Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 20:10, лекция
Здесь, скорее всего, все начинается из той сигнализации, с помощью которой особи разного пола, но одного вида, обнаруживают, находят и узнают о физиологической готовности к размножению особей другого пола. Эта сигнализация имеет очень большое значение для развития и существования вида, популяции. Она базируется на наследственно фиксированных особенностях видоспецифического поведения, которые изучает этология. Значение этой сигнализации весьма многогранно.
Ритуалы ухаживания
Здесь, скорее всего, все начинается из той сигнализации, с помощью которой особи разного пола, но одного вида, обнаруживают, находят и узнают о физиологической готовности к размножению особей другого пола. Эта сигнализация имеет очень большое значение для развития и существования вида, популяции. Она базируется на наследственно фиксированных особенностях видоспецифического поведения, которые изучает этология. Значение этой сигнализации весьма многогранно. Прежде всего, она дает возможность определять видовую принадлежность партнера, в значительной степени исключает межвидовую гибридизацию и сохраняет, таким образом, вид как морфофункциональную стабильность. Иными словами, если два сходных по своей морфологии вида будут иметь совпадающий ареал, то их скрещиванию и появлению бесплодных межвидовых гибридов обычно будут препятствовать «этологические преграды». Это своего рода коды, которые передаются типичными для вида звуками, запахами, окраской, телодвижениями и мимикой. При этом, хотя у животных, принадлежащих к самым разным классам можно видеть принципиально много сходного, но у каждого вида есть свой характерный набор видовых брачных сигналов, которые могут также несколько различаться и в различных участках видового ареала. Брачные сигналы дают возможность встреч и контактов, созревших и созревающих особей разного пола, выбора ими наиболее подходящих партнеров (половой отбор) и даже нередко ведут к половому дозреванию тех особей, которые в данный момент еще недостаточно подготовлены к размножению.
Перечисленные три канала брачной сигнализации часто применяются животными комплексно и, хотя все они были отнесены к дистантной рецепции дальнего действия, каждый из них имеет свои особенности и преимущества: звуковой канал — дистантный и хорошо применяется в условиях плохой видимости (заросли леса, водоросли водоема, темнота ночи), химический также может быть дистантным и, кроме того, следовой, т. е. надолго остающийся после ухода животного и, наконец, оптический позволяют с большой степенью точности определить местонахождение партнера, его внешние особенности и характер движений и мимики. На низких уровнях эволюции, пожалуй, преобладает химическая сигнализация, как это показано для коловраток, выделяющих в воду химические специфичные для вида вещества.
На более высоких ступенях
эволюции, в ветви как первичноротых,
так и вторичноротых к
Пожалуй, больше всего
внимания исследователи
Сексуальное поведение
Сексуальное поведение обезьян старого света и высших приматов (apes)
Перед спариванием самцы и самки
должны информировать возможных
партнеров о том, что они готовы
к совокуплению. Самец уведомляет
определенную самку о своей
Взрослые самцы японских обезьян
выполняют две брачные
В ответ на ухаживания или независимо от их осуществления, самка может подойти к самцу. У японских обезьян поведение самки, указывающее на сексуальный интерес и половое возбуждение, заключается в том, что она медленно, припадая к земле движется в направлении самца. При сближении самца и самки в пределах расстояния, достаточного для легкого касания, они могут "ласкать" друг друга. У японских обезьян обычная схема коитуса часто начинается с садки самки примерно три раза подряд на самца, прежде чем он начинает последовательно покрывать самку около двенадцати раз. Серия садок самца, приводящая к эякуляции, занимает 10-15 минут. После копуляции пара может снова "ласкать" друг друга, как до спаривания
Другим поведением, указывающим
на сексуальный интерес и половое
возбуждение, у самок некоторых
приматов (например, шимпанзе и бабуинов)является
телодвижение, называемое презентацией,
при котором самка свой зад
располагает перед возможным
партнером-самцом. Самец может отвечать
мануальным или оральным обследованием
наружных половых органов презентирующей
самки - акт, вслед за которым обычно
следует коитус. Годичный репродуктивный
цикл, обнаруживаемый, в частности,
у приматов, живущих на некотором
расстоянии от экватора, представляет
собой другой интересный аспект сексуального
поведения обезьян Старого
или
Культура и сексуальное поведение
Демонстрируя различия в
организации сексуальности
Девиз таких этнологов - "Секс всегда имеет глубокий смысл", то есть в любом обществе, сексуальность, кроме биологической, репродуктивной роли, имеет социальное и культурное значение. Деление сексуальных отношений на пристойные и непристойные, специфических половых актов на нормальные и патологические всегда переносится на несексуальные области, например, половые роли и образ жизни. Таким образом, не бывает бессмысленного секса. Даже кратчайшее половое общение незнакомых людей вынуждает их размышлять на темы культуры, например о различии между сексом в браке и вне его, между ролью женщины и мужчины в обществе (даже при гомосексуальном поведении) и т.д. Даже если пара не обсуждает вслух эти проблемы, они влияют на их взаимодействие, поскольку затрагивают все, от способа использования их тел для удовлетворения себя и партнера, до того, что они будут думать о данном половом акте и друг о друге после завершения физической части акта.
