Ритуалы ухаживания у приматов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 20:10, лекция

Описание работы

Здесь, скорее всего, все начинается из той сигнализации, с помощью которой особи разного пола, но одного вида, обнаруживают, находят и узнают о физиологической готовности к размножению особей другого пола. Эта сигнализация имеет очень большое значение для развития и существования вида, популяции. Она базируется на наследственно фиксированных особенностях видоспецифического поведения, которые изучает этология. Значение этой сигнализации весьма многогранно.

Файлы: 1 файл

13.docx

— 27.19 Кб (Скачать файл)

                      Ритуалы ухаживания         

 Здесь, скорее всего, все начинается из той сигнализации, с помощью которой особи разного пола, но одного вида, обнаруживают, находят и узнают о физиологической готовности к размножению особей другого пола. Эта сигнализация имеет очень большое значение для развития и существования вида, популяции. Она базируется на наследственно фиксированных особенностях видоспецифического поведения, которые изучает этология. Значение этой сигнализации весьма многогранно. Прежде всего, она дает возможность определять видовую принадлежность партнера, в значительной степени исключает межвидовую гибридизацию и сохраняет, таким образом, вид как морфофункциональную стабильность. Иными словами, если два сходных по своей морфологии вида будут иметь совпадающий ареал, то их скрещиванию и появлению бесплодных межвидовых гибридов обычно будут препятствовать «этологические преграды». Это своего рода коды, которые передаются типичными для вида звуками, запахами, окраской, телодвижениями и мимикой. При этом, хотя у животных, принадлежащих к самым разным классам можно видеть принципиально много сходного, но у каждого вида есть свой характерный набор видовых брачных сигналов, которые могут также несколько различаться и в различных участках видового ареала. Брачные сигналы дают возможность встреч и контактов, созревших и созревающих особей разного пола, выбора ими наиболее подходящих партнеров (половой отбор) и даже нередко ведут к половому дозреванию тех особей, которые в данный момент еще недостаточно подготовлены к размножению.

Перечисленные три канала брачной сигнализации часто применяются животными комплексно и, хотя все они были отнесены к дистантной рецепции дальнего действия, каждый из них имеет свои особенности и преимущества: звуковой канал — дистантный и хорошо применяется в условиях плохой видимости (заросли леса, водоросли водоема, темнота ночи), химический также может быть дистантным и, кроме того, следовой, т. е. надолго остающийся после ухода животного и, наконец, оптический позволяют с большой степенью точности определить местонахождение партнера, его внешние особенности и характер движений и мимики. На низких уровнях эволюции, пожалуй, преобладает химическая сигнализация, как это показано для коловраток, выделяющих в воду химические специфичные для вида вещества.

На более высоких ступенях эволюции, в ветви как первичноротых, так и вторичноротых к химической сигнализации подстраивается, все больше оптическая и акустическая сигнализация. Таким образом, как у млекопитающих (высшее звено ветви вторичноротых), так и у насекомых (высшее звено первичноротых) можно наблюдать обычно брачную сигнализацию, идущую по всем трем каналам. При этом у разных видов могут преобладать то один, то другие каналы. Так, например, самцы бабочки сатурнии (Saturnia pyri Schiff.) по запаху находили зрелых самок, прилетая к ним и ночной время на расстоянии 2 и более километров.  

 Пожалуй, больше всего  внимания исследователи уделили  брачным ритуалам у птиц. Дело  в том, что в связи с уменьшенной возможностью у представителей этого класса к использованию хеморецепции у них особенно сильно развиты звуковая и зрительная сигнализации. Поэтому в данном случае исследователи располагают наилучшими возможностями регистрации сигналов, как с помощью зарисовок и фотокиноаппаратуры, так и средствами звукозаписи. В литературе описано очень много брачных сигналов и ритуалов у птиц, особенно у моногамов. Брачное ритуальное поведение у них имеет еще существенное значение в том отношении, что при этом будущие родители как бы демонстрируют друг другу свои способности к заботе о будущем потомстве. Как пример он приводит подражание самкой большой синицы и некоторых других птиц позе, движениям и голосу просящего пищу птенца, что вызывает реакцию самца на поиск насекомых и акт кормления. Поскольку в заботе о потомстве у птиц заключается важнейшая часть репродуктивного поведения, то именно по этой линии идет половой отбор . У большинства млекопитающих основным каналом брачной сигнализации является хеморецепция. Самцы узнают о готовности самок к размножению по издаваемым ими специфическим запахам. Конечно, у них большое значение  имеют и звуковая сигнализация, и оптический канал, и осязание, широко дополняющие химическую сигнализацию. Хорошо известны ритуальные драки у самцов оленей и лосей, подбирающих себе гаремные стада. Известны ритуалы, сопутствующие образованию гаремов у таких ластоногих, как морские котики (Callorhinus ursinus) и сивучи (Eumetopias jubatus) . Они описаны рядом авторов  и включают  различные особенности совокупления, характерные для различных таксонов животных.

