Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:40, реферат
Этот вопрос имеет настолько важное значение, что требует специального рассмотрения. Врач находится в постоянном более или менее тесном контакте с родственниками пациента. Это происходит либо по инициативе самого врача для получения так называемого объективного анамнеза, т.е. более подробных сведений с целью разъяснений лечебных мероприятий ,особенностей режима ,либо инициатива может быть проявлена родственниками. Однако врач во все случаях, должен учитывать, что перед ним – не просто не знакомые ему до сих пор люди, с которыми приходиться иметь дело по долгу службы, но люди, так или иначе связанные с его больным. Им дорога его судьба, они сами готовы подчас на жертвы, героические поступки, лишь бы облегчать участь родного, близкого человека. Они могут быть и спокойны, но чаще они взволнованы, плачут, не находят себе место. Родственники иногда предъявляют различные претензии, спорят с врачом, осуждая его действия, суетятся, мешают врачу, раздражаются до крайних степеней. В подобных случаях от врача требуется предельное напряжение чувств и воли. И руководствоваться в своих словах, поступках опять-таки, следует исходя из соображений быть полезным больному человеку. Не нужно забывать также, что, возможно, родственники передадут больному слова врача. Нужна величайшая осмотрительность, тонкое чувство такта, большое терпение.
1. Введение
2. Проблемы и трудности в семье из-за больного
3. Содержание психологической помощи семье с «проблемным» больным
4. Задачи врача в помощь семьи
5. Специфика переживания семьей болезненного состояния члена семьи
6. Заключение
7. Список использованной литературы
Этап зрелой адаптации характеризуется принятием факта болезни, реалистичной оценкой прогноза развития заболевания и перспектив выздоровления. В это время все члены семьи способны адекватно воспринимать ситуацию, руководствоваться интересами больного, устанавливать контакты со специалистами и следовать их советам. На уровне системы происходят структурные реорганизации, прежде всего касающиеся ролевого взаимодействия.
Следует подчеркнуть, что наличие больного члена семьи может приводить к снижению социального статуса семьи в целом и ее отдельных членов. Проблемное поведение больного может стать причиной того, что семья попадает в поле внимания милиции и медицинских учреждений. Свидетелями отклонений в поведении становятся соседи, школа, сотрудники больного, то есть ближайшее социальное окружение. С другой стороны, члены такой семьи сами обычно стесняются того факта, что среди них есть больной человек, и всячески это скрывают: Образуется своеобразный замкнутый круг: наличие в семье больного делает ее весьма чувствительной и уязвимой в отношении оценок окружающих. Это приводит к уходу семьи от социальных контактов, что, в свою очередь, поддерживает ощущение отверженности. Особенно чувствительны к снижению социального статуса семьи дети школьного возраста: они часто становятся объектом насмешек, группового отвержения, что осложняет их отношения со сверстниками.
Факторы, стимулирующих рост неудовлетворенности
Среди факторов, стимулирующих рост неудовлетворенности в семье в результате болезни одного из ее членов, были выделены следующие:
1. Ощущение вины (своей и больного)
за болезнь. Семья особенно
тяжело переживает болезнь,
• биологическая: семьи, осознанно или неосознанно придерживающиеся этой теории, видят причины болезни в каких-то не зависящих от воли пациента изменениях в его организме. Они могут испытывать большую растерянность перед проявлениями болезни, переоценивать возможности медикаментозного лечения, их нередко терзает страх за детей (что болезнь передается генетически) или за себя (что болезнь, вопреки всем уверениям врача, заразна). В то же время они не склонны обвинять друг друга в болезни или видеть в ней наказание пациента за его действительные или мнимые грехи;
• психологическая: ее сторонники склонны обвинять себя и других членов семьи, самого пациента. Они могут считать, что «мать слишком опекала», «отец был слишком строг», «сестра отвергала», «брат не помогал» и т. д. и что, следовательно, все они так или иначе виноваты в том, что развилась болезнь. Кроме того, имеется определенная агрессивность и по отношению к больному («когда он хочет, он понимает», «если бы он сам постарался, дела шли бы лучше») — родственники нередко считают, что он сам виноват в том, что не выздоравливает, так как не прилагает к этому достаточных усилий. В этом случае члены семьи постепенно разделяются на обвиняющих и обвиняемых. Ради своего спокойствия они стараются не высказывать обвинений вслух и не обсуждать, кто же более всех виноват. Но скрытые взаимные обвинения могут создавать особую атмосферу тягостной тишины вокруг некоторых тем.
2. Поведение больного члена
3. Длительность болезни. Как
начало болезни, так и все
ее рецидивы — значимый
4. Степень нарушения обыденной
жизни семьи. Болезнь одного
из членов семьи приводит к
тому, что образуются функциональные
пустоты. Например, обычно отец
выполняет в семье ряд
Появление в семье больного приводит к значительному изменению ее структуры и взаимоотношений между ее членами. Как правило, наблюдается «расслоение» семьи на три подгруппы, члены которых в различной степени вовлечены во взаимодействие с больным и заботу о нем:
1. Первая группа, или внутренний
слой. Представлена членом семьи,
который берет на себя роль
главного опекуна и на
Его жизнь наполнена постоянными заботами о больном. Чем хуже идут дела у больного, тем больше активности требуется от опекуна, который часто при этом жертвует своей личной жизнью и интересами.
2. Вторая группа — это члены
семьи, которые в меньшей
3. Третью группу составляют
Во время первой встречи с
семьей, имеющей «проблемного»
1. Установление контакта с
2. Информирование родителей. На
этом этапе врач может
3. Предварительное выявление
4. Эффективность последующих
Заключение
Выясняя и открыто обсуждая возможные альтернативы решения проблемы, врач побуждает членов семьи проанализировать все возможные варианты, не навязывая своих решений, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, разобраться, какие из них подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться и принять факт болезни пациента. Составление плана действий по решению имеющихся проблем должно также помочь семье осознать, что не все проблемы разрешимы: для преодоления некоторых затруднений требуется слишком много времени; другие могут быть решены частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего воздействия.
На данном этапе происходит последовательная реализация плана решения проблем семьи. Врач помогает ее членам строить жизнь с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, понимая, что существует возможность неудачи в достижении целей. Особую важность на этом этапе приобретает поддержка врачом позитивных изменений в жизни семьи.
Список использованной литературы:
1. Б.В. Петровский. «Деонтология в медицине», М.: Медицина, 1988г.
2. 1. Барков И.Н. I/ Актуальные вопросы психиатрии. - 1985. - С. 58-64.
3. 2. Гаврилова С.И. // Журн. невропатол. и психиатр. - 1987. - № 8. - С. 1187-1192.
4. 3. Данилов Ю.М. Семейные
отношения психически больных
в позднем возрасте (в связи
с задачей вторичной
Информация о работе Анализ проблем и достижений при взаимодействии с семьей пациента