Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:03, контрольная работа
11. Интегрированная деятельность коры головного мозга. Лобные, затылочные, теменные области, правое и левое полушария, основные различия в переработке ими информации.
20. Зрительные рефлексы: аккомодация, фоторецепция. Особенности строения сетчатки глаза. Характеристика фоторецепторов.
33. Жидкие среды организма. Функции воды в организме человека. Биологические функции воды. Основные «водные депо» в организме.
47. Морфологическая асимметрия полушарий мозга. Формы совместной деятельности полушарий: интеграция информации, контрольные функции, межполушарный перенос информации.
55. Функциональная организация моторной коры. Двигательные пути мозга (пирамидный тракт). Формирование двигательных программ для передачи информации.
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский
государственный
Факультет заочного обучения
Кафедра инженерной психологии и эргономики
Контрольная работа
по дисциплине:
«Анатомия и физиология центральной нервной системы»
Вариант 11
Минск,
2012 г.
11. Интегрированная деятельность коры головного мозга. Лобные, затылочные, теменные области, правое и левое полушария, основные различия в переработке ими информации.
Работа
коры головного мозга, её функциональная
деятельность, осуществляется в тесной
взаимосвязи с деятельностью
всех остальных структур головного
мозга. Наряду с общими для нервной
системы механизмами
В коре головного мозга различают пять долей: лобную, теменную, затылочную, височную и островковую доли. Одним из механизмов функции нейронов различных её областей является механизм конвергенции возбуждений к отдельным нервным клеткам.
Различают мультисенсорную конвергенцию, которая проявляется в реакции отдельных нервных клеток на несколько предъявляемых раздражителей (звуковой, световой, соматосенсорный раздражитель и др.). Сенсорно-биологическая конвергенция связана с различными биологическими состояниями организма (боль, голод и др.).
В затылочно-теменных областях коры головного мозга осуществляются высший анализ и интеграция соматосенсорных, вкусовых и зрительных сигналов. Всё, что человек видит, распознаётся и анализируется в затылочной области коры головного мозга, глаз – всего лишь приемник изображения, передающий его по нервным волокнам для анализа в затылочную зрительную зону.
В том случае, если изображение движется, то анализ движения этого изображения происходит в теменной области, и в результате этого анализа мы определяем, в каком направлении и с какой скоростью движется видимый нами предмет.
Теменные области коры совместно с височными зонами коры принимают участие в формировании акта членораздельной речи и в восприятии формы тела человека и его расположения в пространстве.
Среди ассоциативных
областей коры головного мозга лобные
доли играют главную роль в выработке
стратегии поведения. Выбор стратегии
поведения особенно нагляден в ситуациях,
когда необходим быстрый
В каждом полушарии головного мозга выделяют первичные зоны, в которые поступает информация от разных органов чувств, то есть участки коры головного мозга, куда непосредственно поступают нервные импульсы (раздражения, сигналы) от всех органов чувств человека, которые находятся как на поверхности тела (зрение, слух, обоняние и т.д.), так и внутри его (рецепторы боли, давления). В этих первичных зонах происходит обработка всей поступающей информации и принятие первичных решений; это либо рефлекторный ответ (например, отдергивание руки при ожоге), либо передача этой информации в лобные доли для принятия осмысленного решения, (как поступить, увидев знакомого человека). Это может быть также сочетание рефлекторного ответа плюс осмысленная реакция в дальнейшем на произошедшее событие.
Правое полушарие
головного мозга
Функциональная
асимметрия полушарий существенно
расширяет возможности мозга, делает
его более совершенным. Явление
асимметрии далеко не однозначное: какими-то
свойствами обладает только одно полушарие,
другими - оба, но в разной степени, и
все это находится в сложнейшей
взаимозависимости и
Межполушарная асимметрия по-разному выражена и при чтении художественных и технических текстов. Хотя и в том и в другом случае происходит восприятие и переработка вербальной информации, но при чтении технических текстов больше активизируется левое полушарие, а при чтении художественных - правое. То есть они опять-таки "не забывают" своих основных функций.
Все эти факты
свидетельствуют о том, что различие
между полушариями мозга
Основной отличительной особенностью "правополушарного" - образного - мышления считают способность целостно, в комплексе воспринимать предметы и явления, с одновременной и даже мгновенной обработкой многих, если не всех их параметров. А "левополушарное" мышление наделяют способностью к последовательной обработке информации, когда познание происходит ступенчато, шаг за шагом, и благодаря этому носит аналитический, а не синтетический характер. Иначе говоря, правое полушарие как бы сразу "схватывает" всю картину мира в целом, левое же формирует ее постепенно, из отдельных, тщательно изученных деталей.
