Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:06, курсовая работа
Предмeт зоопcихологии - психики животных - представляет собой результат некоторой предварительной обработки: некоторого предварительного расчленения и структурирования действительности. В зависимости от принципов (методов) структурирования, принятых в данное время, и определяется предмет науки. Предмет познания развивается вместе с развитием познавательной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………………………………..3
1. Элементарная сенсорная психика…………………………………………………………….…..…..3
1.1 Низший уровень ceнсорной психики………………………………………….….……..….4
1.1.1 Простейшие…………………………………………………………………..…......4
1.1.2 Кишечнополостные …………………………………………………….….…...….6
1.1.3 Плоские черви……………………………………………………………….….......7
1.1.4 Общая характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики…...7
1.2 Высший уровень элементарной сенсорной психики…………………………….….……..8
1.2.1.Кольчатые черви…………………………………………………………..….……..9
1.2.2. Моллюски. ……………………………………………………………….….…….10
1.2.3 Общая харaктеристикa высшего уровня элементарной сенсорной психики.…10
2. Перцептивная психика………………………………………………………………………………. 11
2.1 Низший уровень развития перцептивной психики……………………………………….11
2.1.1 Насекомые………………………………………………………………………….11
2.1.2 Головоногие моллюски……………………………………………………………14
2.1.3 Рыбы...........................................................................................................................14
2.1.4 Амфибии………………………………………………………………………...….15
2.1.5 Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики……………….16
2.2 Высший уровень развития перцептивной психики……………………………………….16
2.2.1 Развитие нервной системы высших позвоночных……………………………….16
2.2.2 Развитие основных направлений изучения поведения позвоночных…………..17
2.2.3 Ориентировочно-исследовательская активность животных. …………………..18
Заключение.................................................................................................................................................19
Список литературы....................................................................................................................................19
Возникновение нервной системы беспозвоночных. Нервная система впервые появляется у низших многоклеточных беспозвоночных. Возникновение нервной системы - важнейшая веха в эволюции животного мира, и в этом отношении даже примитивные многоклеточные беспозвоночные качественно отличаются от простейших. Наличие нервной ткани способствует резкому ускорению проводимости возбуждения: в протоплазме скорость проведения возбуждения не превышает 1-2 микрон в секунду, но даже в наиболее примитивной нервной системе, состоящей из нервных клеток, она составляет 0,5 метра в секунду!
Нервная
система существует у низших многоклеточных
в весьма разнообразных формах: сетчатой
(например, у гидры), кольцевой (медузы),
радиальной (морские звезды) и билатеральной.
Билатеральная форма
Только при наличии головного мозга возможно подлинно централизованное "кодирование" поступающих с периферии сигналов и формирование целостных "программ" врожденного поведения, не говоря уже о высокой степени координации всей внешней активности животною.
Удиную
нервную систему также условно подразделяют
на две части: соматическую (анимальную)
и вегетативную (автономную). Соматическая
нервная система иннервирует главным
образом органы сомы (тело, поперечнополосатые,
или скелетные, мышцы, кожу) и некоторые
внутренние органы (язык, гортань, глотка),
обеспечивает связь организма с внешней
средой. Вегетативная (автономная) нервная
система иннервирует все внутренности,
железы, в том числе и эндокринные, гладкие
мышцы органов и кожи, сосуды и сердце,
регулирует обменные процессы во всех
органах и тканях. Вегетативная нервная
система, в свою очередь, подразделяется
на две части: парасимпатическую и симпатическую.
В каждой из них, как и в соматической нервной
системе, выделяют центральный и периферический
отделы. Однако, мало отличаясь от инфузории
размером, внешним видом и образом жизни,
коловратки очень напоминают последних
также поведением и не обнаруживают более
высоких психических способностей, чем
инфузории. Этот пример показывает, что
ведущим для развития психической деятельности
является не общее строение, а конкретные
условия жизнедеятельности животного,
характер его взаимоотношений и взаимодействий
с окружающей средой.
1.2.1. Кольчатые черви
Среди большой группы кольчатых червей, являющихся эволюционными потомками плоских червей, особое место занимают представители класса олигохета - дождевые черви, на которых проводились основные опыты, связанные с изучением их реакций на разнообразные агенты среды и с выработкой условных рефлексов. У червей нервные узлы (ганглии) расположены вдоль всего тела в виде симметричной цепочки. Каждый узел состоит из грушевидных клеток и густого сплетения нервных волокон. От клеток отходят нервные волокна к мышцам и к внутренним органам (двигательные волокна). Под кожным покровом червя расположены чувствительные клетки, которые соединяются своими отростками (чувствительные волокна) с нервными узлами. Нервная система подобного типа называется цепочечной, или ганглиозной. Тело дождевого червя состоит из ряда сегментов-члеников. Каждый сегмент имеет свой собственный нервный узел и может отвечать на раздражение, будучи совершенно отделен от всего остального тела. Но все узлы соединены между собой перемычками, и организм действует как целое. Головной узел нервной системы расположен в верхней части головы, получает и перерабатывает наибольшее количество раздражений. Он устроен значительно сложнее, чем все остальные узлы нервной системы червя.
Движения кольчатых червей. Итак, двигательная активность кольчатых червей отличается большим многообразием и достаточной сложностью. Обеспечивается это сильно развитой мускулатурой, состоящей из двух слоев: внешнего (подкожного), состоящего из кольцевых волокон, и внутреннего, состоящего из мощных продольных мышц. Последние простираются, несмотря на сегментацию, от переднего до заднего конца туловища. Ритмичные сокращения продольной и кольцевой мускулатуры кожно-мышечного мешка обеспечивают движения: червь ползет, вытягивая и сокращая, расширяя и сужая отдельные части своего тела. Так, у дождевого червя вытягивается и сужается передняя часть тела, затем то же самое происходит последовательно со следующими сегментами. В результате по телу червя пробегают "волны" сокращений и расслаблений мускулатуры.