Примером такого рода исследования служит изучение позиций, используемых в гетеросексуальных половых актах. Как отмечалось ранее, общества различаются по оценке того, какие из этих позиций естественные, а какие - неестественные. В решении человека использовать только общепринятую позу, попробовать реже употребляемую или перейти к той, которая считается неестественной, заключается большой смысл. Выбор позы для секса никогда не бывает лишь вопросом об использовании тел для достижения взаимного полового удовлетворения.
Анализируя быт и нравы
легального публичного дома на окраине
Куско (Перу), к интересным выводам
пришла Катрин Арнолд (Katherine Arnold, 1977). В
борделе мужчине позволено
В основе различия между "естественной"
позицией при коитусе и "позами"
лежит (и поддерживает его) комплекс
свойственных данной культуре представлений
о природе мужчин и женщин. В
перуанском обществе идеал мужчины
- "мачо", то есть энергичный, мужественный
человек, настоящий мужчина. Он должен
быть хорошим мужем, обеспечивать и
защищать свою семью (особенно сексуальную
честь своих сестер и/или дочерей).
Своим поведением он должен доказывать
другим мужчинам свое соответствие образу
мачо. Он должен пить больше, шутить смешнее,
смеяться громче, тратить деньги щедрее,
быстрее набрасываться на обидчика
и проявлять большее
К сексуальности женщин перуанская
культура относится в некоторой
степени двусмысленно и содержит
два женских образа. Моральным
идеалом является непорочная или
асексуальная женщина. Сексуальность
такой женщины контролируют ее родственники-мужчины
или, если она замужем, ее муж. Жена не
должна проявлять слишком большого
интереса к сексу, ибо это характерно
для другого типа женщин, проституток.
Единственной приемлемой позицией при
половом общении для
Эпитет "мачо" обычно относится к мужчинам, но и женщин оценивают по шкале от "мачо" до "мансо". Относительно непорочных женщин и покорных жен, проститутки, работающие в борделе, очевидно, "мачо". Поскольку они экономически не зависят от мужчин, эти женщины не привязаны к дому. В соответствии с культурными традициями, мужчины-"мачо" всегда интересуются сексом и способны на подвиги, демонстрирующие их сексуальное совершенство. Эти представления приложимы также и к женщинам, относимым к категории "мачо". Подобный мужскому интерес к сексу этих женщин отчасти символизируется их готовностью заниматься сексом в "неприличных" позах, чего никогда не сделает домашняя женщина.
Кроме того, в перуанском обществе противопоставление секса в "естественной" позиции и в "позах" переплетается с более общими концепциями о природе мужчин и женщин. Арнолд показывает, что мужчины идут в публичный дом, чтобы участвовать в "оргиях" и доказать всем другим присутствующим мужчинам, что они мачо. Проститутки поддерживают их в этом стремлении.