Основное различие между двумя типами мышления сводится к принципам составления связного контекста из отдельных элементов информации. Левополушарное мышление из этих элементов создает однозначный контекст. То есть из всех бесчисленных связей между предметами и явлениями оно активно выбирает только некоторые, наиболее существенные для данной конкретной задачи. Так, например, слово "коса" может означать или форму женской прически, или участок суши, вдающийся в море, или сельскохозяйственное орудие. Даже такие простые и, по видимости, однозначные понятия, как "стол" или "стул", могут иметь и другие значения. Ну, а в конкретном предложении слова приобретают единственно нужное в данном случае значение. Именно в таком создании однозначно понимаемого контекста и состоит стратегия левополушарного мышления. При этом совершенно не обязательно, чтобы использовались именно слова. Это могут быть и любые другие условные знаки.
На противоположных принципах основана стратегия правополушарного мышления. Оно создает многозначный контекст, благодаря одновременному схватыванию практически всех признаков и связей одного или многих явлений. Если логико-знаковое мышление формирует модель мира, удобную для анализа, но в чем-то условную и ограниченную, то образное мышление создает живой и полнокровный, натуральный образ мира. Отдельные свойства, грани образов взаимодействуют друг с другом сразу в нескольких "смысловых плоскостях", что, собственно, и создает эффект многозначности.
21. Зрительные рефлексы: аккомодация, фоторецепция. Особенности строения сетчатки глаза. Характеристика фоторецепторов.
Аккомодация
глаза – это рефлекторный механизм,
за счет которого происходит приспособление
глаза к ясному видению предметов,
находящихся на разном расстоянии,
посредством фокусировки
Объем аккомодации
(ширина, сила) описывает пределы
возможности изменения
Аккомодация, определяемая для одного глаза, называется абсолютной. Если зрение осуществляется двумя глазами, бинокулярно, то процесс аккомодации обязательно сопровождается конвергенцией, сведением зрительных осей глаз на фиксируемом предмете. Такая аккомодация характеризуется как относительная.
Аккомодационный аппарат глаза обеспечивает фокусировку изображения на сетчатке, а также приспособление глаза к интенсивности освещения. Он включает в себя радужку с отверстием в центре - зрачком - и ресничное тело с ресничным пояском хрусталика.
Фокусировка изображения обеспечивается за счёт изменения кривизны хрусталика, которая регулируется цилиарной мышцей. При увеличении кривизны хрусталик становится более выпуклым и сильнее преломляет свет, настраиваясь на видение близко расположенных объектов. При расслаблении мышцы хрусталик уплощается, и глаз приспосабливается для видения удалённых предметов.
Зрачок представляет собой отверстие переменного размера в радужке. Он выполняет роль диафрагмы глаза, регулируя количество света, падающего на сетчатку. При ярком свете кольцевые мышцы радужки сокращаются, а радиальные расслабляются, при этом зрачок сужается, и количество света, попадающего на сетчатку, уменьшается, что предохраняет её от повреждения. При слабом свете наоборот сокращаются радиальные мышцы, и зрачок расширяется, пропуская в глаз больше света.
Фоторецепция – восприятие света одноклеточными организмами или специализированными образованиями (фоторецепторами), содержащими светочувствительные пигменты - одно и основных фотобиологических явлений, в котором свет выступает как источник информации.
Слой фоторецепторов лежит на слое пигментных клеток, которые содержат пигмент фуксин. Он поглощает свет и обеспечивает четкость зрительного восприятия.
Основная функция рецепторов глаза – способность усиливать электромагнитное излучение с определенными длинами волн (свет) и генерировать в ответ на него нервные импульсы, которые затем передаются в головной мозг для формирования воспринимаемого образа. Сетчатка глаза образована двумя главными типами зрительных клеток-рецепторов – палочками (около 120 млн клеток на сетчатку человека) и колбочками (около 7 млн клеток). Палочки – рецепторы, обеспечивающие черно-белое зрение в условиях слабой освещенности, имеют очень высокую чувствительность, но не различают цвета и дают нерезкое изображение, содержат пигмент родопсин. Палочки имеют максимум поглощения света в области 500 нм. Колбочки обеспечивают цветное зрение, содержат пигмент йодопсин.Они делятся на «синие» (реагируют сильнее всего на коротковолновые волны света – S, пик поглощения 430-470 нм, их 2% от общего числа колбочек), «зеленые» (средневолновые – М, 500-530 нм, их 32%) и «красные» (длинноволновые – L, 620-760 нм, их 64%). Каждая колбочка содержит свой пигмент, поглощающий определенный участок спектра лучше, чем остальные, а названия отражают лишь максимальную чувствительность типа колбочек. При этомвсе колбочки реагируют на весь видимый свет, но лучше всего на «свой» участок спектра.
Информация о работе Анатомия и физиология центральной нервной системы