человека определяется, в частности, следующими закономерностями организованности живого вещества. Во-первых, это взаимодействие живого вещества с потоком солнечной радиации и перевод энергии последнего в связанную энергию отдельных форм живого вещества, выступающих как трансформаторы космической энергии; во-вторых, действие двух биогеохимических законов (законов Вернадского-Бауэра) о максимизации живыми организмами биогеохимической энергии в биосфере; в-третьих, проявление принципа Реди (запрета в отношении абиогенеза), согласно которому все виды земных организмов происходят от других. Функции здоровья популяций, рассчитанные в соответствующих коэффициентах (человеко-часах), параметры их взаимодействия и лимитирования применительно к данным экологическим свойствам среды могут служить показателями потенциала экологического здоровья человека.
Здоровье человека во многом
связано с эволюционно-
Более ста лет назад выдающийся французский биолог и медик К. Бернар выдвинул идею единства здоровья и болезни и, по существу, обосновал учение о гомеостазе. К мысли о гомеостазе он пришел на основе опыта медицины и собственных экспериментальных наблюдений. В лекциях о жизни животных и растений в 1878 г. Бернар обобщил этот свод данных. Утверждая единство здоровья и болезни, великий естествоиспытатель писал: "Физиология болезней, конечно, заключает в себе процессы, которые могут быть присущи им специально, но их законы абсолютно тождественны с законами, управляющими функциями жизни в здоровом состоянии".
Таким образом, учение о гомеостазе
основано на убеждении в единстве
здоровья и болезни. Поддержание
внутренней среды как условие
свободы жизни – таков принятый
большинством в качестве истины принцип
общей патологии: "Компенсаторно-
И. В. Давыдовский рассматривал здоровье и болезнь как два качественно различных феномена, которые могут сосуществовать в индивидууме. В частности, он высказал правильное утверждение: сам организм (его центральная нервная система) может быть организатором патологических процессов. Это утверждение он обосновывал результатами большого количества экспериментов. Но один момент следует уточнить: организация (самоорганизация) патологического процесса есть организация адаптивной программы в экстремальных, аварийных условиях среды, а "патология" есть организованный вариант жизни (выживания) на основе видовой программы приспособления вида. Идеи такого рода присутствуют в работах Н. П. Бехтеревой, Г. Н. Кржижановского и других ученых.
В чем же основное противоречие и единство феноменов здоровья и болезни? Во-первых, человеческий организм, как и все отдельности живого вещества, теленомичен (целенаправлен). Каждый индивид социально-биологически теленомичен по двум программам бессмертия: в продолжении рода и в социально-культурной активности. В экстремальных условиях возможны "отказы", минимизация психофизиологических функций, что будет субъективно и объективно проявляться в дискомфорте, в состояниях, которые сам индивид может причислить к категории патологии и болезни.
Во-вторых, если индивид имеет внутреннюю психоэмоциональную установку на здоровье (в его обычном, житейском общепринятом понимании) как высшую ценность и цель жизни, то, как правило, он избегает трудностей, высокого риска, напряженного поиска борьбы. Восприятие состояний здоровья и болезни у таких людей будет иным, нежели у тех, кто расценивает свою жизнь как путь достижения высших социальных целей, а само здоровье в таком движении жизни – как средство. Людям с такой установкой свойственны пассионарность (пассионарность – характеристика поведения, эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели, подвижничество, творческий порыв, неистовость поиска, стремление к достижению идеала). Такое направленное психоэмоциональное напряжение принято обозначать как реакцию Прометея, отделяя ее от столь неоправданно распространенной на любые болезненные состояния реакции стресса у человека. Реакция Прометея характеризуется изменением порогов сенсорных систем вследствие изменения психоэмоциональной установки таким образом, что раздражители, ранее болезненные, патогенные, оказываются нейтральными, их действие затормаживается. Примеры таких реакций многочисленны. Описаны явления, когда реакция Прометея охватывала всю жизнь человека – такова была жизнь М. В. Ломоносова, И. Канта, В. И. Вернадского.
Есть интересные примеры внушенной (наяву или под гипнозом) физической или психоэмоциональной пониженной чувствительности и, наоборот, внушенных (самовнушенных) патологических состояний. Это лишь отдельно взятые явления. В целом же изменение уровней чувствительности, реактивности организма постоянно имеет место у каждого человека на протяжении его жизни. В экстремальных условиях (в случае перегрузки, травмы, инфекции, интоксикации и др.) видовая аварийная программа реализуется в том, что существенно (иногда до возможного минимума) сокращается внешняя работа и все резервы направляются на развитие новых внутренних функционально-морфологических механизмов сохранения жизнеспособности, выживания, выздоровления. Организм перестраивает свою жизнедеятельность в максимально закрытом режиме. Вся эта перестройка на основе видовой аварийно-адаптивной программы для данного индивида, по существу, есть необходимое его вовлечение в процесс эволюционно-видового выживания (адаптации вида).