            

  Сексуальное поведение

Сексуальное поведение  обезьян старого света и высших приматов (apes)

Перед спариванием самцы и самки  должны информировать возможных  партнеров о том, что они готовы к совокуплению. Самец уведомляет определенную самку о своей заинтересованности в спаривании с ней с помощью  брачной церемонии. Этот ритуал также  должен убедить самку, что ей не будет  причинен вред, если она не позволит самцу приблизиться. "Делать предложение" и инициировать спаривание может  и самка путем видоспецифического поведения, указывающего на сексуальный  интерес и половое возбуждение.

Взрослые самцы японских обезьян  выполняют две брачные церемонии. Сначала выполняется церемония, при которой обезьяны трясут ветку  дерева. Часто эта тряска сопровождается громкими, гортанными криками и, по-видимому, служит своего рода саморекламой. Вторая брачная церемония взрослых самцов направлена на заслуживающих особого  внимания самок. При одной форме  этого ритуала самец встает лицом  к самке с поднятой дыбом шерстью, а его уши и брови двигаются  вверх и вниз. Другая форма церемонии  заключается в том, что самец  встает лицом к самке с поднятой дыбом шерстью и резко поворачивается под углом 180°, после чего замирает и ждет реакции со стороны самки. Во время сезона спаривания внешняя  поверхность анальной и генитальной  областей у самцов резус и японских обезьян становится ярко-красной; вне  периода размножения эта окраска  постепенно исчезает. Яркий цвет гениталий  в брачный сезон, по-видимому, усиливает  привлекательность самца.

В ответ на ухаживания или независимо от их осуществления, самка может  подойти к самцу. У японских обезьян  поведение самки, указывающее на сексуальный интерес и половое  возбуждение, заключается в том, что она медленно, припадая к земле  движется в направлении самца. При  сближении самца и самки в  пределах расстояния, достаточного для  легкого касания, они могут "ласкать" друг друга. У японских обезьян обычная  схема коитуса часто начинается с садки самки примерно три  раза подряд на самца, прежде чем он начинает последовательно покрывать  самку около двенадцати раз. Серия  садок самца, приводящая к эякуляции, занимает 10-15 минут. После копуляции  пара может снова "ласкать" друг друга, как до спаривания

Другим поведением, указывающим  на сексуальный интерес и половое  возбуждение, у самок некоторых  приматов (например, шимпанзе и бабуинов)является телодвижение, называемое презентацией, при котором самка свой зад  располагает перед возможным  партнером-самцом. Самец может отвечать мануальным или оральным обследованием  наружных половых органов презентирующей самки - акт, вслед за которым обычно следует коитус. Годичный репродуктивный цикл, обнаруживаемый, в частности, у приматов, живущих на некотором  расстоянии от экватора, представляет собой другой интересный аспект сексуального поведения обезьян Старого Света. Среди тех обезьян Старого  Света, у которых есть годичный репродуктивный цикл, овуляция у самок и продукция  спермы у самцов происходят во время  брачного сезона. Механизм, регулирующий такой цикл, не совсем ясен, но он связан как с внешней средой, так и  с социальными факторами. Полагают, что большое влияние на ежегодный  репродуктивный цикл обезьян Старого  Света оказывает годичный световой цикл (или фотопериодичность) Земли. Сигналом к началу периода размножения, по-видимому, служит укорочение светового  дня в осенние и зимние месяцы. Высказывалось предположение, что  на старт брачного сезона влияют также  температура и ливни. Исследования также свидетельствуют о том, что под воздействием сексуально активных самок сексуально неактивные самцы начинают продуцировать сперму (Vandenbergh и Drickamer, 1974). Таким образом, по-видимому, и внешняя среда, и социальные факторы регулируют ежегодный репродуктивный цикл обезьян Старого Света с  отчетливыми брачным сезоном  и периодом родов. У людей, подобно  тропическим высшим приматам, отсутствуют  сезоны размножения и родов, что, возможно, указывает на то, что они  эволюционировали в экваториальной зоне.

                            или

Культура  и сексуальное поведение

Демонстрируя различия в  организации сексуальности человека в разных обществах, этнологи стремятся  идентифицировать социальные факторы, детерминирующие специфическую  для каждого общества модель. (Как  мы говорили в предыдущем разделе, например, запрет добрачного секса обычно характерен для технологически развитых обществ.) Некоторые этнологи, однако, не просто сравнивают эти модели в различных  культурах, они концентрируют внимание на смысле различных форм сексуального поведения и установок в отношении  к ним в каждом обществе. Отвечая  на вопрос, почему именно так ведут  себя в сексуальном плане представители  того или иного сообщества, мы можем  понять, как культурные и социальные факторы организуют сексуальные  отношения людей.