Полихеты
вырабатывают привыкание по отношению
к сотрясению, вибрации, движущейся
тени, уменьшению и увеличению освещенности,
электрическому току и другим раздражителям.
Живут они в неглубоких норках,
которые самостоятельно роют в илистом
дне мелководных морских
В
естественных условиях усложнение поведения
выражается в осуществлении достаточно
сложных форм инстинктивного поведения
в виде роющей, собирательной и
строительной деятельности.
1.2.2 Моллюски
Изменение
среды обитания, переход животных
из водной среды в наземную и воздушную
обусловили возникновение новых
функций, связанных с изменением
способов передвижения, строения тела,
нервной системы и органов
чувств. В соответствии с этим изменилось
и поведение животных, расширилась
их деятельность и усложнились формы
отражения ими окружающего
Моллюски представляют собой большую и весьма изменчивую группу. Среди них есть раковинные и безраковинные, водные и наземные, прикрепленные к субстрату и весьма подвижные формы. У всех моллюсков, за исключением одного класса, более или менее обособлена голова, несущая ротовое отверстие. Кроме того, на голове могут быть различные щупальцевидные придатки - "рожки" и глаза. Из других органов чувств обычно имеются органы химического чувства и органы равновесия. Центральная нервная система моллюсков обнаруживает различную степень сложности у представителей разных классов. У более примитивных форм строение нервной системы напоминает таковую кольчатых червей. У других - центральная нервная система уже ясно дифференцирована на несколько пар связанных между собой нервных узлов. Совершенно особняком стоит группа головоногих моллюсков, имеющих достаточно совершенный головной мозг и органы чувств. По уровню развития психики головоногие вполне соответствуют низшим позвоночным.
Поведение брюхоногих
Условные
рефлексы у улиток вырабатываются примерно
так же как у кольчатых червей,
аналогичным образом они
1.2.3 Общая характеристика высшего уровня элементарной сенсорной психики
Как уже отмечалось, наиболее низкоорганизованные формы многоклеточных беспозвоночных стоят на том же уровне психического развития, что и высшие представители простейших. Но то, что здесь не обнаруживаются существенные различия в поведении, несмотря на глубокие различия в строении, не должно нас удивлять, ибо, как уже говорилось, простейшие олицетворяют собой совершенно особую, рано отклонившуюся филогенетическую ветвь, которая до известных пределов развивалась параллельно ветви низших многоклеточных животных.
Давая
общую оценку поведению низших многоклеточных
беспозвоночных, Фабри отмечает, что,
очевидно, первично главная функция
еще примитивной нервной
2.
Перцептивная психика
Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещественно оформленных, расчлененных на детали в восприятии, но образно целостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы приспособительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков.
Весьма развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с изменением направления и скорости Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.
Следующий, высший уровень перцептивной психики включает высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Здесь мы отмечаем готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия.
Наивысшего
уровня развития перцептивной психики
достигают обезьяны. Их восприятие внешнего
мира носит, по-видимому, уже образный
характер, а научение происходит через
механизмы подражания и переноса. В такой
психике особо выделяется способность
к практическому решению широкого класса
задач, требующих исследования и манипулирования
с предметами. В деятельности животных
выделяется особая, ориентировочно-
Развитие нервной системы позвоночных. У позвоночных нервная трубка образует в головном отделе вздутия, превращающиеся в ходе эмбриогенеза в головной мозг. Уже у наиболее примитивных позвоночных - у круглоротых - имеются все пять отделов головного мозга (продолговатый, задний, средний, промежуточный и передний мозг). Процесс дифференциации и прогрессивного развития мозговых структур достигает, как известно, своей вершины у млекопитающих, причем не только в переднем мозгу (большие полушария и их кора), но и в стволовой части головного мозга, где формируются, в частности, центры высших форм инстинктивного поведения.
Млекопитающие
занимают особое место в эволюции
животного мира. Как указывал Северцов,
"млекопитающие очень редко приспособляются
к быстро наступающим переменам в окружающей
среде (например, к новым врагам, к новой
добыче и т. д.) обычным путем, то есть путем
медленного изменения своих органов
и их функций. Гораздо чаще это происходит
путем быстрого изменения
прежних привычек и
навыков и образования новых, приспособленных
к новым условиям среды. Здесь впервые
выступает на сцену совершенно новый и
необычайно важный фактор адаптивной
эволюции позвоночных животных, а
именно их психика"
2.1
Низший уровень развития
перцептивной психики
2.1.1. Насекомые
По
сравнению с червями и
Соответственно и в единстве с этим усложняется и совершенствуется нервная система. Узлы, имеющие отношение к одной какой-нибудь части тела, сливаются вместе и образуют нервные центры.
Наряду
со специализацией нервных центров,
развиваются механизмы, координирующие
их взаимосвязь и
Особенно усложняется головной узел, воспринимающий зрительные, обонятельные, осязательные и другие раздражения и регулирующий движения конечностей, крыльев и других органов.
Головной узел у насекомых увеличивается и усложняется в зависимости от разнообразия жизнедеятельности. Так, например, у рабочих муравьев он значительно больше и сложнее, чем у самцов и самки, хотя относительные размеры тела у этих муравьев меньше, чем у самки.
Особенности
строения головного ганглия обусловлены
узкой специализацией и малой
подвижностью самцов и самки и
значительно более