Естественно, что относительно обычной здоровой жизнедеятельности такая перестройка оценивается как нечто внешнее, как болезнь. Ясно, что это – новое качество жизнедеятельности индивида на основе видовой адаптивной программы, которое Давыдовский называл адаптацией через болезнь. Здесь термин "болезнь" относится к индивиду, к его жизнедеятельности в обычных условиях среды, а понятие адаптации отражает масштабную закономерность видового гомеостаза. В работах отечественных клиницистов, патологов были намечены пути решения проблем общей патологии, сформулированы основы видения проблем гомеостаза, феноменов здоровой и нарушенной жизни, предприняты попытки обосновать понимание здоровья и болезни как диалектического единства и противоположности. При анализе специфики здоровья в указанном отношении следует четко разграничивать здоровье отдельного человека и здоровье популяции.
Здоровье индивида – динамический процесс сохранения и развития его социально-природных, биологических, физиологических и психических функций, социально-трудовой, социокультурной, творческой активности при максимальной продолжительности жизненного цикла. Здоровье популяции представляет собой процесс долговременного социально-природного, социально-исторического и социокультурного развития жизнеспособности и трудоспособности человеческого коллектива в ряду поколений. Это развитие предполагает совершенствование психофизиологических, социокультурных и творческих возможностей людей.
Здоровье популяции и индивида является необходимой предпосылкой интеллектуального здоровья человека, полноценной реализации его творческих возможностей. И наоборот, когда социально-исторические условия препятствуют полноценному развитию интеллектуального здоровья, в высокой степени вероятны такие отрицательные следствия, как снижение общего уровня здоровья популяции, выраженное в показателях заболеваемости и смертности, росте хронической патологии и т.д.
Можно говорить о триаде
важнейших функций
Комплексные научно-практические
меры должны быть направлены на сбалансированное,
взаимосвязанное развитие этих функций,
обеспечивающее увеличение социально-трудового
потенциала населения, сохранение и
развитие здоровья людей. Фактически речь
идет о разработке систем жизнеобеспечения,
учитывающих специфику
Что же все-таки означает здоровье?
В 1947 г. Всемирная Организация
Когда организм переживает
состояние стресса, все его жизненно
важные системы подвергаются перенапряжению,
будь то сердце, почки, желудок или
другие органы. Они выходят из строя
в зависимости от того, какой из
них наиболее уязвим у каждого
конкретного человека. Например, образ
жизни значительного числа
Каждый из нас имеет два возраста, принимаемых во внимание. Первый – это наш хронологический возраст – здесь мы ничего изменить не можем. Мы рождаемся в определенный день, и с этой поры календарь начинает терять листок за листком. Но есть также и физиологический возраст, с которым мы можем кое-что сделать. Какой бы ни был ваш хронологический возраст, вы можете сделать нечто значительное со своим физиологическим возрастом только при условии, что действительно хотите этого. Если у вас есть определенная программа, нужно неукоснительно придерживаться ее. Спортсмены знают, что две недели вынужденного бездействия снижают их силы и возможность хорошо выступить на соревнованиях на 25%. А для того чтобы восстановить прежнюю форму, потребуется уже не две недели, а шесть. Поэтому борьба за свое здоровье не должна вестись от случая к случаю. Она должна стать новым образом жизни.
Еще во времена Гиппократа, отца медицины, было известно, что человеческие эмоции связаны с заболеваниями. Но только в 1818 г. Гейнрус применил новый термин, которым стали часто пользоваться при описании подобных феноменов – психосоматические заболевания (греч. "психе" – душа, "сома" – тело). Мы имеем дело с "душевно-телесными" заболеваниями. При всех заболеваниях имеется взаимосвязь между эмоциями и состоянием организма. Почти все больные, независимо от того, знали они об этом или нет, имели предшествующие заболеванию эмоциональные переживания. Когда человек не справляется с критическими стрессовыми состояниями, его мозг или организм обязательно выходят из строя. И если развивается какое-то заболевание, оно ударяет по самым уязвимым местам нашего организма. Где проявит себя болезнь, зависит от того, какие органы оказались "повышенно чувствительны" в результате перенесенных детских заболеваний, наследственной предрасположенности или состояния нервной системы. Эмоциональные стрессы влияют на организм двумя основными путями. Эмоции, связанные с проявлением враждебности, вызывают повышенную реакцию организма, а страх или уныние – пониженную.
Доказано, что бактерии не
начинают своей разрушительной работы
в организме человека, пока какой-то
внешний, будь то физический или химический,
раздражитель не даст им такую возможность.
Другими словами, люди, которые часто
болеют, обычно бывают не в состоянии
противостоять стрессу без