Девиз таких этнологов - "Секс всегда имеет глубокий смысл", то есть в любом обществе, сексуальность, кроме биологической, репродуктивной роли, имеет социальное и культурное значение. Деление сексуальных отношений  на пристойные и непристойные, специфических  половых актов на нормальные и  патологические всегда переносится  на несексуальные области, например, половые роли и образ жизни. Таким  образом, не бывает бессмысленного секса. Даже кратчайшее половое общение  незнакомых людей вынуждает их размышлять на темы культуры, например о различии между сексом в браке и вне  его, между ролью женщины и  мужчины в обществе (даже при гомосексуальном  поведении) и т.д. Даже если пара не обсуждает  вслух эти проблемы, они влияют на их взаимодействие, поскольку затрагивают  все, от способа использования их тел для удовлетворения себя и  партнера, до того, что они будут  думать о данном половом акте и  друг о друге после завершения физической части акта.

Примером такого рода исследования служит изучение позиций, используемых в гетеросексуальных половых  актах. Как отмечалось ранее, общества различаются по оценке того, какие  из этих позиций естественные, а  какие - неестественные. В решении человека использовать только общепринятую позу, попробовать реже употребляемую или перейти к той, которая считается неестественной, заключается большой смысл. Выбор позы для секса никогда не бывает лишь вопросом об использовании тел для достижения взаимного полового удовлетворения.

Анализируя быт и нравы  легального публичного дома на окраине  Куско (Перу), к интересным выводам  пришла Катрин Арнолд (Katherine Arnold, 1977). В  борделе мужчине позволено выбирать позиции, которые он никогда бы не использовал со своей женой. Естественной для полового сношения, по мнению местных  жителей, является позиция, когда женщина  снимает только свои трусики, а мужчина, тоже одетый, лежит на ней. "Естественная" позиция - единственный способ секса  для супружеских пар и, как  полагает Арнолд, в борделях Куско  вплоть до 1970 г. клиентам также предлагалась лишь эта позиция. Однако впоследствии некоторые проститутки начали предлагать секс в "позах", что подразумевает  практически любой его вариант, отличный от "естественного". Среди  них фелляция; коитус, когда женщина  сидит на коленях мужчины; половое  сношение сзади и при положении  женщины сверху. Самая важная символическая  особенность "поз" связана с  тем, что ни одна добродетельная жена исполнять их не будет, ибо они - признак  нездорового полового влечения к  ней. Как можно ожидать, "позы" в публичных домах стоят дороже, чем секс в "естественной" позиции.

В основе различия между "естественной" позицией при коитусе и "позами" лежит (и поддерживает его) комплекс свойственных данной культуре представлений  о природе мужчин и женщин. В  перуанском обществе идеал мужчины - "мачо", то есть энергичный, мужественный человек, настоящий мужчина. Он должен быть хорошим мужем, обеспечивать и  защищать свою семью (особенно сексуальную  честь своих сестер и/или дочерей). Своим поведением он должен доказывать другим мужчинам свое соответствие образу мачо. Он должен пить больше, шутить смешнее, смеяться громче, тратить деньги щедрее, быстрее набрасываться на обидчика и проявлять большее совершенство в сексе по сравнению с другими  мужчинами. Тех, кто не демострирует таким образом своих мужских  качеств, относят к категории "мансо" (manso), что значит ручное, домашнее животное.

К сексуальности женщин перуанская культура относится в некоторой  степени двусмысленно и содержит два женских образа. Моральным  идеалом является непорочная или  асексуальная женщина. Сексуальность  такой женщины контролируют ее родственники-мужчины  или, если она замужем, ее муж. Жена не должна проявлять слишком большого интереса к сексу, ибо это характерно для другого типа женщин, проституток. Единственной приемлемой позицией при  половом общении для непроституток  является "естественная". Женщины, соответствующие моральному идеалу, женственны, послушны, верны и привязаны  к дому. Поскольку муж "одомашнивает" сексуальность своей жены, последнюю  относят к типу мансо. Таким образом, мужчину, которого называют мансо, другие мужчины считают покорным, женственным, домашним.

Эпитет "мачо" обычно относится  к мужчинам, но и женщин оценивают  по шкале от "мачо" до "мансо". Относительно непорочных женщин и покорных жен, проститутки, работающие в борделе, очевидно, "мачо". Поскольку они  экономически не зависят от мужчин, эти женщины не привязаны к  дому. В соответствии с культурными  традициями, мужчины-"мачо" всегда интересуются сексом и способны на подвиги, демонстрирующие их сексуальное  совершенство. Эти представления  приложимы также и к женщинам, относимым к категории "мачо". Подобный мужскому интерес к сексу  этих женщин отчасти символизируется  их готовностью заниматься сексом в "неприличных" позах, чего никогда  не сделает домашняя женщина.

Кроме того, в перуанском обществе противопоставление секса  в "естественной" позиции и  в "позах" переплетается с более  общими концепциями о природе  мужчин и женщин. Арнолд показывает, что мужчины идут в публичный  дом, чтобы участвовать в "оргиях" и доказать всем другим присутствующим мужчинам, что они мачо. Проститутки  поддерживают их в этом стремлении.

Информация о работе Ритуалы ухаживания у приматов